nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ОТ СУТУЛОСТИ — К БОЛЕЗНИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

ОСАНКА.

Позвоночник — основа скелета и выполняет две важнейшие функции: опорно-двигательную и — защитную: предохраняет спинной мозг от механических повреждений. К нему подходят нервные окончания, отвечающие за работу всех органов в организме человека. В каждом позвонке скрыта часть спинного мозга, регулирующего работу определенного органа. Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клеткам в разных участках тела. Со временем именно в этих участках тела будут развиваться различные заболевания. При правильной осанке нагрузка на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки отдельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здоровым до преклонного возраста. Правильная осанка характеризуется следующими показателями:

1. Прямое положение головы и позвоночника.
2. Горизонтальные линии ключиц.
3. Симметричное расположение лопаток.
4. Симметричное расположение ягодиц.



Осанка формируется в процессе роста, развития и воспитания в период от 3 до 18 лет. Поэтому с 3 лет ребенка следует приучать держать спинку прямо, следить за тем, чтобы достаточное количество времени уделялось его физической активности. Регулярные занятия физкультурой должны войти в привычку и стать неотъемлемой частью семейного досуга.

При нарушении осанки дети чаще болеют, потому что ограничивается подвижность грудной клетки и ухудшается дыхание и вентиляция легких. Любая инфекция, попадающая в носоглотку и дыхательные пути развивается беспрепятственно. Дети с нарушением осанки чаще болеют простудными заболеваниями, которые осложняются гайморитами, бронхитами и пневмониями.

Физическая активность оптимизирует работу сердца по перекачке крови по всему организму и увеличивает приток крови к головному мозгу. У ребенка, который не занимается физкультурой, нет достаточного притока крови к головному мозгу, что негативно влияет на его функции. Отсюда плохая память, невнимательность, быстрая утомляемость, частые головные боли и как следствие плохое настроение и проблемы с учебой.

Хорошо укрепляет мышцы спины плавание. В воде вес тела уменьшается в 10 раз. Эта легкость расправляет межпозвонковые диски, позвоночник расслабляется и отдыхает.

Правильную осанку у детей дошкольного возраста следует формировать в игре. Например, упражняться в ходьбе с сосудом с водой на голове, постепенно увеличивая количество воды.

Важен личный пример родителей в формировании правильной осанки. Если сами родители безукоризненно держат спину прямо, это лучший стимул для поддержания хорошей осанки.

ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА.

Нарушение осанки и искривление позвоночника — не одно и то же. Искривление позвоночника — это состояние позвоночного столба, при котором происходит отклонение его продольной оси от вертикали. При сильном отклонении позвоночника выпуклостью назад форму искривления называют кифозом. При возникновении бокового искривления позвоночника в виде латинской буквы S форму искривления называют сколиозом. Иногда встречаются сочетания этих двух форм — кифосколиоз.

Неправильная осанка указывает на болезни позвоночника, в том числе и на сколиоз, который редко является самостоятельным. С годами он влечет за собой тяжелые последствия.

Когда человек долго сидит, через некоторое время нетренированные мышцы спины устают и уже не могут обеспечивать правильную осанку — позвоночник сгибается. В этом физиологически неправильном положении сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков, а задние — растягиваются. В таком положении межпозвоночный диск теряет эластичность, изнашивается. Нервные корешки ущемляются и хуже проводят сигналы от мозга к органам и тканям. Особенно чувствителен к таким перегрузкам неокрепший позвоночник подростка. Большинство детей ведут «сидячий» образ жизни. Высокая учебная нагрузка, компьютеры, телевизоры и т. д. Поэтому проблема профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей приобрела массовый характер.

КОРРЕКЦИЯ.



Для профилактики заболеваний позвоночника — лечебная гимнастика, укрепляющая мышцы спины, развивающая гибкость позвоночника. Тренированные мышцы спины способны долго удерживать позвоночник в правильном положении.

Врачи-ортопеды совместно с учеными-биомеханиками разработали специальные устройства (реклинаторы) для длительного сохранения правильной осанки. Реклинаторы или корректоры осанки выполнены из специальной ткани с эластичными свойствами. Правильно подобранный реклинатор не позволяет подростку сутулиться. С его помощью осуществляется разведение верхнего плечевого пояса с мягкой коррекцией грудного отдела позвоночника. Одновременно разгружаются напряженные мышцы спины. Лечебное действие корректора осанки обусловлено эффектом «запоминания» правильного положения позвоночника. Благодаря эластичным свойствам ткани применение реклинатора не «выключает» работу собственной мускулатуры, что является очень важной его особенностью. Реклинатор незаметен под одеждой, не затрудняет дыхания и не препятствует правильной работе сердца. Он не требует постоянного ношения. Корректор осанки используется только при длительной статической нагрузке (выполнение уроков, работа с компьютером и т. д.). Реклинатор обеспечивает правильное перераспределение сил, действующих на позвоночник, тем самым уменьшая возможное отрицательное воздействие на него. Применение реклинатора помогает выработать устойчивый стереотип правильной осанки, который сохраняется на долгое время или на всю жизнь. Своевременное обращение к специалистам, которые помогут выявить заболевания позвоночника на ранних этапах и подберут индивидуальную программу оздоровления, обеспечит вашим детям здоровое будущее.

Нужно уделять должное внимание организации рабочего места ребенка. Стол, за которым работает ребенок, не должен быть слишком высоким или низким. Когда ребенок пишет, локти должны лежать на столе.

ПРОФИЛАКТИКА.

Ночью позвоночник и мышцы расслабляются. Поэтому полноценный сон — главное средство профилактики заболеваний позвоночника.

Постель ребенка не должна быть слишком мягкой. Идеален вариант матраса, который при положении тела на спине повторяет все физиологические изгибы позвоночника. Современные ортопедические матрасы вполне соответствуют требованиям специалистов. Подушка должна быть достаточно низкой и плотной для того, чтобы голова не поднималась высоко и не перегружался шейный отдел позвоночника. На сегодняшний день ортопедические салоны предлагают специальные ортопедические подушки.

Программа профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата включает:

— правильная организация рабочего места;
— систематическое выполнение специальной гимнастики для развития и укрепления мышц спины;
— применение корректора осанки для профилактики и лечения различных заболеваний позвоночника (сколиозы, кифозы, кифосколиозы и др.), а также для выработки правильной осанки у детей и подростков;
— курсы массажа спины.

В совокупности все эти методы дополняют друг друга и усиливают лечебно-профилактическое воздействие на организм.

СКОЛИОЗ У ШКОЛЬНИКА

У около 40 % учеников старших классов позвоночник деформирован и требует лечения.

Сколиоз — деформация позвоночника, которая развивается во время его роста. У девочек это заболевание наблюдается намного чаще, чем у мальчиков. Возникает в большинстве случаев в грудном отделе, однако впоследствии может перейти и на поясницу. Искривление позвоночника развивается из-за неправильного положения за партой, а также из-за ношения тяжелого рюкзака.

Сколиоз бывает:
1)врождённый, вызванный неправильным развитием эмбриона и
2)приобретённый:
- рахитический – обуславливается в результате дефицита витамина D;
- травматический – появляется в результате перелома позвоночника;
- паралитический – из-за перенесённого заболевания;
- рефлекторно-болевой – при воспалительном процессе седалищного нерва и обусловленном им напряжением спинных мышц;
- школьный – в результате неправильной позы за партой, как правильно сочетается с рахитическим.
У школьника возникает перекос таза, и как следствие – нарушение походки, сбой работы сердца и лёгких.

Предпосылки к искривлению осанки возникают в детстве. Если роды сопровождаются травмами, вероятнее всего, что у малыша будут нарушения. При рождении голова и шея младенца испытывают особое напряжение. Если врач использовал методы механического давления, это приносит дополнительную травму. По медицинским данным около 70 % малышей в момент появления на свет получают родовую травму шейного отдела, что в дальнейшем чревато сколиозом, деформацией осанки и другими нарушениями. Процессов родов важен для будущего здоровья малыша. Именно поэтому первым этапом предупреждения сколиоза является правильная подготовка к родоразрешению и грамотное проведение этого процесса.

Если же травма всё же произошла, важно незамедлительно приступить к лечению у невролога и остеопата.

ОСАНКА.

В сидячем положении позвоночник ребёнка получает более интенсивную нагрузку, чем в вертикальном положении. Поэтому родители должны следить за осанкой малыша. За школьной партой, за кухонным или рабочим столом школьник должен сидеть прямо, не наклоняясь вперёд и не отклоняя тело в сторону. Спина должна опираться на спинку стула или кресла. Обязательно проконтролировать, чтобы стол и парта соответствовали росту ученика, а высота сидения отвечала длине его голеней. Ноги должны стоять на полу, лопатки – упираться в спинку, а глаза — располагаться на расстоянии от 26 до 32 см от книги или тетради. Родители обязаны научить малыша правильному положению «сидя».

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОРТФЕЛЬ.

Уже в первом классе школьники носят весьма тяжёлый рюкзак. В нем много предметов: книги, тетради, пенал, краски, обед, пачка сока или бутылка с водой. Несколько раз в неделю в расписании — физкультура, на которую носят спортивную форму, кроссовки. Малыши ежедневно таскают на себе рюкзак, вес которого превышает их собственный на 20 %. Это еще одна причина неправильной осанки.
Родители должны тщательно выбирать рюкзак, поскольку даже при небольшом количестве учебников, неправильно купленный портфель будет содействовать деформации позвоночника. Врачи советуют рюкзаки, оснащённые ортопедической спинкой, адаптирующиеся под изгибы позвоночника. Рюкзак не должен превышать ширину плеч школьника, а также свисать ниже пояса. Ремни рюкзака должны быть мягкими и массивными, с крепкими и качественными креплениями, которые без труда будут регулировать длину.

ПРАВИЛЬНАЯ ОБУВЬ.

Обувь должна быть ортопедической — с высоким задником, комфортным подъёмом и супинатором. Неправильно выбранные туфли или ботиночки могут стать причиной плоскостопия. Подошва не должна скользить и должна позволять свободно сгибаться стопе. Не покупайте обувь не «впритык», ни «на вырост». При покупке важно, чтобы малыш был с вами, мог примерить и почувствовать, подходят ли ему выбранные туфли.

ПОСТЕЛЬ.

В специализированных магазинах можно приобрести ортопедический матрац, который будет снимать напряжение со спины и повторять изгибы позвоночника во время сна. Качественный матрас – превосходный метод профилактики сколиоза.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА.

Искривление позвоночника происходит из-за недостаточности освещения. Если над столом мало света, ребёнок будет постоянно наклоняться к тетрадям, при этом позвоночник испытывает сильную нагрузку. Поэтому, чем больше света, тем лучше.

Занятия не должны затягиваться. Обязательны перерывы. Цикл сидения должен продолжаться не более 45 минут. В перерыве нужно размяться, побегать, перекусить.

УЧЕБНАЯ ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ

В Германии существует специальная организация Bundesarbeitsgemeinschaft für Haltungs- und Bewegungsförderung e.V. (BAG), которая занимается изучением влияния методов обучения в школах и школьной мебели на умственное и физическое развитие детей. Руководитель BAG профессор Dieter Breithecker является признанным в мире специалистом в области эргономики школы с опытом практической работы в детском реабилитационном ортопедическом центре. Исследования, выполненные BAG, показали необходимость коренных изменений в организации учебного процесса и оснащении учебных классов в школах Германии, и, несомненно, имеют важное значение для всех неравнодушных сотрудников системы образования в России.



Влияние организации обучения в школе на здоровье школьника

Научные исследования доказывают положительное влияние стимулирующей движение организации учебного процесса и эргономической школьной мебели на обучение и развитие детей.

Условия для учебы в школах часто вызывают тревогу: здания школ нуждаются в переоснащении, не хватает учебных материалов, используется устаревшая мебель. Регулируемая школьная мебель, несомненно, такая же необходимая вещь, как новая обувь для быстро растущих детских ног. Почти 80% детей в школах (здесь и далее данные по Германии) все еще используют нерегулируемую мебель, хотя уже давно существует легко настраиваемая школьная мебель.

Подобная практика обучения в школах пагубно влияет на здоровье детей: 48% подростков в возрасте 11-14 лет страдают от нарушений осанки, 44% выпускников 4 класса жалуются на эпизодические, а 8% - на регулярные боли в спине, у 43% школьников в начальных классах периодически отмечается отсутствие концентрации на занятиях, у 12% это происходит постоянно.

Несколько лет назад было проведено четырехлетнее исследование, чтобы подтвердить положительное влияние поддерживающей движение школьной среды, включающей эрго-динамическую школьную мебель и ориентированные на поддержку движения методы обучения. Немецкий производитель школьной мебели VS Mobel оснастил одну из начальных школ в Ганновере эргономической школьной мебелью: эрго-динамическими стульями, мобильными и регулируемыми по высоте высокими столами и партами с регулировкой наклона столешницы.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

1)В эргономически организованных классах школьники сидят на уроках более активно и чаще меняют позу. Такая активность положительно влияет на физическое развитие детского организма.
2)Активное обучение значительно уменьшает нагрузку на позвоночник, особенно на грудной и шейный отделы.
3)Регулируемые по высоте столы, позволяющие заниматься стоя (использовались в 11,4% уроков), оказались необходимыми для организации более динамичных уроков.
4)Парты с регулируемым углом наклона столешницы, использованные для 63% занятий по письму и 32,7% занятий по чтению, помогли значительно уменьшить напряжение, возникающее при наклонном положении головы.
5)Динамические методы обучения способствуют значительно лучшему физическому развитию детей.
6)Уровень внимания и способность сконцентрироваться существенно выросли, даже после пятого утреннего урока.

Так была научно подтверждена связь двигательной активности и способности к познанию у детей.

Исследование доказало необходимость использования эргономической школьной мебели, позволяющей удовлетворить потребность детей в движении и ориентированной на процессы физического развития, как для сохранения здоровья ребенка, так и для улучшения результатов обучения.

P\S или ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Возможно у некоторых возникнет мнение, что интервенции в анатомию и физиологию неуместны и бесполезны родителям, намеренным стать педагогами собственный детей. Что достаточно было бы одних общих рекомендаций "нагружать" позвоночник физическими упражнениями, воздействуя, таким образом, и на спинной мозг...

Если бы это делалось в рамках обыкновенной казенной школы, то таки да. Достаточно было бы провести тематический классный час про гипподинамию и ее вред. Можно было бы пригласить на него пропитого физрука с лекцией о пользе физкультуры под девизом: "сало - сила, спорт - могила, наливай!"... Но! Черт меня побери! Ведь мы тут строим необыкновенную школу, где папа и мама становятся КОМПЕТЕНТНЫМИ педагогами собственного ребенка. А это значит, что, во-первых, такой педагог должен учить не проповедями здорового образа жизни, а ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ - ДЕЛАЙ, КАК Я и, во-вторых, УПРАВЛЯЯ в ручном режиме развитием чада (или "исчадия"?), что означает ПОНИМАНИЕ своего КАЖДОГО педагогического действия, каждого поступка - его последствий, его динамики, его мотивации... К примеру, решая, выходить с ребенком на утреннюю зарядку конкретно 12 декабря 2015 года, конкретно в гололед, конкретно в новолуние, в условиях геомагнитных возмущений и какие упражения в такой день совершать или не совершать; или остаться в такой день дома и сделать при открытой форточке другую зарядку, возможную в условиях закрытого помещения; или, принимая решение вовсе "пробуксовать" зарядку в такой непростой день...следует ясно осознавать все те внутренние процессы - физиологические, психические, идеологические, которые произойдут в душе Вашего Ученика. И только так можно работать с ребенком вообще и со своим ребенко в частности. Ибо потом наступит пора ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свое решение. И не раз! И это будет пострашнее "страшного суда", которым пугают попы. Это будет суд совести, творимый самому себе. А это суд беспощадный. Не все его переносят на резвую голову. И не все на него способны. Но сам факт спасения своего ребенка из казенной школы подтверждает, что в данном случае совесть есть и она работает. Иначе не стали бы забирать его из такой удобной и привычной "камеры хранения" с государственными гарантиями.

Да приведенная информация, вроде бы здесь "сама по себе" - вне целостного педагогического контекста и развернутой мотивации. Но не дать я ее было нельзя. Потому что есть предел ПОРЦИИ информации, за которым она не усваивается исключительно в силу своей неподъемной массы. Но позже мы еще не раз к ней будем возвращаться. Вновь и вновь.

И еще, вспомните, как некогда семиклашки впервые приходят в кабинет химии и видят таблицу Менделеева. Что оно такое никто не понимает, потому что "проходят" ее аж в 9-м классе. Однако висит два года перед глазами и постепенно к ней привыкают и исчезает ошарашивающий эффект новизны. Так и тут. Привыкайте. И запоминайте: где? в каком позвонке? спрятан нерв, управляющий сердцем, печенью, взглядом, голосом...? Вдруг, чтобы решить проблему, достаточно будет своего ребенка "просто" по спинке "почухать". Понимая, где почухать? С какой силой нажатия? Чем - пальчиком или ладошкой? А может и кулачком (в хорошем смысле слова)? Как продолжительно? И когда ожидать непосредственного эффекта такого массажа? Вдруг, если Ваш ребенок пожалуется, что у него спинка болит - вот здесь и здесь, Вы САМИ сможете уловить начало чего-то неприятного и в самом зародыше остановить это? Самостоятельно или с помощью специалиста, если процесс зашел далеко. И не надо будет записываться на прием. И зависеть от мнения "эксперта". Тем более, что теперь такие мнения...
Tags: #дидактика, #здоровье, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments