nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ГОЛОВНОЙ МОЗГ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



I. ЗАДНИЙ МОЗГ:

1) Продолговатый мозг: (продолжение спинного мозга, начало головного мозга)
Функции:
a)управление кровообращением,
b)управление мышцами плечевого пояса,
c)синтез болевой, температурной, тактильной чувствительности,
d)управление гладкой мускулатурой внутренних органов, желез, сосудов:
пото- слёзо- слюно-отделение,
дыхание,
вегетация (блуждающий нерв),
вестибулярный аппарат (равновесие, положение в пространстве, координация движения),
мимика лица,
динамика языка, глотки,
вкус,
слух.

2) Мозжечок (малый мозг):
Функции:
1) управление движениями,
2) торможение (нервный субстрат воли),
3) обработка сигналов разных рецепторов и выделение основного из общего сенсорного потока,
4) посредник при согласовании программы поведения с другими системами.

3) Варолиев мост (продолжение продолговатого мозга вверх)
Функции: управление ртом, глазами, слёзо-, пото-, слюно-отделением, координацией движений.

4) Ретикулярная формация (завершение продолговатого мозга, связывающая его с гипоталамусом):
Функции: энергетическое обеспечение перерабатывающих клеток мозга (электрогенератор):
- снабжение энергией сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
- уровень сна, бодрствования и внимания,
- движение глазных и жевательных мышц,
- обучение, память.
В союзе с гипоталамусом:
- выработка условных рефлексов,
- агрессия, оборона,
- эмоции (ярость, страх).
Разрушение Р.Ф. вызывает состояние длительного сна, сопровождается появлением в к.г.м. волн низкой частоты и большой амплитуды.
Связана с повышением и понижением чувствительности.
Управляется волевым образом из коры головного мозга.

II. СРЕДНИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) МОЗГ:

1.Гипоталамус (подбугорье):
Функции: управление адаптацией и гомеостазом внутренней среды –
1) вегетацией (возбуждение, активация),
2) эндокринной деятельностью (связь внешних и внутренних восприятий с функциями сердечно-сосудистой системы),
3) обменом веществ,
4) регуляция температуры тела, водного обмена, пищевого обмена,
5) агрессия, оборона (соответствующая эмоциональная окраска),
6) голод, жажда, секс.

2.Таламус (зрительный бугор):
Функции:
1) управление зрением,
2) сбор центростремительных импульсов от всех рецепторов, кроме обоняния, и переработка их с точки зрения их биологической значимости,
3) переключение информации, входящей в передний мозг и выходящей из него.

III. ПЕРЕДНИЙ МОЗГ
(кора больших полушарий, миндалина, гиппокамп, базальные ганглии и перегородки — стенки между двумя желудочками)



Кора головного мозга (КГМ):
делится на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях имеется 6-7 слоёв нервных клеток – в зависимости от древности участка коры.
Обладает складчатым характером «ткани»: «извилины» = эволюционное приспособление, позволяющее увеличить объём мозговой корковой ткани без увеличения общих размеров мозга. В противном случае рост размеров мозга обусловил бы увеличение черепа, который бы при родах уничтожал мать, деформируя до невосстановимости выводящие пути плода. Вторым эволюционным приспособлением для спасения матери стал дальнейший рост КГМ и ее объема и веса после родов, продолжающийся у людей до примерно 20 лет.

Ввиду идиотических реформ отечественного министерства просвещения, когда недоразвитый функционально и органически (физиологически) детский мозг подвергают информационным атакам и перегрузкам, превышающим его природные возможности, в отдельной статье я вскоре опишу динамику и логику эволюции мозга человеческого эмбрриона и детеныша.

1. Палеокортекс (древняя кора) = РЕПТИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: 0,6% площади коры г.м.
1 слой нервных клеток, не отделённый от подкорковых структур.
Агрессия.
Торможение.
Ритуал.
Охрана своей территории.
Поддержание социальной иерархии.
Бесстрастное, послушное поведение, диктуемое генами или мозгом.
Рептилии, рыбы.

2. Археокортекс (старая кора) = ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: 2,6% площади коры г.м.:
1 слой нервных клеток, полностью отделённый от подкорки, вдоль внутренней кромки коры г.м.
Эмоции: любовь, веселье, страх, ярость…
Внимание.
Вегетация – стимулирование роста, активности, развития.
Альтруистическое поведение.
Птицы, млекопитающие.

НА ЭТОЙ СТАДИИ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЦНС ЖИВОТНОГО «ЧЕЛОВЕК» И НАЧИНАЕТСЯ ЭВОЛЮЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ». УПОМЯНУТЫЕ ДАЛЕЕ МОЗГОВЫЕ СТРУКТУРЫ ПРИСУЩИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ И ТОЛЬКО ЕМУ.



3. Неокортекс (новая кора) – правое и левое полушария:95,6% площади коры г.м.
6-7 слоёв нервных клеток

Затылочная доля:

1) зрение,
2) символические зрительные образы (буквы, цифры, мимика).

Теменная доля:

1) тонкодифференцированные целенаправленные предметные действия на основе зрительной ориентировки в пространстве,
2) кожная чувствительность,
3) трёхмерная модель своего тела,
4) ориентация в пространстве и времени,
5) анализ и синтез информации – в т.ч. речевой,
6) реакции на сенсорные стимулы,
7) управление движениями.



Височная доля:

1) слух, восприятие и дифференцировка звука,
2) восприятие речи.

Лобная доля: созревает в онтогенезе позднее всего

1) абстрактное мышление,
2) речь,
3) интеграция информации извне и изнутри,
4) координация функций других областей коры головного мозга.

В кору головного мозга поступают импульсы от подкорковых структур и ствола мозга – афферентные импульсы. Последняя инстанция, передающая их коре из подкорки — таламус.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ:
1.Операции с вербально-знаковой, символической информацией в её экспрессивной форме: речь – чтение, счёт.
2.Дискретное аналитическое мышление.
3.Переработка информации по принципу индукции: от частного – к общему.
4.Преимущественное восприятие иностранного языка.
5. Отсроченное, опосредованное анализом восприятие.
6.Семантический анализ информации, осознание значимости стимула.
7.Концептуальное отражение пространства и времени.
8.Анализ любой новой информации. Анализ мелодии.
9.Медленнее обрабатывает новую информацию.
10.Построение символических логических моделей.
11.Работает после упрочения навыков – с динамическими стереотипами.
12.Тормозит эмоции. Продуцирует положительные эмоции.
13.Управляет правой стороной тела.
Последовательные операции с информацией: логически непротиворечивый анализ фактов по определённому числу признаков.
Формирование внутренне непротиворечивой картины мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или иных условных знаках.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ:
1.Операции с образной информацией. Понимание символической информации (цифры, слова), но неспособность к её производству и воспроизводству.
2.Симультанное (одновременное) синтетическое мышление.
3.Переработка информации по принципу дедукции: от общего – к частному.
4.Преимущественное восприятие родного языка.
Плохо «понимает» глаголы (обозначение действенных отношений).
5.Непосредственное комплексное, синтетическое восприятие. Распознавание сложных объектов.
6.Ориентация в пространстве. Восприятие геометрических форм.
Зрительно-пространственный анализ стимулов.
7.Перцептивное (предсознательное) восприятие пространства и времени и формирование рефлекторных ответов на эти восприятия.
8.Сортировка, архивация, синтез информации. Восприятие и усвоение мелодии целиком. Различение музыкальных тонов и невербальных звуков.
9.Быстрее обрабатывает новую информацию.
10.Построение иконических моделей.
11.Работает на ранних этапах усвоения навыков.
12.Активирует эмоции. Продуцирует отрицательные эмоции.
13.Управляет левой стороной тела.
14.Продуцирование сновидений.
Целостность восприятия: одномоментное «схватывание» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов.
Взаимодействие образов сразу в нескольких смысловых плоскостях делает их многозначными. Эта многозначность лежит в основе творчества, но она же затрудняет выражение связей между фактами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.
Формирование противоречивой – диалектической картины мира, различные блоки которой могут быть выражены типически разнообразными символическими (системами словами – в их именной или символической функциях, музыкальными звуками, иконическими образами, цифрами, обонятельными, вкусовыми образами…).
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #модель личности и компетенции учащегося, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments