nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

СПИННОЙ МОЗГ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

(1) Анатомические характеристики спинного мозга.
(2) Функции спинного мозга.
(3) Неподвижный образ жизни калечит спинной мозг.
(4) Осанка.
(5) Искривление позвоночника.
(6) Коррекция.
(7) Профилактика.
(8) Сколиоз у школьника.
(9) Качественный портфель.
(10) Правильная обувь.
(11) Постель.
(12) Организация рабочего места школьника.
(13) Учебная детская мебель.

В процессе филогенеза (становления и развития вида «Человек Разумный») СМ возникает раньше головного. Его длина у взрослого человека ≈ 43 см, ширина 1,0 - 1,5 см, масса ≈ 34-38 грамм (≈ 2% массы головного мозга).

Спинно́й мозг (СМ) — орган центральной нервной системы (ЦНС), расположенный в позвоночном канале. Вверху (от 1-го шейного позвонка) он непосредственно переходит в продолговатый мозг, а внизу оканчивается на уровне 2 поясничного позвонка, конически заостряясь и проникая в крестцовый канал, крепясь у его конца.

СМ, повторяя кривизну позвоночного столба, не занимает целиком полость позвоночного канала: между стенками канала и мозгом остаётся пространство, заполненное жировой тканью, кровеносными сосудами, оболочками мозга и спинномозговой жидкостью.



СМ надежно защищен от возможных деформаций тройным слоем специальных тканей: 1) мягкой, 2) паутинной и 3) твёрдой мозговой оболочками. Пространства между оболочками и спинномозговым каналом заполнены спинномозговой жидкостью. Пространство между внешней твёрдой оболочкой и костью позвонков заполнено жировой тканью и венозной сетью.

Формируется раньше прочих отделов нервной системы. На ранних стадиях онтогенеза (индивидуального развития человеческой особи) СМ растет вместе с организмом ребенка:
у новорожденного — он оканчивается на уровне III поясничного позвонка,
у плода в возрасте 3 месяцев — на уровне V поясничного позвонка,
его масса у новорожденного ≈ 5,5г, в 1 год ≈ 10г, в 3 г ≈ 13г, в 7 лет – 19г и он продолжает расти в школьные годы.

Толщина СМ постепенно увеличивается снизу вверх. В шейном и пояснично-крестцовом отделах есть два утолщения, возникшие потому, что в этих отделах СМ больше нервных клеток и волокон:
шейное (III шейный — II грудной позвонки) – отсюда осуществляется иннервация верхних конечностей – оно самое насыщенное нервной тканью, т.к. функции верхних конечностей наиболее дифференцированные;
пояснично-крестцовое (IX грудного — I поясничный позвонки) – отсюда осуществляется иннервация нижних конечностей.

СМ делят на 5 частей: шейную (8 сегментов), грудную (12 сегментов), поясничную (5 сегментов), крестцовую (5 сегментов) и копчиковую (1-3 сегмента). Отнесение сегмента спинного мозга к той или иной части позвоночника зависит не от реального его расположения, а от того в каком отделе выходящие из него нервы покидают позвоночный канал:
- шейные верхние сегменты расположены на одном уровне с соответствующими их порядковому номеру телами позвонков;
- шейные нижние и грудные верхние сегменты лежат на один позвонок выше, чем тела соответствующих позвонков;
- в грудном среднем отделе эта разница увеличивается на 2 позвонка;
- в грудном нижнем отделе эта разница увеличивается на 3 позвонка.
В нижних отделах СМ значительно меньше нервных волокон, чем в верхних.

Корешки спинного мозга

Из передней части СМ выходят корешковые нити — аксоны нервных клеток, содержащие эфферентные (центробежные) нервные волокна, проводящие двигательные импульсы из центра нервной системы на периферию тела.

В заднюю часть СМ входят корешковые нити, содержащие афферентные (центростремительные) нервные волокна, проводящие чувствительные импульсы от нервной периферии к ЦНС.



Белое и серое вещество — нервные волокна и нервная ткань, кровеносные сосуды, окружённые соединительной тканью, собранные в пучки афферентных и эфферентных проводящих путей и ассоциативных волокон: связывают сегменты спинного мозга друг с другом.
Серое вещество занимает центральную часть СМ и имеет форму буквы Н или «бабочки».
Белое вещество располагается вокруг серого на периферии СМ.
Соотношение серого и белого вещества в разных частях СМ различно.
В шейной части серого вещества значительно больше, чем в средних участках грудной части, где количество белого вещества в 10-12 раз превышает массу серого вещества.
В поясничной области, особенно в поясничном утолщении, серого вещества больше, чем белого.
В направлении крестцовой части количество серого вещества уменьшается, но ещё больше уменьшается количество белого.



ФУНКЦИИ СМ — посреднические:
- управляет врождёнными реакциями (безусловные рефлексы) в ответ на внутренние и внешние раздражители;
- проводник нервных связей различных частей тела с центром управления организмом из головного мозга на основе обработки информации, поступающей с телесной периферии;
- управляет скелетной мускулатурой, мышцами и сухожилиями конечностей — мускульные рефлексы: сокращение и растяжение мышц, сгибание конечностей, поддержание позы, мочеиспускание, дефакация, эрекция, эякуляция;
- обеспечивает ощущения — боли и температурного баланса.



Принцип работы СМ — рефлекторная дуга: информация от рецептора идет по чувствительному нейрону — к вставочному нейрону, оттуда — на мотонейрон и — к эффекторному органу.



НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ЗНАКОМСТВА С ЦНС «ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО», СУЩЕСТВЕННЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Жизнь ребенка должна быть насыщена движением, упражняющим и тренирующим позвоночник и расположенный там спинной мозг.

НЕПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Позвоночник:
1) опора для всего тела,
2) стержень, к которому крепятся все остальные органы,
3) «футляр» спинного мозга;
4) «амортизатор», предохраняющий от повреждения головной мозг, сердце, лёгкие, кишечник.

Чтобы выдерживать предназначенные ему нагрузки, позвоночник должен быть крепким и гибким.
И Природа (Эволюция) сделала его таким: благодаря своему уникальному строению, он прекрасно справляется со всеми этими задачами. Позвонки находятся не прямо один над другим, а образуют ряд изгибов. В шейном и поясничном отделах позвоночник выгибается вперед; в грудном – изгибается назад. Эти изгибы являются пружинящими амортизаторами позвоночника, смягчающими различные толчки, предохраняя головной мозг и другие органы от повреждений при ходьбе, беге и прыжках.

Небольшие позвонки, крестец и копчик удерживаются вместе на одной вертикальной линии связками и межпозвонковыми дисками. Диски – это эластичные хрящевые прокладки, наполненные особой жидкостью, которые стремятся оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки этому препятствуют. Если бы не диски, позвонки мгновенно стерлись бы, и мы при ходьбе издавали бы звук, подобный стуку кастаньет. А жидкость “питает” позвоночник, забирает из кровотока необходимые позвоночнику элементы, наполняет диски, когда мы спим, а наш позвоночник отдыхает.

Однако, после 20 лет межпозвонковые диски начинают уменьшаться, терять жидкость и эластичность, связь между позвонками нарушается. Питание межпозвонковых дисков за счет сосудов происходит только у детей. С возрастом капилляры запустевают. Из-за недостаточного питания и перегрузок в дисках рано развиваются процессы старения. Позвоночник изнашивается значительно раньше других органов. Этот процесс совпадает с окончанием периода роста человека. А начинается этот процесс незаметно — с разрушения отдельных суставов и сегментов позвоночника. Постепенно межпозвонковые отверстия (через которые из спинного мозга ко всем органам идут нервы) сужаются – на них откладываются соединения кальция, не усвоенного костной тканью из-за ухудшения костного кровоснабжения. Поверхность позвонков становится неровной, покрывается шипами, что увеличивает вероятность сдавливания и травмирования нервов. Появляется остеохондроз. В результате травмирования нерва может развиться воспалительный процесс (радикулит) и образоваться отёк, который ещё больше сдавливает нервы.

Поэтому уже после 30 лет даже здоровый позвоночник в этом возрасте нуждается в сильном вытяжении и мобилизации мышц, суставной и соединительной ткани. В пожилом возрасте нарушений накапливается столько, что нервные волокна оказываются сдавленными практически постоянно. Теперь уже даже простые движения могут вызвать травмирование нервных волокон. С этого момента количество заболеваний начинает неуклонно расти.

СИДЯЧИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАЛЕЧИТ ШКОЛЬНИКОВ

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире около 1,9 млн. человек умирают от болезней, обусловленных недостаточной физической активностью.

Ученик начальной школы 4 часа в сутки (1400 часов в год) проводит в полускрюченной позе с гаджетами в руках. За несколько месяцев неправильного сидения он может стать инвалидом на всю жизнь. Учащийся обречен вести малоподвижный образ жизни. В старшей школе он до 8 часов просиживает на занятиях и еще несколько часов — дома: выполняя домашние задания и у компьютера.

Дети не представляют жизни без планшета и телефона. Когда устают сидеть, меняют позу, но планшет не откладывают. За ним времени не замечают, поэтому могут так провести полдня.
«Отдохнув» за планшетом, делают уроки, а значит снова сидят. Такой образ жизни чреват сколиозом, преждевременным старением организма и остеохондрозом. Проблемы с межпозвонковыми дисками имеют даже подростки. Нормальный размер диска для такого возраста - 10-12 мм. Но такое — редкость. В основном их размер — 2-3 мм.

Главные заболевания городской цивилизации – болезни опорно-двигательной системы: искривление позвоночника (сколиоз), остеохондроз, сопровождающиеся мучительными болями и ограничением двигательной активности. Снижение физических нагрузок и сидячий образ жизни:

1)вымывает из костей кальций, ослабляя их и увеличивая риск переломов.
2)Мышцы уменьшаются в объеме, ослабевает связочный аппарат, суставы перестают работать и воспаляются.
3)Сердце без необходимой нагрузки утрачивает силу и выносливость. Даже незначительные усилия заставляют работать его на пределе, когда оно «выскакивает» из груди. Нетренированное сердце сокращается очень часто. Возникает тахикардия, за нею аритмия, скачет артериальное давление, а впоследствии – инфаркт миокарда или инсульт.
4)Возникает застой венозной крови в малом тазу, что приводит к геморрою, варикозному расширению вен, импотенции, потере репродуктивной способности у девочек. Замедление кровообращения вызывает образование тромбов, закупоривающих кровеносные сосуды в сердце, легких, головном мозге.
5)Появляется избыточный вес. Преувеличенные жировые отложения негативно влияют на весь человеческий организм. Жировые клетки оттягивают значительную часть кислорода, необходимого для нормальной жизнедеятельности человека. Они забирают полезные вещества, поступающие с продуктами питания, ничего не давая взамен. Это приводит к сердечной недостаточности, артериальной гипертонии, сахарному диабету, нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, запорам, снижению зрения, хронической ишемии, импотенции, гипертрофии соединительных тканей, плоскостопию.

У ребенка сидячий образ жизни вызывает системную слабость подвижно-двигательных сегментов позвоночника. Это результат
негативного влияния пищевых консервантов группы «Е»,
«нетренированности» защитного мышечного корсета позвоночника.
нехватки в питании компонентов костного и хрящевого синтезов,

Группа: Е 338-341, Е 450 — консерванты, увеличивающие срок хранения пищевых продуктов. Но, являясь фосфатными соединениями, они активно выводят кальций из организма человека. При общем дефиците кальция в питании дополнительная потеря минерала ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата как главного депо кальция, делает кости мягкими. Учитывая, что в большей части современных продуктов: колбасных и кисломолочных изделиях, пресервах, газированных напитках, «снэковой группе» (чипсах, сухариках и т.д.) используется химическое консервирование группой «Е», суммарное количество этого вещества в суточном рационе человека, а тем более ребенка, превышает все допустимые уровни.

Нетренированность защитного мышечного корсета позвоночника детей — следствие сокращения их двигательной активности. Современная жизнь и быт не имеют тренирующих нагрузок на мышечный корсет позвоночника. Дети длительно пребывают в сидячей позе, вызывающей нетравматическую компрессию пояснично-крестцового отдела позвоночника. Современный ребёнок сидит по 10-12 часов в сутки, что приводит к смене гравитационных нагрузок из вертикальных (стояние, ходьба, бег) на угловые (сидя). Это негативно влияет на формирования опорно-двигательного аппарата, работу центральной нервной системы, динамику жидких сред организма и в совокупности с ненасыщенностью структурными компонентами костей и подвижно-двигательных сегментов позвоночника увеличивает риск травматизации при относительно небольших нагрузках с последующим развитием нарушения осанки.

Наибольший объем движения приходится на шейный отдел позвоночника, поэтому многие видимые нарушения осанки чаще всего локализуются в верхнеплечевом поясе: кривошея, опущение плеча, сутулость. Но часто первопричина нарушения осанки кроется в общей нестабильности позвоночника из-за разницы длины ног и перекоса таза. Организм на эту, иногда незначительную, разницу опоры тела кардинально меняет тонус корсетных и скелетных мышц для обеспечения равновесия тела в осевой нагрузке.

Тенденции к таким нарушениям осанки среди школьников год от года прогрессируют и проблему в рамках школьной программы по физической культуре, плановыми медицинскими осмотрами детей раз в году, а также стандартными методами лечебной физкультуры, назначениями корсетов, массажа не решить.

Патологические изменения в опорно-двигательном аппарате ребенка, если не корректировать их на ранних этапах, формируют нарушение суммарного динамического баланса мышц антагонистов. Например, нарушение баланса сгибатели-разгибатели бедра в соотношении «туловище - ноги» приводит к мышечному дисбалансу и образованию сгибательной и приводящей контрактуры бедра, а далее к вынужденному изменению угла наклона таза вперед, затем к гиперлордозу поясничного отдела позвоночника. Только специалист при тщательном осмотре ребенка может определить, что стало причиной нарушения осанки. Часто незначительный дефект в виде смещения центрального положения диска или даже нарушения центрального положения пульпозного ядра диска рефлекторно нарушает вегетативную иннервацию и кровообращение тазобедренного сустава с развитием дисплазии. Дисплазия сустава ложно укорачивает длину ноги, перекашивается таз, а затем компенсаторно изменяется верхнеплечевой пояс с уже видимым дефектом осанки. Часто это смещение дисков и позвонков грудного и шейного отделов является одним из компенсаторных проявлений нестабильности позвоночника, а не результатом травмы. Это как видимый результат последующей патологической компенсации в опорно-двигательном аппарате ребенка. Поясничный гиперлордоз меняет угол наклона таза. Изменение естественного положения таза приводит к появлению «выпученного» живота, смещениям тазовых органов, застойным, а значит и воспалительным процессам, деформации положения и формы бедер, коленей, голеней, стоп, общей формы ног и мышечных рельефов. Ребенок с нарушенной осанкой нагибается, ходит и бегает своеобразно: «косит», «сутулится», «косолапит», «загребает» и т.д. Динамические движения в более яркой степени выявляют асимметрии опорно-двигательнгом аппарата.

Боль при смещении позвонков, дисков может отсутствовать. Нередко смещение позвонков — случайная находка при проведении рентгенографического исследования по поводу других заболеваний. А нарушение иннервации и кровообращения в поврежденном сегменте может быть значительным и определять развитие патологии осанки и внутренних органов. Проблема нарушения иннервации при дефектах позвоночника в некоторых случаях способна маскироваться абсолютно под любое соматическое заболевание. Часто это вызывает ошибки в диагностике и лечебной тактике.

Как травма в детском возрасте чаще всего наблюдается смещение шейных позвонков. Это связано с особенностями анатомии шейного отдела и амплитудных движений в шее при падениях. Смещение шейного позвонка, дисков, как и смещения в других отделах позвоночника, нарушает иннервацию сегмента и требуют устранения, чтобы не допустить последующих компенсаторных изменений осанки.

Необходимо искать и врожденные патологии межпозвоночных дисков, связочного аппарата позвоночника, тел позвонков, но статистически врожденные аномалии вероятны до 10-15 % клинических случаев нарушений осанки. Большая часть их проявляет своё «пусковое» действие в раннем возрасте. При смещении тел позвонков и дисков происходит уменьшение просвета спинномозгового канала и раздражение тканей оболочек спинного мозга, нервных рецепторов самого позвоночника и корешков. При этом могут развиваться различные неврологические симптомы, что определяется локализацией смещения. При смещении шейных позвонков у детей появляются жалобы чаще на головные боли и реже в шее, в руках. При этом головная боль может сочетаться с нарушениями чувствительности кожных покровов и слабостью силы мышц верхних конечностей, нестабильностью внутричерепного давления и кровообращения. Может наблюдаться снижение ахиллова и коленного рефлексов, изменение анатомии и функции нагружаемых суставов: голеностопного, тазобедренного и колена.

Многих проблем можно избежать, если изначально правильно организовать физическую тренировку ребенка, профилактику негативных последствий сидячего образа жизни детей, а лечение организовывать строго индивидуально исходя из истинной первопричины нарушения опорно-двигательного аппарата конкретного ребенка.
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #модель личности и компетенции учащегося, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments