nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

(1) Понятие «психика»?
(2) Особенности психического отражения.
(3) Активность психики.
(4) Психика — продукт эволюции.
(5) Объективные признаки психики.
(6) Основные тенденции развития психики.
(7) Теории и гипотезы развития психики.



Живые существа взаимодействуют с окружающим внешним — материальным миром и со своим внутренним — духовным миром. Это взаимодействие — результат особых физиологических процессов порождающих качественно отличные от них, но генетически связанные с ними психические явления.

ПСИХИКА:
функция нервной системы высокоорганизованных живых существ,
обеспечивает их ориентацию и адаптацию к условиям внешней и внутренней материальной среды,
проявляется в различных формах отражения объективной и субъективной реальности: от пассивных приспособительных рефлексов — до активных произвольных феноменов персональной Картины Мира и Мировоззрения.

Картина Мира и Мировоззрение – высшие психические инструменты адаптации человека к среде обитания и его саморегуляции. В них — разными системами кодов \ знаков (сенсорные образы, интеллектуальные образы, язык, цифры...) — представлены модели событий прошлого, настоящего и возможного будущего.
Психические явления бывают осознанными и неосознанными.
Основное отличие человеческой психики от животной – в сознательной и волевой целенаправленности психических процессов.

Благодаря активному опережающему отражению психикой внешней среды обитания человека и его внутренней среды (организм и духовный мир) возможно
удовлетворение потребностей человека, не противоречащих законам Природы и, тем самым, его выживание и видовое расширенное воспроизводство (экспансия).

В процессе жизнедеятельности человек создаёт вокруг себя искусственную среду обитания – культуру = «оболочку», «прокладку», предохраняющую от негативного непосредственного воздействия биологической среды с её катаклизмами и непредсказуемостью.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО «ОТРАЖЕНИЯ»:

1.Создаёт образ среды, где живёт человек.
2.Обеспечивает логическую ориентацию в этой среде: устанавливает прямые и обратные причинно-следственные связи её элементов и процессов.
3.Формирует модель практического взаимодействия с нею: культурную деятельность.
4.Возникающая в процессе практического взаимодействия со средой обратная связь, отражённая в сознании человека, позволяет контролировать и корректировать правильность \ истинность \ подлинность отражения.
5.Культурная деятельность, практика – главный критерий истинности отражения.

Сопоставление её результатов с образом желаемого или предполагаемого будущего, находящимся в основе программы человеческой деятельности, информирует человека о правильности его отражения, об истинности картины мира, на основании которой он планировал деятельность.

Психика — цикличная система естественных рефлекторных процессов (Сеченов).

Рефлекторность:
1)первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,
2)закономерный переход энергии возбуждения от воспринимающих элементов системы к исполнительным элементам,
3)целесообразность возникающих программ деятельности субъекта,
4)«обратное» влияние результатов деятельности на образ объекта воздействия и на сам объект.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИКИ:

1.При отражении реальности физико-химические раздражители преобразуются в нервные (электрические) импульсы, действующие на нервные «аппараты», которые, в свою очередь, создают психические образы:
объектов воздействия,
порождённых ими потребностей и
инструментов их удовлетворения.
2.Формирование образов потребностей и мотивов деятельности сообщает поведению энергию.
3.При исполнении программы деятельности, происходит её волевая целесообразная регуляция и управление:
поиск и выбор моделей действия и формирование из них сценариев поведения,
коррекция \ оптимизация \ усовершенствование сценариев и технологии исполнения.

ПСИХИКА — ПРОДУКТ ЭВОЛЮЦИИ

Психика возникает на определённой стадии биологической эволюции и выступает в качестве одного из её факторов. С усложнением приспособления организмов к изменчивым условиям существования она становится главным инструментом адаптации к требованиям среды.
С появлением в эволюционном процессе человека психика приобретает новое качество и структуру. Возникает сознание как ведущий «инструмент» регуляции деятельности. Формируется личность – источник волевой активности.
Исследование филогенеза психики определяет:
момент её возникновения,
отличие человеческой психики от примитивной раздражимости животных и растений и физического отражения воздействия в неживой природе.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПСИХИКИ:

1.Поисковое поведение.
2.«Гибкое» приспособление к среде (выработка новых — негенетических программ адаптации).
3.Формирование виртуальных (психических) образов и моделирование процессов во внутреннем плане.
4.Реакция организма на абиотические воздействия (биологически нейтральные). Последние находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их сигналами.
На дочеловеческих стадиях филогенеза жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту и размножению...

У человека возникает активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом – обменом веществ. Смысл этой активности – обеспечить биологический результат там, где условия и генетические программы реагирования не позволяют ему реализоваться непосредственно.

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА \ КАТЕГОРИИ ПСИХИКИ: структурные или функциональные образования, выступающие в качестве простейших — элементарных, далее неразложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ: закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Каждая новая ступень развития начинается с изменения состояния внешнего или внутреннего мира особи (например, появление «свободного времени» и неутилитарных форм деятельности), которое вызывает усложнения деятельности, связывающей особь с окружающим миром и её душой. Новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением и делает возможным её дальнейшее развитие. Характерно:
необратимостью изменений,
направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими),
закономерным характером изменений (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:
1.Усложнение форм поведения – форм двигательной активности.
2.Совершенствование способности к индивидуальному научению.
3.Усложнение форм психического отражения.

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ:
1.Элементарная сенсорная психика.
2.Перцептивная психика.
3.Интеллект.

ТЕОРИИ \ ГИПОТЕЗЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Человеческая психика формируется:
генетической наследственностью;
социализацией: влиянием коллективных норм и стереотипов поведения (традиции, ритуалы, мораль, законы), зафиксированных в фольклоре и письменных документах, отражающих общественное мнение;
феноменами культуры, выраженными в образных (живопись, музыка, художественная литература...) и логических (науки) знаково-символических формах;
опытом личной активности.

В ходе индивидуального развития психика конкретного человека воспроизводит общие стадии и законы филогенеза человечества: теория рекапитуляции – в основе модели онтогенеза — логика филогенеза.
Развитие психики – результат последовательного включения человека в культурные: социальные и хозяйственные деятельности, формирующие его взаимоотношения с Природой и Обществом. Интериоризация моделей этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики, являющихся «посредниками» между человеческими потребностями и условиями и объектами их удовлетворения (культурно-историческая теория Выготского).

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ: статичные моменты жизнедеятельности индивида или коллектива в отличие от психических процессов.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — динамичная сторона существования индивида или коллектива – пластичные, непрерывные, формирующиеся и развивающиеся, порождающие психические состояния, образы, понятия, чувства…
Tags: #дидактика, #моделирование, #модель личности и компетенции учащегося, #обратная связь в педагогическом процесс, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments