nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

АНТРОПОМОРФНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ «УЧЕНИК»: ОБЩИЕ КОНТУРЫ МОДЕЛИ


Убожество казенного просвещения не только в том, что, организуя дидактический процесс, чиновники не удосужились предложить обществу внятные критерии его качества. Можно ли им за это пенять? Ведь они не самоубийцы, чтобы, тем самым, демонстрировать собственную некомпетентность. Поэтому экзамены в государственных школах это всегда «отчеты» детишек о проделанной с ними учителями работе, а не демонстрация умственного, психического — личностного развития. Отсюда, с одной стороны, поток дешевых и необоснованных обещаний, а, с другой — никакой ответственности за их исполнение. Даже пресловутый ЕГЭ в такой «системе» работы — особняком — сам по себе. Он не только совершенно не показывает достигнуты ли цели, провозглашенные казенными стандартами, но вообще не имеет к ним никакого отношения.

Но дело не только в отсутствии внятного описания дидактического продукта, который министерское «просвещение» впаривает обществу, как товар, достойный финансирования налогоплательщиками. Гигантская армия «ученых академиков» и титулованных просвещенческих чиновников до сих пор так и не удосужилась системно — цельно осмыслить и сформулировать психические характеристики того антропоморфного объекта, на который направлено воздействие системы образования. Я имею в виду, что вся эта система дармоедов и бездельников, сидящих на бюджетном подсосе, не имеет никакого представления о том, кого она учит. И иметь не желает. Она абсолютно не знает и не хочет знать устройства психики ученика и того, как она работает — изменяется, реагирует под влиянием той дидактической информации, которой они ее варварски пичкают. Вот поэтому и не работает казенная система просвещения. Она попросту не знает с кем имеет дело. Она не знает Ребенка — его психику и то, как она функционирует в дидактическом процессе. Ученик для нее - «черный ящик». В него кое-как общими хаотическими усилиями проникает какая-то информация. А затем — в процессе ответов на контрольные вопросы, экзаменационных испытаний и прочих педагогических тестов эта внедренная информация «выделяется» обратно в уже преобразованном — персонифицированном виде. При этом тестируется не «весь фронт» использованной информации, а всегда выборочные фрагменты «интеллектуальных выделений». Как эта информация «варилась» в недрах детской души, как в ней преобразовывалась, как и почему усваивалась или отторгалась, в каком виде она там осталась? — вопросы наивные и бессмысленные. Пытаться получить на них ответы у представителей казенного просвещения столь же нелепо, как спрашивать египетскую пирамиду, какие секреты она в себе хранит. Хочешь узнать ответ? — Проломи вход, разломай безмолвную стену, преодолей коварные ловушки и западни против кладоискателей... и все равно найдешь уже разграбленную погребальную камеру. «Все было украдено до нас»! И лишь очень немногие задумаются: а было ли здесь когда-нибудь искомое? О масштабах подлинного коварства фараонов догадывается не намного больше людей, чем способны постичь масштаб и изощренность коварства бюрократов от просвещения. Умеют скрывать! Особенно то, чем никогда, на самом деле, и не располагали. Великие мистификаторы! И спекулянты, мастерски эксплуатирующие массовое желание подавляющего большинства родителей сдать своих отпрысков в «камеру хранения», чтобы не путались под ногами, пока творятся карьеры и вкушается «счастье личной жизни».

Дальнейшая информация предназначена тем, кто способен осознать, что прежде чем совершать с некоторым объектом какие бы то ни было манипуляции, следует изучить его характеристики и свойства. Тем более, если объект манипуляции — . А, в случае с участниками движения за «Домашнюю школу», — собственный ребенок.

Программа исследования: «ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА»

Мотивация.

Казенная педагогика не знает личности ребёнка. Для неё учащиеся - человекообразная масса, перед лицом которой декламируются отвлечённые от персонального опыта учащихся, немотивированные их потребностями, возможностями и направленностью чуждые и нередко нелепые учебные тексты. Эти тексты немотивированы, игнорируют возрастные особенности детской психики, изложены невнятным языком и, поэтому, изначально непонятны и неинтересны тем, для кого они предназначены.

Педагоги работают с монолитом детского «фронта» вслепую, как артиллеристы, лупящие из орудий большого калибра по площадям, обозначенным на карте заданными разведкой ориентирами, из безопасного далека — в упор не видя свои «мишени». И нисколько не представляя себе их внутренний мир. А зачем, если все эти залпы нацелены не туда? И «стреляют» не для того, чтобы «попасть», а чтобы «выстрелить». Ведь о качестве «артиллеристов» судят не по попаданию в «цель», а по объему утилизованных боеприпасов.

В казенной школе к целому классу, состоящему из таких разных детей, учитель обращается с одним единственным «методом» — ко всем! Отсюда, кстати, и эти поиски универсального «чудо-метода». Как «золотого ключика» — от «страны деревянных человечков». Это, как совать в два-три десятка разных замков одну единственную отмычку. Самые простые — откроются, а для тех, что посложнее - «фомка», «болгарка» и автоген. А на совсем уж худой конец — гексаген. Бывают, правда, опытные «медвежатники», с наборами отмычек. Но и те сотворены под стандартные замочки.

А где взять время простому учителю на индивидуальный перебор вслепую и наощупь всех этих методических «ключей»? Когда ему прикажете исполнять государственную программу, укладываться в учебный план? Ведь оценивается в школе не личность ребенка, не ее развитие, а «успеваемость»: как ученик «успевает» пройти, пробежать, прошмыгнуть сквозь ловушки чиновного идиотизма к заветной цели — к аттестату о «среднем образовании», гарантирующем ни что иное, как обеспеченную державой личностную посредственность и дальнейшую готовность сертифицированного государственного холопа играть с государством в игру без правил по единственному на Руси действующему закону непредсказуемой чиновной подлости и идиотизма.

Воспитывают у нас не лучше, чем учат. Не умея организовать ВОСПИТЫВАЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ТРУД, наполняют свободное от учёбы время ребёнка либо примитивной развлекаловкой, либо фарисейской пропагандой правил общественного поведения, необязательных для самих «воспитателей».

Если ребёнок не создаёт проблем своим педагогам и сохраняет внешнюю видимость послушности и управляемости, ему сочиняют мифические характеристики, нисколько не отражающие ни его подлинно человеческой сути, ни персональных особенностей. Если же это «проблемный» ребёнок, психологическое «исследование» его личности превращается в нечто среднее между протоколом допроса свидетеля преступления и доносом в карательные органы. В любом случае для своих педагогов ребёнок остается «чёрным ящиком», куда вводится учебная информация и откуда какая-то её ничтожно малая часть возвращается в уродливой форме редких устных ответов, эпизодически проверяемых домашних заданий, списанных друг у друга или сделанных при помощи родителей контрольных работ, итогов продажных экзаменов…. Из «анализа» этой фальши, обогащённой иллюзорными, а, нередко, и специально оплаченными фантазиями «педагога», делается вывод об «усвоении» ребёнком учебной программы. При этом вопрос актуальности и персональной необходимости её содержания для личности данного ученика даже не ставится. Никого не волнует, что он с ней будет в дальнейшем делать, как использовать?

Чтобы создать персонально ориентированный педагогический процесс необходимо ЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЕГО УЧАСТНИКОВ. Для этого необходимо:

1) выделить базовые компоненты психики человека (психологическая модель личности);

2) уяснить и сформулировать законы их взаимодействия и системной эволюции в процессе личностного развития;

3) построить конкретный педагогический процесс, ясно отдавая отчёт в том, на какие элементы психики оказывается воздействие КАЖДЫМ (!) педагогическим «ходом», какие перемены при этом происходят, как с отдельными элементами психики, так и с целой психикой данного человека.

Вот почему первым шагом на пути познания Вашего Ребёнка для последующего управления его развитием является исследование ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЕГО ЛИЧНОСТИ, ОБЩИХ И ЧАСТНЫХ ЗАКОНОВ ЕЁ ДИНАМИКИ. Этому посвящена программа «Личность Ребёнка». В дальнейшем на её теоретико-методологической основе будет строиться программа исследования личности участника Системы гуманистического психолого-педагогического сопровождения персонального развития ребенка.

ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА)

Описывая архитектуру психики ребенка школьного возраста, мы исследуем ее с точки зрения ее системного взаимодействия (всей целиком, как единого организма) с ИНФОРМАЦИЕЙ, из которой в ходе дидактического процесса строятся КАРТИНА МИРА и МИРОВОЗЗРЕНИЕ маленького человечка, а также под воздействием которой совершенствуются все стороны и «механизмы» его растущей Души.

Содержание.

1) Структура личности Ребёнка: основные элементы, их системная взаимосвязь и динамика.

A. Досознательная (дословесная) сфера человеческой психики.
• Направленность развития Ребёнка (потребности, способности, задатки, интересы, мотивы).
• Соматический фундамент личностного развития. Качественные и количественные характеристики физиологии нервной системы.
• Темперамент.
Рефлексы (состояние и здоровье наследственной безусловно-рефлекторной основы поведения).
• Традиции родной социальной среды (привычки, стереотипы, ритуалы).
• Досознательное восприятие и внимание.
• Несловесные интеллектуальные процессы.

Б. Сознательная (словесная) сфера.
• Сознательное восприятие и внимание.
• Эмоции.
• Воля.
• Словесно оформленные интеллектуальные процессы. Особенности логического понятийного мышления.
• Картина мира.
• Мировоззрение.
• Личный опыт успешной и неуспешной материальной и духовной деятельности.

2) Основные законы эволюции личности ребёнка.

3) Влияние особенностей социальной среды на динамику развития личности ребёнка.

4) Особенности исследования личности ребёнка в ходе педагогического процесса (цели, задачи, технологии и инструменты).

5) Определение вектора личностного развития ребёнка, формирование системы духовных ориентиров (ценностей, интересов…) и оптимистической персональной установки.
Tags: #дидактика, #компетенции учащегося, #моделирование будущего, #модель личности, #образовательные стандарты, #обратная связь в педагогическом процесс, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments