nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

КАК ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ ДОМАШНЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ?

(методические рекомендации)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО»



Наиболее ранняя, но далеко не единственная и, тем более, не последняя, иллюзия неофитов, постигающих тайны педагогики — вера в разумную природу детства. Родители «анскулеров» свято верили, что стоит освободить их «ангелов» из казармы казенной школы, как те с восторгом и по-уши утонут в глубинах учебной мудрости, забыв соблазны уличной вольницы и освободившись от кошмаров компьютерных игр.

Но «недолго музыка играла...» И пришлось искать мотивы, способные заставить «чад неразумных» отрешиться от соблазнов светской вольницы и, приняв схиму молитвенного служения Демону Просвещения, засесть за учебники. Как в школе!

Путешествие по блогам родителей «анскулеров» рисует картину изощренных поисков оригинальных и, нередко, весьма авантюрных — вплоть до «а может их бить?!» — средств и методов, способных превратить дыбящихся мустангов в выносливых и послушных рабочих лошадок, смиренно возделывающих непаханные нивы семейной дидактики. Самый поверхностный анализ восторженно горького аматорского опыта вызывает в душе профессионального педагога — нет не злорадство, а настроение, с которым печальный Экклезиаст некогда провозглашал:

«Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А это уже было в веках, что прошли до нас».
(Екклезиаст 1,4-10)

Нет нужды здесь пересказывать и распространять опыт путешествий по «граблям» тысяч чистосердечных профанов. Не от хорошей жизни и «не корысти ради» взялись они не за свое дело. Поэтому «шишки», набитые ими на пока еще бестолковых (а чего Вы ожидали?) головах — естественны, закономерны и неизбежны. Зато потом такие «шишки» неминуемо вырастут в цене и будут оцениваться по формуле: «за одного битого двух небитых дают". Особенно на фоне девальвации официальной педагогики, где на все такие «шишки» у тамошних «спецов» голов не хватит. А избыточно гордым «экспертам», свысока взирающим на потуги аматоров, я бы посоветовал вспомнить качество собственной компетенции в момент, когда они переступали пороги педагогических вузов, выходя в профессиональную жизнь. Вряд ли она была лучше, чем у нынешних «заводчиков» семейных школ.

Полезно также помнить, что невзирая на столь похожее карьерное начало, «профессионалам» и «аматорам» «светят» разные перспективы. Кадровым педагогам, усердствующим на ниве официального образования, в ближайшем будущем суждено с позором упокоиться в братской могиле вместе с одряхлевшим и выжившим из ума казенным просвещением. А у спотыкающихся на незнакомых просторах семейной дидактики прозелитов есть все шансы сберечь и развить души своих детей, вознеся их на невозможные для государственной школы вершины развития. И это будет тем легче, что учить детей хуже, чем сегодня делает это казенная школа просто невозможно.

Поэтому у профессионалов нет иного выхода, как, оформив развод с государственной школой, идти «в наймы» к семейной. Это единственная возможность придать хоть какой-то смысл своему существованию в профессии. А заодно и поправить семейный бюджет.

ПРОРОЧЕСТВО

В океане стихийного семейного школотворчества возникают и будут возникать новые точки кристаллизации персонального опыта. В зависимости от его объективного качества, а также от демонстративных возможностей (способности к саморекламе), от потребности в нем «товарищей по несчастью» и от их способности и готовности коммуницировать «по теме» ситуативными, локальными центрами такой кристаллизации будут становиться те или иные конкретные семейные проекты.

По достижении некоторой зрелости предполагается конкуренция (здоровая и нездоровая) между ними.

Центры кристаллизации опыта будут обзаводиться собственными информационными ресурсами в интернете (блоги, странички, сайты, сообщества, группы...) и, с их помощью, обрастать прямыми и обратными связями с коллегами, с источниками профессиональной дидактической и психологической информации.

Сегодня каждый субъект общественного движения «Домашняя Школа» так или иначе для самого себя решает задачу поиска:
- источников позитивного профессионального педагогического и психологического опыта: консультантов, экспертов, сотрудников, наемных работников;
- источников методического обеспечения домашнего дидактического процесса — учебниками, пособиями, справочниками, образными моделями дидактических феноменов...;
- источников юридической поддержки собственного дидактического опыта,
а также решает главный — стратегический вопрос: учить свое чадо самому или привлекать посторонних специалистов.

В любом случае неофитам придется решать проблемы:
- дозирования, ритмизации, координации, мониторинга..., одним словом — планирования домашнего обучения,
- исследования его промежуточных и конечных результатов: выработки — системы оценивания и определения качества дидактических усилий своего ребенка,
- системы ликвидации ошибок и информационных деформаций,
- системы организации информации в его персональной Картине Мира и Мировоззрения, а также
- согласования семейного дидактического процесса с внешним его контролем со стороны официальных просвещенческих структур.

Поэтому «заводчикам» «анскулеров» полезно с самого начала кооперировать усилия и оперативно обмениваться информацией — о педагогах и психологах, с которыми им пришлось иметь дело, об источниках полезной и необходимой информации, об использованных учебниках и учебно-методических пособиях, об опыте общения с представителями просвещенческого официоза...

Результатами такого информационного поиска и обмена станут:

1) Банк данных рекомендованных и не рекомендованных педагогов\психологов с которыми можно или нельзя сотрудничать. Полезно, если родится приложение к такому «банку» -
2) экспертиза качества профессиональной деятельности педагогов, услугами которой можно будет воспользоваться «a-priori» и из которой может вырасти (почему нет?) своеобразная биржа труда, помогающая странствующим «ронинам» дидактики и работодателям («даймё») найти друг друга — оперативно и безошибочно.
3) Оригинальная система мониторинга уровня психологического и информационного развития ребенка.
4) Банк данных дидактических и методических источников: учебников, пособий...
5) Система обмена опытом, консультаций и семинаров для детей и родителей «бесшкольников».
6) Собственная юридическая служба, специализирующаяся на поддержке и защите интересов семейных школ.


Региональные опорные пункты общественного движения «Домашняя Школа» — Учебно-Методические объединения.

Виртуальный Центр учебно-методической поддержки и координации Домашних Школ.


Друзья!

ищу помощников для некоммерческого проекта

«ВИРТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И КООРДИНАЦИИ ДОМАШНИХ ШКОЛ»

Приветствуются:

1)личное участие в движении «Домашних-семейных школ»;
2)наличие ориентировочно одного часа в сутки свободного времени, которое было бы не жалко посвятить проекту;
3)наличие специального образования и опыта психологической и педагогической деятельности.

Желающие попробовать себя пишите мне: nikpolmir@gmail.com с кратким описанием своей компетенции.
Tags: #дидактика, #казенная школа, #развивающее обучение, #реформа просвещения, #семейная школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments