nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

МАГИЯ ДИДАКТИКИ. ИСКУССТВО ПОРОЖДЕНИЯ МЫСЛИ-5

Часть 5. «ПРЯМАЯ СВЯЗЬ» УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
(Продолжение)
Начало:
Часть 1.ТАЙНА РОЖДЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ МЫСЛИ: https://56didactnik15.livejournal.com/70644.html
Часть 2.ФАТАЛЬНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО СТРЕССА:https://56didactnik15.livejournal.com/2018/03/02/
Часть 3.ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ:https://56didactnik15.livejournal.com/71118.html
Часть 4.ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ: https://56didactnik15.livejournal.com/71299.html

В прежние времена, когда дидактика была кузницей «знаний-умений-навыков», в школе не было никаких таких-сяких посторонних связей — ни «прямых», ни «обратных», ни «порочных», ни «непорочных». А была только одна единственная — ровная и вертикальная, как струна, как путь к коммунизму, связь директора - с завучем, завуча - с учителем, учителя - с учеником, а если не помогало, то и с родителями. И были — «объяснение нового материала» учителем и «опрос» - по содержанию «старого материала». С последующими выводами: организационными, поощрительными и карательными. И хотя «бить детей — непедагогично», и в области нравственного воспитания, и в дидактике всегда существовали «исключительные меры социальной защиты». Они не рекламировались. Но существовали. Как «ultima ratio». Как поправка к Конституции. Чрезвычайная, как все в советском социализме.

Сегодня этот лучший из миров пошатнулся. Стряхнув психиатрию советской власти, перенасыщенный и одурманенный информацией, он сохранил связи между людьми, но переформатировал их. Безжалостно. В результате самые разумные стали постепенно трезветь и освобождаться от морока хаотических сведений и сказок — обо всех и про все. И некоторые даже стали куда тщательнее информацию отбирать. Прежде, чем кормить ею своих несмысленышей. Чтобы те поумнели. И при этом не пострадали от ее разнообразия и изобилия. И переваривали ее, по возможности, всю. Без отходов — виртуальных и органических.

Информационная избыточность бесследно и без остатка аннигилировала и сакральные «знания»-«умения»-«навыки», и ритуалы «объяснений нового материала» и «опросов»... Со всеми их оценками, которые, в любом исчислении, на самом деле, ничегошеньки не оценивали, кроме личной приязни-неприязни учащего и учащегося, помноженной на мечту о нищенской зарплате.

Сегодня мозг педагога кособочит небывалое прежде изобилие учебных сайтов, фильмов, роликов, мультиков, презентаций, пособий, справочников, учебников — бумажных и электронных, исполненных искусными программистами, веб-дизйнерами, дикторами, лекторами, артистами, лауреатами, сказочниками, сертфицированными тренерами, коучерами и ваучерами…, с которыми ни один учитель, умученный учебными «нагрузками»-«перегрузками» в экзистенциальной погоне за лишним рублем, не рискнет посоперничать. Ученики могут брать из всего этого «шоколада» информацию неограниченно: от «сколько влезет» до «пока не стошнит». И круглосуточно: во сне и наяву, в пиццерии и в клозете, на вечеринке и в стрип-баре, в транспорте и на экскурсии. Отныне для передачи умственных новостей учитель больше не нужен. Они сами пробираются в головы — не спросясь. Из бесконечной и беспросветной Сети — мутной и непредсказуемой.

И для «опроса» учитель теперь тоже не нужен. Уже не нужен. Потому что не он нынче формулирует вопросы — для ЕГЭ. Где ответы угадываются. И где спрашивают детей не те, кто их учил все это время. А других вопросов сегодня в школе не задают. Зачем? Это раньше спрашивали учеников те, кто их учил. А теперь учат — одни, спрашивают — другие, оценки ставят — третьи. Чтобы без коррупции. А заодно, чтобы концов потом не сыскать. Если опять кому-то в голову проклятый русский вопрос взбредет: кто виноват?

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Информационная революция похоронила старую школу. Аминь! И вечная память. И породила потребность в новой школе. Основанной на информационной дидактической парадигме. Где информация — не самоцель дидактической деятельности. А инструмент формирования культуры мышления. И тренажер для ее развития и усовершенствования. Новая дидактическая парадигма это совершенно новые отношения учителя и ученика. Которым не состояться без нового учителя. Качественно нового. В этом педагогическом дуэте (или уже дуэли?) только ученик остается прежним. И неизменным. Что бы там ни говорили «специалисты». Ребенок — шедевр Природы. И потому улучшению не подлежит. Он сам по себе совершенство: по статусу в иерархии Жизни. И потому все реформы — не с ним, а вокруг него. И первый, и главный, и единственный объект преобразований в тандеме — Учитель. Он — ведущий и ведающий: про вектор движения, про его маршрут, про препятствия на пути, а главное — про цель. И не надо здесь про «дети стали другими». Дети — те же. Это их учителя скурвились. Сменим учителей, «поменяются» и дети. Как алмаз, который вынули из грязи и почистили. Но кто же их таких сменит?

«ПРЯМАЯ СВЯЗЬ»

«Прямая связь» это одна из сторон дидактического диалога учащего и учащегося. Ее очередная стадия, когда следом за предварительно совершенным специальным отбором адекватной возрасту и уровню умственного развития ребенка дозированной порции информации — адекватно планируемому времени ее переработки сознанием ребенка, после логического анализа и подбора эйдетической упаковки, она (информация) вводится в Картину Мира учащегося, укладывается там поудобнее и упаковывается в архивах памяти.

В логике продуктивной информационной парадигмы «прямая связь» содержит в себе ряд стадий прохождение которых сопровождается ростом ученической компетенции.

1. ПЕРВИЧНАЯ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Впервые «прямая связь» устанавливается в ходе урока, когда в Картину Мира Ученика, модель которого заранее известна педагогу, вводится яркий, сочный, богатый сенсорно и потому узнаваемый или, в случае ограниченности личного чувственного опыта ребенка, воображаемый — картинный — ОБРАЗ (ЭЙДОС) некоторого обособленного дидактического феномена. Этим феноменом может быть физическое явление, общественный процесс в прошлом или в настоящем, химическая реакция, форма биологической жизни, астрономическое событие или событие воображения, описанное образами художественной литературы, нотами или красками... Его виртуальная модель изначально содержится в Картине Мира Учителя (передатчика). Она, по умолчанию, есть идеальное и образцовое отражение фрагмента объективной или субъективной реальности. Оттуда порция информации в ходе обоюдных активных и разумных дидактических манипуляций транслируется в Картину Мира Ученика (приемника информации). Вектор трансляции кванта информации «прямо» направлен от Учителя к ученику. Поэтому данный этап их взаимодействия называется «прямой связью» в дидактической системе «Учитель → Ученик».

В терминах лапидарной лексики «полевых» педагогов, неискушенных теоретическими изысками, эта стадия «прямой связи» иначе именуется «1-е (художественное) объяснение нового материала: образное и эмоциональное». «Художественное» означает, что здесь учитель выступает «артистом»: мастером художественного слова, с помощью которого рисует образную, яркую, сенсорно достоверную и убедительную картину некоторого события, процесса или феномена, выступающего на данном отрезке времени в качестве дидактической проблемы. По времени такой «бенефис» не может длиться более 10-12 минут. По истечении которых возникает риск усталости восприятия у аудитории вследствие монотонности использования одних и тех же мозговых центров, перерабатывающих данную порцию информации.

С учетом новых возможностей, предоставляемых использованием в дидактическом процессе электронных источников информации, эффекты сенсорной достоверности могут достигаться не только за счет использования артистизма педагога (где взять столько смоктуновских, чтобы на всех детишек хватило?), но и активным применением специальных дидактических компьютерных программ, фильмов, роликов, презентаций…, которые, предварительно, подобраны, отобраны, осмыслены, дозированы по времени и согласованы с содержанием программы дидактического курса — ее текущими проблемами и вопросами — органично вплетены в ее «ткань». С самого начала ученики должны быть мотивированы предварительно поставленными вопросами, ответы на которые они, с первых моментов предъявления информации, станут в ней искать.

Например, в курсе «История Отечества» накануне демонстрации фильма о Крымской войне 1853-1856 гг, его просмотр следует предварять рядом вопросов, направляющих мысль к анализу исторических фактов:

1). Какие страны участвовали в Крымской войне?
2). Какие цели в этой войне каждый из участников преследовал?
3). Для кого из участников эта война была «справедливой»? А для кого - «несправедливой» (захватнической)?
4). Можно ли было избежать этой войны, если бы кто-то из ее участников изменил свою политику?
5). Кто победил в этой войне? Стоила ли победа той цены, которую за нее заплатили победители?
6). Почему Россия потерпела поражение в этой войне?
7). Могла ли Россия победить в этой войне, если бы ее полководцы воевали иначе?
8). Какие уроки Россия извлекла из этой войны?...

Дидактическое использование нестандартных (в репродуктивной парадигме) источников информации позволяет вовсе вынести эту стадию учебной деятельности за рамки канонического урока — в пространство самостоятельной внеурочной работы. Предварительно убедившись, что все участники дидактического процесса имеют доступ к предполагаемому источнику информации: располагают необходимыми техническими средствами (гаджетами) и координатами адреса, по которому необходимая информации обретается в Сети.

2. ВТОРИЧНАЯ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Повторно «прямая связь» («2-е объяснение нового материала — логичное и разумное») устанавливается, как законченное итоговое (после ответов на поставленные вопросы в процессе первичной прямой связи) теоретически обобщающее выражение дидактического феномена научным тезаурусом. С выделением и формулировкой сути дидактической проблемы. С разъяснением значений терминов. Графической и логической формой такой вторичной обратной связи — в зависимости от психической конституции учащегося — является на выбор: либо опорный конспект (доминанта образно-логического мышления), либо логический план информации (доминанта вербально-логического мышления). (5 мин.)

3. ТРЕТИЧНАЯ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ

Третья фаза «прямой связи» («3-е объяснение нового материала»): графическое моделирование в масштабе дидактической проблемы урока в виде опорного конспекта или плана темы занятия. Здесь внимание ученика фокусируется на формальном — графическом выражении существенных моментов информации, выраженных научной лексикой и на их логических причинно-следственных связях, изображенных в форме двухмерной графической модели (5 мин.)

Метод многократного (как минимум троекратного) вариативного установления прямой связи в системе «Учитель-Ученик».

Обитателям школьных заповедников хорошо известен феномен неполного или, что еще скандальнее, непонятного объяснения учителем нового материала. Оба они красноречиво и убедительно свидетельствуют: прямая связь Учитель-Ученик не установлена! Геволт (!) по-одесски. Или караул (!) по-русски.

«Неполное объяснение» - результат методической (технологической) некомпетентности педагога, не способного стратегически и тактически разработать дидактический курс. А еще это результат незнания педагогом содержания собственного предмета. Такое случалось и нередко и в стране победившего социализма. И до сих пор приключается — в стране победившего капитализма. Потому что и социализм, и капитализм там вырастают из одного и того же человеческого материала. Его качество мало, чем отличалось «тогда» от «сейчас».

Санкции администрации в таких случаях должны быть неразнообразны и беспощадны: лишать «специалиста» диплома о высшем педагогическом образовании, гнать с работы с «волчьим билетом», лишать ВУЗ, породивший такого специалиста, аккредитации и закрывать его к чертовой матери, а класс, где работал «герой» переводить в особый режим дидактической реабилитации, назначив туда настоящего учителя. Такой террор, разумеется, может лишить систему просвещения чуть ли не всех ее нынешних кадров. Однако, по крайней мере, тогда мы перестанем врать сами себе о том, что она у нас есть — работоспособная и качественная. И это только первый шаг на пути ее оздоровления и модернизации — перестать врать сами себе. Хотя и очень болезненный. Но, совершая его, следует всегда помнить, что нашим детям «учиться» у такого «педагога» еще больнее, чем ему их учить.

Настоящий учитель (а иным он быть не может и не должен) это человек в совершенстве владеющий и своим предметом, и технологиями его преподавания (установления прямой и обратной связи). Он, имея нагрузку 5-6 уроков в день при 5-6 дневной рабочей неделе, способен без подготовки — экспромтом — при необходимости зайти в любой класс (от 5-го до 10-го) на «замену» и провести безупречный урок. По любой теме. Этот учитель магически владеет временем урока, которого, на самом деле, океан (!) - целых 45 минут. За это время он, как минимум, трижды — в разных формах: ненадоедливо, немонотонно, нескучно и, разумеется, доступно (понятно) рассказывает в принципе об одном и том же. При этом не теряя ни миллиграмма внимания аудитории. Ни на миг. Это после его уроков по звонку на перемену класс, затаив дыхание, остается неподвижен. И лучше не попробуйте выгнать детишек в коридор ради соблюдения санитарных норм и прочего проветривания. У Вас это не получится. Это получится только у него. И то не сразу.

Такие учителя у нас были. Я с такими работал. Я учился у них. Потому, что в вузе меня такому не научили. Хотя это был педагогический вуз. И таких учителей лет 30 назад было невообразимо много. Сегодня это уже невообразимо. Например в СШ №1 г.Донецка при директоре В.Л.Чуйко таких учителей у нас было примерно 20% от всего педколлектива. Фантастика?! Сегодня такое трудно вообразить. Такое можно лишь вспомнить. Хотя, даже я уже сомневаясь: а было ли такое со мной? И я ли это был?

И все-таки так и было. Пока не пришел капитализм с его болонской системой и ЕГЭ. Чтобы воспитать наших детей тупыми, послушными, безынициативными хамами. Которые не умеют формулировать и задавать свои вопросы. И способны лишь отвечать на чужие — выбирая ответ из нескольких предложенных вариантов. Такими удобно управлять. Потому, что они никогда не спросят: а что это вы с нами творите? И почему?
(Продолжение следует)
Tags: #информационная дидактическая парадигма, #информационное поле, #информация, #картина мира, #логос, #прямая связь, #структура информации, #эйдос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments