nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ШАЛЬНЫЕ МЫСЛИ ОБ ИСТОРИИ

ШАЛЬНЫЕ МЫСЛИ: ОБ ИСТОРИИ, КАК НАУКЕ,
О ТОМ, НУЖНО ЛИ «УЧИТЬ» ИСТОРИЮ В ШКОЛЕ?
ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬ ИСТОРИЮ: ЧТОБЫ ЕЕ «ЗНАТЬ» ИЛИ «ПОНИМАТЬ»?
И ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: КАКИМИ ИМ БЫТЬ И НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИСТОРИИ НЕПРЕМЕННО ПО УЧЕБНИКАМ ИЛИ КАК-ТО ИНАЧЕ?

(Продолжение)

Часть 10. СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА ПЕРСОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Душа человека. Ее фундамент — потребности. Соприкасаясь с направленной на них мыслью, потребности становятся интересами. Вершина человеческой души — мировоззрение. Оно освещает ее содержание светом разума, сообщая ему значения и смыслы. Содержание души дуально и противоречиво. Ее «темная» неразумная сторона — царство наследственных (биологических) программ поведения и ритуалов — сценариев и сюжетов человеческих отношений с забытыми значениями и сакральными смыслами. Другая «светлая» разумная сторона души — Картина Мира, содержащая разнообразную информацию об условиях внешней среды обитания человека и о его внутреннем мире, который психика. За пределами Картины Мира — в душе — тоже живет информация. Но иного свойства. Она не проникнута разумом, не осмыслена и большей частью незаметна обладателю души. И неподвластна его воле и управлению. Она — из прошлого. Далекого прошлого. И, чтобы научиться с нею справляться, нужно вспомнить, что мы и животные тоже. И даже, скорее, все еще животные, главным образом. А поверх всей этой нашей звериной сущности тонкий-претонкий «слой человека»...
«Слой человека в нас чуть-чуть
наслоен зыбко и тревожно,
легко в скотину нас вернуть,
поднять обратно очень сложно»
(Игорь Губерман)
Подробнее об этом здесь:
Информационные процессы в психике животных (наше психическое наследство)
1. Процессы приобретения текущей информации: http://56didactnik15.livejournal.com/37738.html
2. Импульсивное (инстинктивное) поведение: http://56didactnik15.livejournal.com/38053.html
3. Информационные процессы в психике животного "человек". Разоблачение таинств обучения: http://56didactnik15.livejournal.com/39273.html

Память о прошлом, наполняющая душу, существует в разных формах и прописана знаками разных алфавитов. Генетическая память — «буквами» белковых молекул. Личная память — сенсорными образами и словами, которые тоже знаки, но не такие, как образы. Тексты генетической (доисторической) памяти толкуют языком разума биологи и биохимики. Они в самом начале пути. Тексты памяти исторической — удел историков, антропологов и лингвистов. Они «в теме» гораздо дольше и потому успели познать больше, чем их коллеги естествоиспытатели. Хотя далеко еще не все. Кстати, именно они обозначили границу человеческой и дочеловеческой истории — грань, отделяющую «гомо сапиенс» («человеков разумных») от их животных предков. Которые «разумные» пока что больше в потенции, чем на самом деле. Слишком плохо, слишком неумело, слишком несовершенно используют они инструмент своего разума. Который больше напоминает забавную игрушку в руках ребенка, не способного прочесть инструкцию по эксплуатации дорогой вещи, доставшейся ему случайно в отсутствие родителей.

Подробнее о душе человека и ее психологической «архитектуре» («структура личности») здесь:
«Антопоморфное педагогическое изделие «ученик»: https://56didactnik15.livejournal.com/8110.html
«Структура личности учащегося ребенка»: https://56didactnik15.livejournal.com/8362.html

Один из фрагментов Картины Мира – память о прошлом человеческого общества и человека, как социального существа – историческая память. С ее содержанием, которое "факты", "события" и "процессы" мы знакомы из предыдущего текста. Теперь же речь пойдет о произвольных и всегда (всегда!) субъективных оценках такого ментального "фарша" - о "мнениях", непохожих друг на друга у разных людей – зыбких, аморфных и переменчивых. Порою слишком переменчивых. Даже у одних и тех же авторов.

Мнения рождаются из ощущения потребности. Сперва туманного и неопределенного. Освещенное лучом разума ощущение потребности находит объект, способный потребность удовлетворить, сообщающий предметное имя потребности. Так потребность обретает качественную и количественную определенность – конкретность. И приходит осознание цели собственный усилий, направленных на поиск и обладание предметом удовлетворения потребности. Следом включаются воля и мышление, ищущие способы достижения цели, способной удовлетворить осознанную и определенную словом потребность.

Так возникают мнения – комплексы образов воображаемых действий (технологий) и текстов, описывающих и мотивирующих такие действия – о том, почему следует поступать так, а не иначе и как, собственно, следует поступать, чтобы достичь цель. Система таких мнений, закрепленных в слове, образует "значение", которое, после обсуждения с другими людьми, у которых тоже есть свои мнения, воплощенные в собственных значениях, становится "смыслом" – результатом конвенции (договора): что отныне мы все полагаем кроется за этим словом? Имя чему это слово отныне является? Например: все, что носит имя "собака" предполагает именно такой и никакой иной набор характеристик, которые есть то-то, то-то и то-то. И ничто иное. А что сверх – от лукавого.

"Значения" возникают из осмысления персональной структуры потребностей, становящейся в результате такого ментального процесса системой индивидуальных "ценностей" и – целей персональной волевой активности.

"Смыслы" возникают из конвенции и согласования коллективной структуры потребностей. Они преобразуются в форму пирамидальной иерархии коллективных ценностей, отраженную и закрепленную в общественном сознании некоторой обособленной группы людей в качестве целей групповой активности.

Совокупность систематизированных персональных значений и коллективных смыслов в форме виртуальных образов ценностей и целей индивидуальной и общественной деятельности, описанных словесными текстами, фиксирующими мотивы и способы (технологии) достижения целей есть "мировоззрение". Буквально: взгляд на мир. Который может быть "таким" и "не таким". И о котором можно и нужно спорить. И согласовывать. Ради последующего взаимодействия. Если в-одиночку цель недостижима, а, значит, ценность недосягаема и грозит остаться мечтой – горькой своей недоступностью. И оттого еще более желанной.

Мировоззрения бывают персональными и коллективными. Персональные мировоззрения это упорядоченные системы мнений о значениях известных феноменов – реальных и виртуальных. Коллективные мировоззрения это упорядоченные системы мнений о смыслах известных феноменов – реальных и виртуальных. Порядок здесь задается особой логикой суждений, основанной в первом случае либо на личном произволе ("хочу, чтобы было так, а не иначе" или "полагаю, что должно было быть так, стало быть так оно и было"), который похож на "логику" капризной барышни, либо во втором случае на правилах силлогизма настоящей – формальной – логики, либо, что очень редко, на диалектической логике, объясняющей прошлое в его противоречиях.

В историческом сегменте Картины Мира разница значений и смыслов событий прошлого может быть проиллюстрирована примером персонального и коллективного мнения об одном и том же историческом событии или персонаже. К примеру, возьмем знакомую персону князя Владимира Святославича (крестителя Руси).

Для попов он сверхзначим, как источник не самой потной профессии, обеспечивающей ее исполнителям сытный и нехлопотный образ жизни, почет и уважение, доступ к власти и психотерапевтическое ощущение собственной значимости и даже могущества.

Для представителей власти Владимир-креститель значил не меньше: идеал политика и администратора, сумевшего не только расправиться со всеми врагами – внутренними (вплоть до членов собственной семьи) и внешними, но и образец тирана, помножившего монополию власти военной на авторитет власти духовной. Он и сам понял, и внушил своим свирепым воинам, что страх перед силой оружия, перед могуществом воинской организации несравнимо мал по сравнению с абсолютно добровольным и специально воспитанным страхом перед силами небесными. Ложь церковной пропаганды при нем стал ведущим и главным инструментом духовного порабощения подданных. Духовная узда, импортированная из Византии, на века опутала и стреножила разум, волю и инициативу русского народа. И с тех самых пор вплоть до дня сегодняшнего она служила и служит русской власти могучим тормозом справедливого сопротивления ее подданных.

Для демоса он – сакральный образ сказочного героя, внедренный в память населения силой пропаганды и авторитетом могущественных общественных институтов – государства и церкви. Князь Вовчик не имеет собственных психических "корней" в ментальности простонародья поскольку никак не резонирует с актуальными витальными и культурными ценностями простолюдинов. Князь привязан к памяти народной исключительно силами художественности его сказочно-религиозного образа. Никаких дел и поступков, которые сколько-нибудь отвечали хоть каким-то интересам работяг, он не совершил. И, следовательно, ничего существенного для них не значил и не значит. Существенного настолько, чтобы, выйдя из невнятной скороговорочной лексики молитвенного ритуала, войти в мысли и чувства народа и оставаться там сколько-нибудь долго. И прочно.

ВЕРА И РАЗУМ — ДВЕ ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ВЕРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ


У мировоззрения есть два основания: ВЕРА и РАЗУМ. Человек думает о прошлом так или иначе в зависимости от того, что ему об этом говорят авторитетные для него источники: люди, книги – научные и художественные, образы живописи, скульптуры, кино... Такие мнения о прошлом происходят из доверия к этим источникам. А, значит, из веры. Вера не нуждается в доказательствах логических и мудреных. Она основана на психическом феномене суггестии (внушения). Ей достаточно эмоционального резонанса или, на худой конец, соблюдения ритуала покорности авторитету старшего по возрасту или по социальному рангу для снятия барьеров критического восприятия информации на пути от источника к реципиенту (получателю). И убедительного личного опыта, предшествующего взаимодействия – позитивного и не позволяющего подозревать скрытый злой умысел, ложь, корысть, недобросовестность в качестве мотивов передачи информации о предмете веры. Так любимый детьми учитель истории может непроизвольно заставить детишек смотреть на прошлое своими глазами. И даже после того, как школьники подрастут и у них откроются собственные глаза на прошлое – во всю ширь, их такой "взрослый взгляд" на прошлое может непроизвольно сохранить и прежний "угол зрения", и прежние оттенки и даже тональность и тембр голоса некогда авторитетного педагога.

РАЗУМ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

История персональной ментальности – всей без исключения – начинается с доверчивого усвоения мнения внешнего авторитета. И лишь позже сложившаяся в воображении сказочка о прошлом начинает прорастать корнями в разумной части интеллекта. И уступать место авторитету внутреннему. Такое совершается неизбежно согласно законам природы-матери: либо стихийно, потому что с некоторых пор в душе "включаются" доселе дремавшие и, наконец, созревшие "моторы души", которые непроизвольно начинают сводить в систему всю накопленную "в кучу" к этому сроку информацию Картины Мира. В условиях регулярного системного обучения такой процесс может происходить эффективнее, быстрее и экономнее. Тогда детскому сознанию раскрываются законы и технологии его собственной систематизирующей работы. А переработка информации становится осмысленной и управляемой – изнутри – самим учащимся. И тогда мнения о прошлом станут вырастать непосредственно из осмысления исторических источников. Как результат критического анализа содержащихся там фактов и событий. И из собственного понимания логики исторического процесса. Но не из пересказа уже готового чужого суждения.

Для формирования автономного персонального мировоззрения нужны принципиально иные дидактические инструменты. Легендам и мифам о прошлом предстоит покинуть учебник. Его содержанием станут тексты исторических документов. Их анализу будет посвящена большая часть учебного времени. Логику и направленность такого анализа задают системы вопросов к текстам документов, включающих и провоцирующих собственное мышление учащегося, а не пересказ им сакрального мнения внешнего авторитета. Это в корне изменит сценарий и сюжет урока. Вместо суммы скучных своей однообразностью дидактических монологов, пересказывающих содержание одного и того же текста (упражнение механической памяти), урок становится множественным скептическим диалогом, где источник истины – не авторитет возраста или социального статуса, а авторитет корректной и потому убедительной логики аргументов, формирующей доказательную ткань собственной мысли. Которых (собственных мыслей) обнаруживается столько же, сколько участников собеседования.

Мыслить исторически значит анализировать исторические факты и события и по-своему собирать из них целое исторического процесса того или иного масштаба (сезон, период, жизнь, век, эпоха…), того или иного социального субъекта (личности, семьи, рода, племени, корпорации, народа, страны, династии, государства...). Уметь по-своему описать и объяснить историю интересующего общественного или естественного феномена в ее закономерностях и противоречиях — высшая цель новой — диалогической дидактики.

Такая дидактика сама собой отменяет прежние формы административного контроля качества учебного процесса и инспекции содержания сформированной у ученика Картины Мира и Мировоззрения. На смену каверзным вопросам экзаменационных билетов и идиотической ЕГЭшной «угадайки с трех раз», направленных, так или иначе, на определение прочности и глубины внедрения в память государственных холопов специально сочиненной для них легенды о прошлом, приходит творческий авторский проект воссоздания в тексте (письменном и устном) некоторого фрагмента прошлого произвольно избранного субъекта исторического процесса.

Критерии оценки:
- культура анализа фактов
- культура аргументации
- логика доказательств и выводов
- обнаружение диалектических противоречий, движущих историю
- совершенство лингвистической формы текста, адекватно выражающего особенности авторского стиля и культуры мышления.

Нынешняя система обучения истории в русской школе (она же украинская, она же белорусская…) унаследована в ее модели (принципиальные характеристики) у советской школы и еще раньше у дореволюционной имперской школы. Ее цель с детства внушить подданным милитаристической империи сочиненную специально по заказу господствующей чиновной корпорации легенду о таком прошлом, где население послушно и добровольно служит власти, где власть беспредельно и безраздельно господствует над тружениками и безнаказанно и неограниченно эксплуатирует их в разнообразных формах. Этим объясняется и убожество содержания учебного курса «история», и бессилие дидактических инструментов. В итоге — скандальный факт: выпускники казенной школы не знают историю своей страны, не интересуются ею, не верят своим учителям, не умеют и не хотят мыслить исторически. Что, в конце концов, вполне устраивает и Заказчика такого «образования», и Архитектора его системы. И хотя с некоторых пор (70-е годы ХХ века) программа-максимум «Покорный холоп» остается неисполнимой, зато торжествует программа-минимум — «Социально пассивный и безразличный неуч».

Такие цели, как:
1) формирование у ребенка опыта самостоятельного исторического мышления,
2) строительство исторического сегмента Картины Мира из объективных фактов,
3) выработка персонально ориентированного Мировоззрения, отражающего собственные интересы человека, который не жертва и не раб доминирующей корпорации чиновных паразитов, а полноценный и ответственный хозяин собственной судьбы -
- принципиально и органически несовместимы с действующей системой образования. Как инородные ей. И потому сегодня они возможны исключительно в рамках проекта «Семейная школа» - единственной живой и хоть как-то работающей альтернативы школе казенной. И хотя «Семейная школа» еще очень молодой и несовершенный проект, однако иных не существует даже в зародыше. И у него есть емкий эволюционный потенциал благодаря неограниченному разнообразию форм и множественности источников добросовестных инициатив. А, значит, есть надежда, что хотя бы какие-то дети в этой стране узнают ее подлинную неизвращенную историю. И научатся мыслить исторически: понимать развитие, как естественное состояние общественных организмов, включая самих себя, и узнавать противоречия — движущую силу любого развития. Уже этого вполне достаточно чтобы из таких пусть очень редких детей впоследствии сформировалась интеллектуальная элита, способная сообщить новый вектор и ускорение развитию Отечества.
Tags: #Отчественная история для Семейной школы, #вера, #значение, #исторический процесс, #исторический факт, #историческое событие, #мировоззрение, #преподавание истории в школе, #разум, #смысл, #учебники истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments