nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ШАЛЬНЫЕ МЫСЛИ ОБ ИСТОРИИ

ШАЛЬНЫЕ МЫСЛИ: ОБ ИСТОРИИ, КАК НАУКЕ,
О ТОМ, НУЖНО ЛИ «УЧИТЬ» ИСТОРИЮ В ШКОЛЕ?
ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬ ИСТОРИЮ: ЧТОБЫ ЕЕ «ЗНАТЬ» ИЛИ «ПОНИМАТЬ»?
И ОБ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ: КАКИМИ ИМ БЫТЬ И НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИСТОРИИ НЕПРЕМЕННО ПО УЧЕБНИКАМ ИЛИ КАК-ТО ИНАЧЕ?


Часть 9. СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО СЕГМЕНТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА:

- ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ.
- ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ.
- ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (СХЕМА).

(Продолжение публикаций:
Часть 1: https://56didactnik15.livejournal.com/67131.html
Часть 2: https://56didactnik15.livejournal.com/67792.html
Часть 3: https://56didactnik15.livejournal.com/68041.html
Часть 4: https://56didactnik15.livejournal.com/68230.html
Часть 5: https://56didactnik15.livejournal.com/68380.html
Часть 6: https://56didactnik15.livejournal.com/68829.html
Часть 7: https://56didactnik15.livejournal.com/68880.html
Часть 8: https://56didactnik15.livejournal.com/69264.html)

Информационная структура Картины Мира неоднородна. Ее систематизация сводит всю имеющуюся бездну информации о внешнем и внутреннем мире человека к нескольким основным сегментам, среди которых один из самых громоздких и массивных, ввиду своего обобщающего характера, исторический. Он включает всю информацию, отражающую происходившие перемены и изменения состояний окружающей человека естественной и общественной среды, а также трансформации его самого — телесной формы и психического содержания. Термин «исторический сегмент персональной Картины Мира» подразумевает совокупность информации о развитии в прошлом социальных форм организации человеческого общества и самого человека в его социальных характеристиках. Понимание сущности прошлых состояний человека и общества, закономерностей их развития и перемен составляет предмет учебного курса истории человеческого общества. В ходе его освоения у детей формируются не только образные представления о социальных формах прошлого и об их развитии, не только разумные о них понятия, но и сам «механизм» — технологии мышления — способность умственной репрезентации реальности былого в ее эйдетических и рациональных моделях. «Историческое мышление» и есть такая технология реставрации в сознании явлений прошлого с целью понимания закономерностей развития общества и человека в настоящем и будущем, связанных с прошлым невидимыми, но от того не менее важными, обусловливающими настоящее, генетическими зависимостями и силами.

Чтобы научить мыслить исторически — понимать события прошлого в их развитии (рождение — становление — трансформация — взаимообусловленность...), необходимо воспитать такое свойство мышления, как культура критического анализа исторического факта. Это ядро и смысл исторического мышления. Как особой интеллектуальной технологии.

Из молекул исторических фактов складывается ткань исторического события, которое, в свою очередь, формирует вместе с подобными себе тканями тело локального исторического процесса, который, на языке обыденной лексики, используемой неискушенными в научных каверзах людьми, называется незамысловато — «прошлая жизнь»: человека, семьи, рода, племени, народа, страны, государства, человечества. Современные учебники истории бедны историческими фактами. И тем и не интересны. Особенно детям.

Исторических событий в учебниках присутствует поболее, чем фактов. Но все равно их недостаточно, чтобы создать в Картине Мира ребенка яркий, детальный, сенсорно достоверный и тем понятный образ исторического процесса, оставшегося в прошлом и дошедшего до нас фрагментарно — в обрывках сведений, почерпнутых из разных источников. И растворенно — в феноменах современности, где прошлое играет роль «строительных кирпичей» или «связующего раствора», заметных и различимых лишь пристальным тренированным взглядом историка.

В учебниках, по которым училась молодежь до 1917 года, исторических фактов и событий было поболее, чем в учебниках после 1917 г. Однако вряд ли качество преподавания истории до 1917 года разительно отличалась от послереволюционного. Яркие и интересные рассказчики среди учителей встречались и тогда не чаще, чем теперь. А качество «тех учебников» немногим отличалось от «этих». Поэтому большинство выпускников учебных заведений понимало закономерности исторического процесса неглубоко. И оттого несовершенство исторического мышления стоило моим соотечественникам океанов крови, пролитой ими в бессмысленных войнах и революциях, сотворенных при их участии, но помимо их воли и понимания и, по всей видимости зря. Поскольку и сегодня трудно обнаружить признаки какого-либо научения общественного сознания и его способности позитивно влиять на вектор и темпы исторического процесса.

Невзирая на ликбез, трансформировавшийся во всеобщее хотя и очень среднее образование, формировавшее мозги моих соотечественников в годы Советской власти, культура массового исторического мышления не испытала глубоких перемен от смены господствующей идеи, воспетой учебниками. Сказки о прошлом, насыщенные пропагандой коммунистической фантазии в виде сухой схемы воображаемого будущего, опрокинутого в прошлое, остались ведущей формой презентации исторического процесса, не имеющей ничего общего с подлинной историей, как наукой о прошлом. Психиатрические мечты о бесклассовом обществе и о кровавом насилии, как единственном способе его искусственного построения, стали тем волшебным кристаллом, сквозь который авторы учебников истории смотрели в прошлое. Искаженные картины событий и фактов прошлого, добытые таким образом, воцарились на страницах учебной литературы, вытеснив оттуда историческую правду. И истину.

Идеология коммунизма перевернула историю с ног на голову. Больное недобросовестное воображение прошлого заместило информацию о прошлом. Историки, ощутив себя в прицеле тайной полиции, блюдущей идейную девственность рабов правящих паразитов, искали в прошлом не то, что там было на самом деле, а то, что там должно было быть. С точки зрения господствующей идеологии. И находили! В их сочинениях иллюзия идеального будущего извратила факты и искривила события прошлого так, что они стали не такими, какими были на самом деле, а какими они должны были бы быть, чтобы, в конце концов, обеспечить торжество идеальной модели общественного устройства — в будущем — с точки зрения охранителей коммунального мифа. Так из учебников истории исчезла история. Ее вытеснила больная фантазия — мечта агрессивного идиота о возможности изнасиловать маузером не только настоящее, но и прошлое.

Все учебники истории всегда содержат схему прошлого. Потому что стремятся за короткий срок познакомить с его сюжетом, дать общий очерк, нарисовать образ трагедии прошлого. Но схема схеме рознь.

Бывают схемы, как результат лаконичного обобщающего описания исторических фактов и событий. Как экстракция - a posteriori - смыслов прошлых процессов — из минувшей жизни. Как их квинтэссенция — модель, удаленный образ, который при сближении обретает все более внятные очертания, обрастает деталями, подробностями…

И бывают схемы a priori сообщающие прошлому, каким ему надлежит быть, чтобы хоть как-то остаться, сохраниться хотя бы в перевранном виде в общественной памяти. И на страницах учебников. Такие схемы при внимательном детальном изучении обнаруживают лишь уродство мысли их автора, замещающего живые факты и события прошлого убогими недобросовестными иллюзиями. Это уже не история, а герменевтика — толкование прошлого. Без его предварительного исследования. Это поучительно апологетическое наставление по прошлому — катехизис — краткое изложение вероучения, руководство по эксплуатации изнасилованной социальной памяти. К которому прилагаются «окурки» исторических источников — в конце параграфа учебника — перед «домашним заданием». Такие не могут выступать в качестве носителей фактов. А «иных уж нет, а те — далече», потому что хрестоматии, присутствовавшие еще каких-то лет 30 назад в дидактическом арсенале отечественной школы, ушли в небытие. Для работы с ними нет ни времени, ни сил, ни умения. У нынешних. «Учителей». Похоже, хрестоматии по истории, как наборы оригинальных исторических фактов, не испохабленных субъективными толкованиями политиков, перестали издаваться и переиздаваться. В этой стране. За ненадобностью. А смысл? Все равно ведь ими не пользуются. Так к чему бумагу переводить?

А, если нет фактов, то откуда взяться культуре их какого-либо анализа? «Нет тела — нет дела».

Что же такое: «исторический факт»? Например? И уж заодно: где кончается «исторический факт» и начинается «историческое событие»? И где «историческое событие» превращается в «исторический процесс»? На самом деле. До вмешательства идейно озабоченной цензуры. Чтобы понять это, возьмем фрагмент исторического источника - летописи «Повесть временных лет». Читаем:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

А теперь поищем здесь исторические факты, исторические события и исторические процессы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ:

- «поляне … жили … отдельно»
- поляне жили «на своих местах» - на поросших лесом «горах»
- поляне «управлялись своими родами»
- у полян «были три брата»
- один брат «по имени Кий»
- другой брат по имени «Щек»
- третий брат по имени «Хорив»
- была у братьев «сестра» по имени «Лыбедь», у которой не было собственного поселения «на горе», а, следовательно, и собственного рода, который бы она возглавляла; верятно она жила вместе с одним из братьев
- поляне занимались ловлей зверей
- поляне были «мудры и смыслены»

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ:

- поляне жили отдельно — в лесах — на своих землях, которые не делили ни с кем, занимаясь ловлей зверей
- форма общественной организации полян — родовая, роды управлялись предводителями, чьи имена: Кий, Щек, Хорив
- сперва роды полян жили обособленно, но по-соседству, вероятно, в укрепленных поселениях на вершинах холмов: Кий - «на горе, где ныне подъем Боричев» + Щек - «на горе» «Щековица» + Хорив - «на … горе» «Хоривица»
- позже поляне «построили город» = объединили свои поселения, окружив их общей крепостной стеной, и назвали город «в честь старшего брата» - «Киев»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:

переход от кровно-родственного типа общественной организации к территориально-племенному: объединение соседних поселений родовых общин, возглавляемых старейшинами (главами родов) в племена (территориальные объединения) во главе с наиболее авторитетным предводителем одного из родов и создание совместными усилиями нового — городского — типа поселения, которое возникло сперва в качестве фортификационного оборонительного сооружения…

(Продолжение следует)*

О том, как формировать исторического мышление рассказано здесь:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Н. П. Мирошниченко
(авторский курс)

Историческое мышление и гуманитарная культура личности. Роль и место дидактического курса «История» в системе отечественного просвещения (школа, ВУЗ). Смежные дидактические курсы. Логика и закономерности создания интегрированных гуманитарных курсов.
Интенсивный развивающий диалог – форма гуманистической дидактической технологии. Выбор уровня сложности дидактического диалога. Сензитивность дидактических курсов истории основным этапам духовной эволюции Ребёнка. Дифференцированная адаптация дидактического курса «История» к персональным особенностям учащихся. Определение области актуальных возможностей и зоны ближнего развития учащегося. Выбор уровня стартовой сложности дидактического языка диалога.
Технологии формирования опыта исторического мышления в разном возрасте. Некоторые особенности работы ЦНС (центральной нервной системы) в процессе исторического мышления.
Культурные предпосылки исторического мышления в дошкольном и раннем школьном возрасте.
Методология исторического мышления или выбор философии истории. Есть ли альтернатива историческому материализму?
Мягкое введение в систему интенсивного развивающего обучения.

Мотивация учебной деятельности в дидактическом курсе «История». Формирование рабочей установки.
Методика критического освоения Исторического Факта (Доверие и Скепсис в восприятии информации). Культура аргументации и доказательств. Корректность исторического суждения и умозаключения.
Многократное вариативное введение (объяснение \ подача) дидактической информации. Качественная специфика разных стадий ввода информации.
Закрепление информации в Картине Мира. Координация нового фрагмента информации и смежных структурных элементов Картины Мира. Психологические закономерности феномена ПОНИМАНИЯ = усвоения информации. Понятийный фундамент исторического мышления. Обобщение и систематизация информации – философский (мировоззренческий) и психологический (дидактический) аспекты проблемы. Формы и методы итогового тематического мониторинга (контроля) формирования Картины Мира.
Установление обратной связи в системе «Учитель – Ученик». Модели интенсивного развивающего дидактического диалога. Мониторинг формирования исторического сегмента персональной Картины Мира (инспекция, контроль) и стимулирующая оценка труда Учащегося.
Технология развития устной и письменной речи на уроках истории.
Репродуктивные и продуктивные виды дидактической деятельности. Проблемное обучение. Воспитание персональной точки зрения.
Групповая, парная и индивидуальная учебная деятельность в ходе урока и в процессе подготовки к нему. Соперничество и сотрудничество.
«Скорая дидактическая помощь»: технология определения области «незнания – неумения – непонимания», диагностика её причин, гносеологических и операционных корней и организация устранения. Реабилитация ОШИБКИ. Формирование навыков анализа и самоанализа. Опыт критики и самокритики.
Формирование навыков самостоятельного решения дидактических задач возрастающей сложности.

Технические средства обучения в современном дидактическом процессе (ПК, магнитофон, мобильный телефон, видео, DVD).
Планирование дидактического курса. Мониторинг дидактического процесса.

Предложенный курс — часть плановой научно-исследовательской деятельности автора в составе Лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО \ ОСО Академии Педагогических Наук СССР. Он разработан, одобрен и внедрен в системе повышения квалификации педагогических кадров Министерства просвещения СССР (с 5 марта 1988 года - Государственного комитета СССР по народному образованию).

В настоящее время курс адаптирован для становящейся системы просвещения в Семейной школе в двух вариантах:
А. Для заведений среднего образования с системным подходом к обучению типа «Семейная школа».
Б. Для индивидуального обучения в масштабах одной семьи или в кооперированной группе семей.
Возможна его дальнейшее гибкое приспособление к любым дидактическим формам и системам.
Может быть внедрен в практику Семейного образования после системного усовершенствования педагогических кадров в формах дистанционного, очно-заочного и стационарного обучения.
Курс состоит из лекционных, семинарских, консультационных форм дидактической деятельности и завершается экспериментальным проектом методической разработки одного из курсов истории, исполненным студентом под руководством Автора.

Любые формы обучения не предполагают коммерческих отношений Заказчика и Исполнителя. В случае стационарного взаимодействия материальные затраты Заказчика исчерпываются расходами на транспорт, питание и проживание автора.

Курс может быть предложен, как в полном объеме, так и фрагментарно.

Время освоения курса определяется по согласованию — Заказчиком и Исполнителем.

Детали сотрудничества обсуждаются специально и отражаются в Договоре о сотрудничестве.
Tags: #Отчественная история для Семейной школы, #вера, #значение, #исторический процесс, #исторический факт, #историческое событие, #мировоззрение, #преподавание истории в школе, #разум, #смысл, #учебники истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments