nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — К СЕМЕЙНОМУ, ОТ КАЗЕННОЙ ШКОЛЫ — К МАМИНОЙ.

(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО»)



1.

Реформировать российскую систему просвещения в настоящий исторический момент уже невозможно. Ее можно лишь похоронить. С почестями — в память о бессмысленно «залитых» в нее бюджетных деньгах, о диссертациях, министерских циркулярах, методических рекомендациях, торжественных речах, статьях..., оправдывающих и описывающих ее ничтожество. Или слить в помойку, где ей самое место.

2.

Еще сравнительно недавно Советское просвещение поддавалось реформированию. Его модель была «срисована» с жизнеспособной и испытанной временем системы образования дореволюционной Российской империи. И тогда — каких-то 20-30 лет назад — еще существовала достаточно большая масса людей — педагогов и родителей, понимавших какими должны быть настоящие учителя, настоящая учеба — в школе и в вузе. И что такое вообще — настоящая школа, настоящая оценка, настоящая профессура, настоящие диссертации и настоящая наука. Они помнили как все это выглядит и как работает из опыта личного общения с осколками великой уходящей культуры, сиявшими нездешним светом в сумерках искалеченной советским чиновником Советской Школы и Советской Науки.

В 80-е годы прошлого века, стихийно — с двух сторон — начинается мощное общественное движение за реформу советской школы. С одной стороны, родители, недовольные тем, что творится с их детьми в стенах учебно-воспитательных учреждений, стали требовать от власти, чтобы их детей лучше учили. Эти родители были в высоком смысле слова «советскими людьми», еще не испорченными пандемией карьерного успеха любой ценой и в т.ч. ценой судеб собственных детей. И потому они были способны относиться к детям, как к смыслу собственной жизни, а не как к досадной обузе, тормозящей сумасшедшую гонку по жизни «для себя» — к новым окладам, бонусам, прибылям и прочим финансовым успехам. С другой стороны, естественными союзниками таких родителей стали педагоги-новаторы — элита учительского корпуса, бескорыстно искавшая возможности, избавившись от опеки некомпетентного чиновника, обрести вожделенную свободу творчества.

Реформа советского просвещения успешно продолжалась с 1985 по 1991 годы и, с точки зрения начальства, зашла слишком далеко — настолько, что самые сообразительные из них почуяли аромат безработицы. Она не рушила здание советского просвещения, а умно ремонтировала его наиболее ветхие и аварийные фрагменты, готовя демонтаж и замену самых никудышных.

С преобразования школы, высшего образования, науки началась «перестройка» всего советского социализма. Ее перспектива — ограничение обществом произвола бюрократа и, в итоге, конец его тотальной монополии — испугала хозяев страны. Инстинкт самосохранения заставил их, ради спасения доминантного статуса, развалить СССР на национальные уделы. Так вместе с Советским государством погибла и Советская школа.

3.

В качестве оправдания убийцы избрали либеральный миф согласно которому все советское было плохо. По определению. А все буржуазное — идеально и достойно подражания. По умолчанию. С 1992 года в России начинается обезьянья вестернизация всех социальных и государственных институтов. И, разумеется, системы просвещения.

Принципиально западная модель просвещения состоит из двух модулей — для богатых и для бедных. В России внедрялась модель «для бедных». Причем в самом гнусном варианте — «для негров». Начальство охотно освоило «дары данайцев». В отличие от реформы «педагогикой сотрудничества», грозившей безработицей, оно стало незаменимым проводником чужого и глубоко чуждого отечественной культуре «западного» курса. Без административного принуждения кабинетных «экспертов» по «болонской системе», которую изучали за казенный счет в вожделенных зарубежных командировках, вся эта болонская «хрень», подкрепленная жирными грантами, никогда бы не прижилась бы в России. Так лет за полтора десятка лет западные «благодетели» руками отечественных холуев цинично добили великую советскую систему образования, избавив Запад от ее непобедимой конкуренции. После болонской вестернизации останки расчлененного трупа Советского просвещения сохранились исключительно в музейных экспозициях и на кладбищах, куда, поколение за поколением, уходили в поисках покоя и забвения его, ставшие ненужными своему обезумевшему Отечеству, носители и адепты.

4.

Недавно вдруг (!) просвещенческое начальство попыталось «оживить» великого покойника. Вскрыв свежую могилу Советской педагогики, оно использовало упокоенные там останки для гальванизации Голема просвещения олигархической России. Получилось грубо и непристойно. Впрочем, как все, к чему прикасается рука начальства.

Последнее время кризисное состояние российского просвещения стало слишком очевидным. И чиновники попытались изобразить перед недовольным обществом, что не все так плохо. Поэтому они спекульнули исторической славой «педагогики сотрудничества», изготовив оптимистическое пророчество. Дескать, верным курсом идем, товарищи, проложенным 30 лет назад педагогами-новаторами. Но куда идем? - умолчали. Как признаться, что идем в могилу — туда, куда отправилась «педагогика сотрудничества»?

Так в № 112 «Новой газеты» 12.10.2015 года появился текст: «Гуманистическая педагогика: XXI век»
(http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html).
Его авторы:
- Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
- Александр АСМОЛОВ, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им.М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО).
- Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ.
- Владимир СОБКИН, академик РАО, директор Института социологии образования РАО.
- Исаак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ.
- Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ.
- Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.
- Елена ХИЛТУНЕН — эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.
- Сергей ВОЛКОВ, учитель литературы 57-й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки.
- Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ.
- Дима ЗИЦЕР, директор Института Неформального образования (INO).
- Михаил ЭПШТЕЙН, гендиректор «Школьной лиги».
- Анатолий ШПЕРХ, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги».
- Елена УШАКОВА, учитель Школы диалога культур —
— люди в официальной педагогике не последние. Лет 30 тому назад многие из них посуетились в густой толпе педагогов-новаторов и, создав себе имидж гремучих революционеров, въехали на гребне перестроечной популярности в престижные, властные и бюджетные лабиринты просвещенческого Олимпа. Да там и застряли, получив эксклюзивное право умеренного «творчества», безопасного основам бюрократического порядка, но освежающего затхлую казенщину авантюрным ветерком иллюзорного «новаторства».

Сказка про «гуманистическую педагогику» в ХХI веке рисует радужные картины «альтернативного образа будущего школы». Знакомство с ним оставляет брезгливое ощущение прикосновения к циничной лжи. Или к клиническому идиотизму. Поскольку всерьез рассуждать о "гуманистической педагогике", как факте или перспективе современного российского просвещения может либо конченный негодяй, либо придурок, пребывающий в стерильном мире собственных иллюзий, я не стану анализировать текст, доказывая его утопичность. Это слишком очевидно всякому, кто не понаслышке знаком с состоянием отечественного просвещения.

Я бы назвал заказную сказочку про «гуманистическую педагогику» в ХХI веке «манифестом профессионального ничтожества». Она не случайно возникла как раз в те дни, когда растет и набирает силы стихийное движение т.н. «анскулеров» — родителей, спасающих своих детей от изуродования казенной школой.

5.

Несколько лет назад некоторые достаточно состоятельные и разумные родители как-то вдруг, не сговариваясь, каждый сам по себе, решили, что им и их детям не нужна больше школа в качестве «камеры хранения» и «изолятора временного содержания». Какая школа им была нужна на самом деле тогда они еще плохо себе представляли. Одно было предельно ясно — НЕ ТАКАЯ. И еще вдруг стало слишком понятно: каждый день, проведенный их детишками в ТАКОЙ ШКОЛЕ непоправимо травмирует беззащитные души. Поэтому, как на пожаре, действовали аврально: забрали из школы — и с концами. И вернуть назад — только через мой труп. Потому что, чем такая школа, то лучше вовсе никакой.

Потом, постепенно, размышляя что делать дальше, в бездонных просторах интернета они отыскивали товарищей по несчастью, обменивались мнениями, опытом, жаловались друг другу на неудачи, радовались маленьким победам... И сложилось уникальное виртуальное сообщество т.н. «анскулеров» — сторонников обучения своих детей на дому — в семье.

Позор! Скандал! Родители спасают своих детей от школы! Любой ценой! Люди чести в таких случаях смывали позор собственной кровью.

Но ни в должностных инструкциях чиновников, ни в их повседневном обиходе нет ни слова «честь», ни даже намеков на его синонимы.

Однако брожение общественного мнения не могло оставить бюрократов равнодушными. И, чтобы успокоить общество, инициатива «анскулеров» легализуется по принципу: если движение невозможно запретить, следует его возглавить. Так начальство сделало вид, будто домашнее обучение — не более, чем благословенная министерством новая форма гражданской инициативы, демонстрирующая неисчерпаемость потенциала отечественной демократии. А, с другой стороны, реанимировали иллюзию реформирования казенной школы «педагогикой сотрудничества». Так вот, оказывается, для чего эксгумировали труп Советской школы!

6.

Тем временем движение бесшкольников набирает обороты. Все больше родителей забирают своих детей из казенной школы. Дурной пример заразителен!

О повальных масштабах «бедствия», способного в ближайшей перспективе лишить учебные заведения значительной части учащихся, а, значит, тем самым, сократить и «нагрузку» педагогов, и штат паразитов-чиновников, свидетельствует тот факт, что в нарушение закона (!) начальство стало саботировать выделение бюджетных денег «анскулерам». А это уже серьезно. Не от хорошей жизни российский чиновник внаглую саботирует закон. И, разумеется, не по собственной инициативе. Значит, отдан приказ. И уже только по этим косвенным признакам, даже в отсутствие добросовестной статистики, можно догадаться о масштабах движения за избавление детства от пытки школой.

7.

А что же тем временем происходит с движением за домашнее обучение?

Оно переходит из первой фазы стихийности во вторую — фазу первичной организованности. Когда:
1) ищут «своих»;
2) формируют стабильную коммуникацию с единомышленниками;
3) формируется имидж авторитетных экспериментальных площадок;
4) возникают региональные центры координации инициатив;
5) нарабатываются локальные базы данных педагогов и психологов, готовых и способных работать в качественно новых для себя условиях домашнего обучения;
6) формируются «банки» учебных и методических пособий, годных для использования в домашней дидактике;
7) возникают инициативы обмена опытом между семьями и группами «анскулеров»;
8) формируется качественно новое подразделение в армии отечественных педагогов — родительское;
9) нарабатывается, накапливается и начинает обобщаться первичный опыт родительской дидактической и административной деятельности;
10) налаживаются и отрабатываются механизмы внутренней коммуникации и обмена информацией в локальном мире семейных школ и между миром семейных школ и системой казенного образования...
- одним словом: стихия оппозиционного общественного движения приобретает признаки системности и упорядоченности. Со временем из эмбрионов семейной педагогики сформируется новая система отечественного просвещения, чья конкурентная среда заставит по-настоящему модернизироваться и государственного монстра. В противном случае ему грозит бесславный, но заслуженный конец. Природа не терпит паразитизма. И природа социальной ткани — не исключение.

Никита Мирошниченко
14.11.2015
Жуковский
Tags: #дидактика, #казенная школа, #развивающее обучение, #реформа просвещения, #семейная школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments