nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

ТАИНСТВО МЫШЛЕНИЯ-4.


ИМЕНА («ЛИКИ») МЫШЛЕНИЯ: ЛОГИЧЕСКОЕ (РАЦИОНАЛЬНОЕ) МЫШЛЕНИЕ (продолжение)

ПРОДУКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

«ПОНИМАНИЕ»
Выход за пределы непосредственных сенсорных восприятий, связанный с раскрытием, дешифровкой изначально скрытой за внешней видимостью, кажимостью явления его сути, значения.
Способность постичь, раскрыть, расшифровать значение (феномен индивидуального сознания) и смысл (феномен общественного сознания) отражаемого явления и на основе духовной репрезентации постигаемого выстроить деятельность по отношению к постигаемому объекту так, чтобы она имела, в конце концов, позитивный для субъекта результат.
Специфическое состояние сознания, переживаемое субъектом, как уверенность в адекватности объективной реальности воссозданных субъективно ее виртуальных моделей.
Для понимания характерны:
(1) ощущение ясной внутренней связанности, организованности — упорядоченности мыслимого, видение их внутренней логической структуры, причинно-следственных связей и внутренних причин развития;
(2) ментальный (воображаемый) переход «наблюдателя» = «понимающего» во-внутрь (на внутреннюю позицию) «наблюдаемого» = «понимаемого» в результате чего происходит проникновение во внутренние мотивы Иного, в смыслы его поведения, внутрь уникальных Картины Мира и Мировоззрения, осознаваемых с этой позиции, как свои;
(3) сопереживание, эмпатия, эмоциональный резонанс, идентификация с иным психическим существом.
Наука о понимании текстов – герменевтика: «толкование». Результатом понимания становится формула значения (чем данный феномен является для меня) и смысла (чем данный феномен является для значимых — референтных для меня людей), возникающая всегда непременно вследствие личных интеллектуальных усилий.

«ЗНАНИЕ»
«Знание» не тождественно «пониманию» – способности усвоить и некритически воспроизвести некоторую информацию, в правильности которой человек не сомневается. «Знание» – некритическое, репродуктивное усвоение информации, воспринимаемое на веру, под давлением то ли привычки к некритическому восприятию мнений авторитетов, то ли в силу неразвитости «механизмов» критического мышления. Это «автоматическое» «доверчивое» усвоение чужого мнения, не содержащее собственной - критической работы мысли по оценке адекватности усвоенной информации личному опыту, личным потребностям и целям.

«ИНФОРМАЦИЯ»
Высшая форма отражения объективной реальности, объединяющая:
1) образы технологий предметно-практической деятельности,
2) выраженные символически формулы психических процессов,
3) формы коммуникации, в ходе которой происходит обобщение и обмен в пространстве и времени результатами психической и предметно-практической деятельности между различными индивидуумами и социумами. Это социально опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения (психическая деятельность).

И. Кант:
«Эмпирическое познание» – послеопытное (a-posteriori):
1) выводится из непосредственного сенсорного опыта;
2) содержит информацию индивидуального — конкретного, частного опыта;
3) индуктивно (ход мысли от частного — к общему);
4) допускает исключения;
5) суждение справедливо не для всех случаев.
«Чистое познание» - доопытное (a-priori):
1) выводится из других суждений – эмпирических или абстрактных;
2) содержит информацию высокой степени общности, отражающую множественный, повторяемый опыт;
3) дедуктивно (ход мысли от общего — к частному);
4) не допускает исключений;
5) суждение необходимо справедливо для всех случаев.

РЕЗЮМЕ

Мы совершили первый шаг в «царство» науки о мышлении. И приподняли завесу над его тайной. Первое, что бросилось в глаза – обилие масок и одежд, покрывающих разные формы интеллекта, как универсальной способности мышления. За которыми укрыта универсальная сущность феномена человеческого мышления – его опосредованность (выраженность) символами (знаками).

Для нас этот проблема МЫШЛЕНИЯ имеет первостепенное значение. Поскольку, озадачившись основным вопросом нашей группы: как учить детей (?), невозможно игнорировать следующий, органически связанный с первым, вопрос: чему их учить? И речь здесь не только о содержании образования: чем (?), какой информацией наполнять Картину Мира ребенка? И не только о том, как ее там выстраивать: какую форму придать архитектуре ума взрослеющего человека? Той самой архитектуре, которую можно еще обозвать "Мировоззрением". Или "методологией использования информации" Картины Мира. Или "идеологией". И даже (!) "философией".

Правильный гуманный развивающий современный дидактический процесс предполагает: что, научив ребенка:
1) ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ из внешних источников,
2) удобно - разумно - УКЛАДЫВАТЬ ее в архивах памяти,
3) ИЗВЛЕКАТЬ ее оттуда по необходимости
не менее важно обучить его самостоятельно ПОРОЖДАТЬ СОБСТВЕННУЮ информацию, оперировать ею, преобразовывая всячески… Собственно, именно это — научить его мыслить корректно = логично, а потом еще и диалектично (!) = отражать весь этот мир в душе во всех его противоречиях и несуразностях, находя им разумное объяснение, истолкование и применение есть конечная и высшая цель всех дидактических упражнений и всей разумной педагогики.

А это значит, что ребенка необходимо познакомить со всеми известными сегодня ТЕХНОЛОГИЯМИ МЫШЛЕНИЯ, которые существуют в поле антропоморфной культуры и вооружить теми, которые выдержали проверку временем и способны помочь ему верно сориентироваться в гигантских потоках и объемах современной информации. Таких технологий ровно столько, сколь существует типов или видов знаковых систем. Ибо нет и не может быть двух параллельных одинаково верных — адекватных виртуально конструируемой реальности — способов ее представления (отражения \ выражения \ репрезентации) в рамках какой-то одной знаковой системы. А знаковых систем, на самом деле, не так уж много. И для каждой существует своя логика — свои правила операций и преобразования терминов, знаками которой они (термины) выражены.

О технологиях разумного мышления и о том, как помочь ребенку овладеть ими — вовремя (по мере физиологического созревания его мозга), экономно (добиваясь максимального дидактического эффекта за единицу учебного времени и затрачивая на это минимум энергии) и пойдет у нас дальше речь.
Tags: #интеллект, #информационная парадигма педагогики, #информация, #мышление, #технологии мышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments