nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ТАИНСТВО МЫШЛЕНИЯ-3.

ИМЕНА («ЛИКИ») МЫШЛЕНИЯ: ЛОГИЧЕСКОЕ (РАЦИОНАЛЬНОЕ) МЫШЛЕНИЕ
(продолжение)

1. МОДАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ: «ЛОГИЧЕСКОЕ (РАЦИОНАЛЬНОЕ) МЫШЛЕНИЕ»

Сущность логического мышления.
Логическое мышление – «самое возвышенное и самое экономичное употребление человеческого разума с помощью символов и знаков» (Лейбниц). Это высшая форма активного отражения объективной реальности:

1) целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений феноменов: предметов и явлений,
2) творческое созидание новых идей,
3) прогнозирование событий и действий.

Логическое мышление нередко называют также «рациональным» или «абстрактным» или «символическим» за то, что с его помощью люди в уме конструируют и реконструируют в форме словесных суждений и умозаключений разнообразные феномены реальной и воображаемой действительности (объекты, процессы, явления, ситуации). Для этого они используют абстрактные — не имеющие ничего общего, оторванные от данной в непосредственном сенсорном восприятии реальности — символы или знаки: буквы алфавита, слова, цифры, ноты, знаки ПДД, символы химических элементов... Ими описываются и выражаются срытые от непосредственного сенсорного восприятия существенные свойства исследуемых феноменов в форме «понятий», «категорий» и «идей». Так возникают «тексты» или «нарративы» - символические модели реальности, позволяющие транслировать информацию о ней в пространстве и времени.

Мышление стихийное (инстинктивное) и произвольное (творческое).
Мыслительные процессы стали органически необходимой и повседневной частью человеческого образа жизни, состоящего из привычных стандартных и непривычных нестандартных ситуаций. В условиях привычного течения жизни мыслительные процессы включаются-выключаются, трансформируются друг в друга и протекают как бы «сами собой», незаметно для человека — спонтанно: непроизвольно. Кажется, что они растворены в повседневной практике, совершаются сами собой — без специальных усилий со стороны человека и не вызывают особых проблем и затруднений. Если же, однако, в привычном течении обыкновенной жизни встречаются заминки, возникают проблемы для решения которых прежних идеальных моделей преодоления уже недостаточно ввиду необычности и небывалости новых ситуаций, включается воля, управляющая оригинальным — произвольным творческим мышлением человека. Которое, после теоретических поисков и практических экспериментов, рано или поздно находит выход из тупика и обогащает историю человеческой мысли новыми открытиями и достижениями.

Структура мышления неоднородна. В мышлении тесно переплетаются бессознательные, инстинктивные, стихийные психические процессы и процессы управляемые произвольно, осмысленно, рефлексивно.

В зависимости от степени успешности мышление может быть эмоционально окрашено. Хотя успех мышления во многом зависит от трезвости его процедуры, а значит от использования объективной информации, представляющей мыслимые феномены таким, как они есть в действительности, а не в воображении. Такая умственная «трезвость» лучше всего достигается в состоянии эмоциональной нейтральности.

Продукт мышления — ИНФОРМАЦИЯ. Она же и его «ткань» или «материя», формирующая в своей совокупности Картину Мира личности: сумму знаний о феноменах окружающей человека действительности, выраженную в самых разных и необычных знаково-символических формах.

КАРТИНА МИРА всегда содержит в себе и объективную, и иллюзорную информацию. Потому что человек в своем мышлении, стремясь создать полную картину виртуальной реальности, увлекается самим процессом интеллектуального творчества и потому нередко теряет ощущение грани между объективной и субъективной реальностью. И потому он выдает желаемое за действительное и воображаемое за реальное.
Есть иной путь по которому иллюзии проникают в Картину Мира. Стремление к ее завершенности и полноте нередко заставляют авторов ее теоретических реконструкций использовать в своих построениях гипотезы пока еще не исследованных наверняка и потому вероятностных фрагментов мыслимой реальности. Однако в этом случае они специально обозначают такие области вероятностных допущений, чтобы выделить и обозначить границы реального и воображаемого. Этим, кстати, культура добросовестного научного мышления отличается от прочих видов мышления, особенно мистического — религиозного, где грани реальности и фантазии размыты, а нередко и предумышленно стерты и скрыты.

Источник объективной информации — практический опыт человеческой деятельности, отраженный в научных текстах — теоретических моделях реальности.

Источник иллюзорной информации — априорное, умозрительное конструирование информации, не имеющей адекватного экспериментального (практического) подтверждения, в форме художественных, мистических, религиозных текстов, отражающих субъективную реальность авторской извращенной — фантастической Картины Мира.

2. ЖИВОТНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Примитивные аналоги антропоморфных мыслительных процессов возникают уже у животных. В их поведении выделяется поисковое поведение: поиск отсутствующего в конкретной ситуации объекта потребности, совершающийся согласно генетически запечатленным формулам «правил». Это и есть общая филогенетическая предпосылка развитого мышления. Она обеспечивает динамическую (оперативную) адаптацию организма к требованиям среды и условно может называться «животным мышлением». Самые сложные проявления мышления у животных связаны с манипулированием и изготовлением инструментов – предметов, используемых для удовлетворения биологически значимых потребностей.

Человеческое мышление возникает в процессе становления труда — специфически человеческой деятельности, создающей артефакты — ментальные модели феноменов субъективной реальности, воплощенные в материи. Они никогда не существовали в готовом виде в природе и впервые возникли сперва, как феномены человеческой мысли, и уж затем, как результаты ее перевоплощения из психической ткани мысли в материю живой — преобразованной природы.

Мышление, как априорное виртуальное конструирование феноменов реальности, возникло вследствие развития языковой коммуникации между людьми, как искусства создавать и оперировать — в пространстве и времени — символическими (виртуальными) аналогами объективной реальности. С разделением труда на умственный и физический мышление приобретает форму автономной — самостоятельной деятельности со своими особыми мотивами, целями, операциями.

3.«РАЗУМНОЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) МЫШЛЕНИЕ»

Особенности разумного от прочих видов мышления:
1) оперирует информацией, отражающей скрытую от непосредственного сенсорного восприятия противоречивую СУЩНОСТЬ феноменов;
2) способно к рефлексии: обращенности на самоё себя = исполняет функцию «САМОСОЗНАНИЕ».

«НОЭЗИС» - так в древней Греции именовалось мышление — буквально: постижение, разумение. Платон понимал под ним особый результат созерцания — выражение мыслимого усмотрения сущности предмета, явления или идеи.
Позже философ Гуссерль использовал этот же термин, называя им осмысливающую направленность сознания на объект, который, как носитель смысла есть «ноэма».

Греческий термин «ноэзис» римляне переименовали по-своему в «ИНТЕЛЛЕКТ», под которым понимали:
(1) познание, понимание, как особый психический процесс;
(2) рассудок, как способность мышления, рационального познания — источник любого психического процесса.
Средневековые схоласты использовали термин «интеллект» для обозначения высшей познавательной способности — сверхчувственного постижения духовных сущностей, соединяющего в себе иллюзию и абстракцию. Она была противоположна «разуму» - низшей познавательной способности, ограниченной «элементарной» абстракцией.

У Канта термин «интеллект» выражал способность образования абстрактных понятий, а «разум» – способность образования метафизических идей, в которых понятия и иллюзии соединялись.

«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»

Термин «интеллигенция» (intellegentia) используется в разных значениях. Изначально в латинском языке оно, происходя от глагола intellego, означало:
1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
2) познавать, узнавать
3) мыслить
4) знать толк, разбираться
и указывало на разнообразные феномены, относящиеся к широкому спектру мыслительной деятельности. Сегодня все они терминологически автономны и выражены дифференцировано — специальными разными терминами:
1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
2) понятие, представление, идея
3) восприятие, чувственное познание.

"ИНТЕЛЛЕКТ"

Термин "интеллект" относится к разряду слов, не имеющих строго оформленного, устоявшегося и точного значения. И оттого каждый, кто им пользуется, помещает в него собственный смысл. Для нас это, в первую очередь, проблема МЫШЛЕНИЯ, имеющая первостепенное значение в школьной дидактике. Поэтому в наших текстах термин «интеллект» применяется, как знак универсальной способности мышления, включающей его низшие — инстинктивные и высшие — разумные формы.

МГНОВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

«ИНТУИЦИЯ»


Разнообразные процессы мышления совершаются с разными скоростями. Мышление на сверхвысоких скоростях порождает феномен «ИНТУИЦИЯ», связанный с иллюзией постижения истины путём «прямого» и «непосредственное» её усмотрения — без обоснования с помощью теоретических доказательств и практического опыта.
Термин «интуиция» используется для поименования результатов:
(1) инстинктивной (рефлекторной) деятельности, где «мысль» зафиксирована формулой генетического кода и представляет собой неизменную «автоматически» непроизвольную последовательность ряда действий и операций, которые, в определенных условиях, в случае соответствия таким условиям, гарантируют достижение необходимого и полезного для действующего субъекта (источника активности) результата;
(2) ритуальной = шаблонной = привычной интеллектуальной деятельности, предварительно долго и тщательно подготавливаемой и осваиваемой, с заранее отработанной последовательностью операций и запасом аналогов для замены безрезультатных операций;
(3) и для выражения единства мысленного (понятийного + образного) и чувственного (сенсорного) познания.
В процессе интуитивного познания скорость интеллектуальных процессов велика и этапы движения мысли, сам её механизм оказываются вне пределов осознания. Итог же мыслительной деятельности проявляется в сознании предельно ясно. Интуиции достаточно для авторского усмотрения истины, но недостаточно чтобы убедить в ней других.

«ИНСАЙТ»

Это синоним термина «интуиция», обозначающий феномены «непосредственного» постижения, «внезапного» понимания, якобы «не выводимые» из прошлого опыта. Термин заимствован из английского языка (insight), где обозначает феномены проницательности, понимания вследствие «внезапного» «озарения». В данном случае т.н. «внезапность» - иллюзия, порождаемая высокой скоростью интеллектуальных процессов — результат длительного и разнообразного опыта предшествующей умственной деятельности, присутствующей в процессе «озарения» в свернутом — снятом виде.

МОДУСЫ РАЗУМНОГО МЫШЛЕНИЯ

Термином «мышление» выражены различные, хотя и тождественные, умственные процессы, для которых общими являются операции абстрагирования и обобщения, совершающиеся по-разному. Далее – примеры такой разности.

«АССОЦИАЦИЯ»

На уровне образного мышления это такая связь между образами некоторых феноменов при которой актуализация в воображении характерных формальных признаков одного из них влечет за собой мобилизацию следов и припоминание другого, обладающего тождественными признаками.

К примеру, использование термина «водоплавающее» мобилизует в памяти обобщенные образы всех предметов, способных сохранять свойство «плавучесть» на поверхности жидкости. Среди таких память сперва выхватывает образы одушевленных существ и неодушевленных предметов: птицы, люди, рыбы, животные, лодки, корабли, бревна…, плавающих на поверхности жидкости. А затем выделяет (при наличии достаточного опыта словоупотребления и лингвистической компетентности) из всей массы потенциально плавучих существ и предметов группу птиц, принадлежащих семействам чаек, уток, пингвинов...

На уровне логического мышления это связь между понятиями или категориями, имеющими тождественные основы для обобщения.

К примеру, категория «птицы» объединяет существа, принадлежащие к классу теплокровных яйцекладущих позвоночных животных, обособленных характерными существенными признаками, выступающими в качестве основы обобщения:
- способность к полету — главная особенность (отсутствие её у некоторых - вторичное явление);
- форма крыльев у верхних конечностей;
- покров из перьев;
- особое строение органов дыхания и пищеварения, приспособленное для полета;
- наличие клюва.

Психофизиологическая основа ассоциации – условный рефлекс, где записанная кодом белковых молекул формула существенного признака агента взаимодействия вызывает в живом существе конкретную реакцию на него в виде строгой последовательности по отношению к нему действий.

«ИДЕНТИФИКАЦИЯ»

На уровне образного мышления это отождествление, установление соответствия сенсорного или обобщенного образа реального объекта его названию во избежание подмены одного объекта другим.

К примеру, с точки зрения формальной логики является некорректным использование для наименования человеческой головы, несущей в себе травмированный неполноценный мозг, термина «крыша» («крышу снесло» = умом тронулся). Однако именно чисто формальное подобие образов «головы» и «крыши» ввиду их верхнего расположения относительно остального человеческого тела и архитектуры здания позволяет использовать термин «крыша» относительно человека в качестве метафоры — в переносным смысле. Применение терминов в переносном смысле — с подменой изначального конвенционального значения допустимо в художественной, публицистической литературе и в обыденной жизни. Однако подобная игра смыслами является потусторонней и нелепой для научных текстов, требующих однозначного и прямого — по назначению — использования имен осмысливаемых и описываемых феноменов.

На уровне логического мышления это отождествление, установление соответствия между термином (понятием, категорией) и логической основой его использования — существенным свойством феномена, позволяющим и достаточным для его отнесения к данному классу или группе явлений, обозначаемых данным термином.

К примеру, использование категории «элементарные частицы» логически корректно и уместно относительно микрообъектов в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить на составные части. Одни из них (электрон, фотон, нейтрино, кварки) в данный момент считаются бесструктурными и рассматриваются как первичные фундаментальные частицы. Другие — так называемые составные частицы, в том числе, составляющие ядро атома — протоны и нейтроны теоретически имеют сложную внутреннюю структуру, но, по современным представлениям, практически разделить их на части невозможно. Сегодня вместе с античастицами открыто более 350 элементарных частиц.

Основания для обобщения (идентификации) физических феноменов термином «элементарные частицы» - их существенные свойства:
1) признак неделимости;
2) признак подчиненности:
- принципу тождественности: все элементарные частицы одного вида во Вселенной полностью одинаковы по всем своим свойствам) и
- принципу корпускулярно-волнового дуализма: каждой элементарной частице соответствует волна де-Бройля.
3) свойство взаимопревращаемости — следствие их взаимодействий: сильного, электромагнитного, слабого, гравитационного.

Наиболее распространенными проявлениями мышления методом идентификации являются:

1) Уподобление (неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством идентификации, начиная с раннего детства, у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.

2) Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

3) Механизм психологической защиты: бессознательное уподобление объекту, вызывающему страх или тревогу.

4) Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств.

5) Групповая идентификация — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

6) Распознавание, опознание некоторых объектов, отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

«ЭМПАТИЯ»

Частный случай идентификации - «эмпатия» («сопереживание»): проникновение (виртуальный перенос себя) во внутренний мир другого человека и ощущение сопричастности к его переживаниям. Психическая основа такого переноса
- на уровне образного мышления: развитое воображение, позволяющее «вжиться» в образ иного человека, живо представить себе: как он мыслит, что чувствует?
- на высшем — логическом уровне мышления это реконструкция иной Картины Мира и иного Мировоззрения.

Однако эмпатия это не полная и абсолютная идентификация с Иным — вплоть до потери мыслящим субъектом самого себя. Это сохранение способности к дистанцированию от Иного, к сопоставлению себя с ним вместе с его разумной критической оценкой с позиции архитектуры собственной ментальности.

«АНАЛОГИЯ»

Другой частный случай идентификации - «аналогия», основанная на операции сравнения — сопоставления с целью установления соразмерности похожих, но формально отличных друг от друга феноменов. Сравнивая между собой их формальные характеристики, мышление устанавливает подобие их внешности, пропорции соотношения размеров, при сохранении тождества содержания — единства сущности.

Методом аналогового мышления нередко пользуются при теоретическом исследовании феноменов, чьи сенсорные эмпирические характеристики недоступны или частично недоступны ввиду пространственных или временных дистанций, разделяющих субъект и объект исследования. Либо ввиду ограниченности познавательных возможностей органов чувств или искусственных инструментов познания, являющихся их продолжением. В этом случае используют познавательный метод моделирования по аналогии.

Аналоговая модель конструируется из образов или из символов различны знаковых систем (цифры, ноты…), имитирующих или отображающих архитектуру формы или структуру внутренней организации, законы функционирования и иные особенностей исследуемого объекта, непосредственное изучение которого, по разным причинам, невозможно или усложнено. Она используется для лаконичного объяснения и выражения сути некоторой информации — теории, учения, гипотезы, умозаключения... и применяется в математике, логике, структурной лингвистике, физике, социологии, истории и других областях знаний. Умозаключения по аналогии — гипотетические: их истинность или ошибочность в дальнейшем, обнаруживается (подтверждается или опровергается) в ходе эмпирической проверки (испытаний), когда открывается доступ— прямой или опосредованный — к их сенсорно постигаемым свойствам. В умозаключениях по аналогии информация, полученная при изучении некоторого доступного сенсорному или теоретическому исследованию объекта переносятся на другой, менее доступный для исследования объект.

Аналогия позволяет выстраивать абстрактные теории с моделированием недоступных человеческим органам чувств феноменов. Такая виртуальная модель заменяет реальный объект, находящийся вне пределов сенсорной досягаемости, порождая информацию о нем методом дедукции. Данные модели применяются при постановке диагнозов заболеваний в случае недоступности полноценных анализов биохимии человеческого организма, в криминалистике, когда по отдельным фрагментам следов преступления восстанавливается весь его облик, в физике — при описании элементарных частиц или космических предельно удаленных феноменов...

ДЕДУКЦИЯ

Термин «дедукция» дословно означает «сокращение», «снижение». Так называется метод мышления, в котором частное умозаключение выводится из общего: вектор мысли от общего к частному.. Основы («посылки») дедукции — аксиомы или гипотезы — имеют характер общих утверждений («общее»). А ее результаты — следствия из посылок («частное»). Если посылки истинны, то истинны и следствия. Дедукция — вид обобщения, предвосхищающего результаты эмпирических наблюдений и экспериментов на основе суждений по аналогии. Дедуктивное умозаключение конкретизирует информацию. В нем содержатся лишь те сведения, которые есть в посылках. Дедукция позволяет из имеющейся информации получать новую спекулятивно — с помощью «чистого» рассуждения, не «испачканного» чувственностью. При достоверных посылках дедукция дает стопроцентную гарантию правильного вывода.

Дедуктивное умозаключение, обеспечивающее истинный вывод, называется силлогизмом.
Например:
1) «Все металлы пластичны» (достоверная посылка) - «Висмут – металл» (достоверная посылка) - следовательно, «Висмут пластичен» (правильное умозаключение).
2) «Все политики - лжецы» (большая достоверная посылка) - «Б. Ельцин - политик» (достоверная посылка) - следовательно, «Б. Ельцин – лжец» (правильный вывод).

Если в дедуктивном умозаключении хотя бы одна посылка ложная, ложным будет все умозаключение.
Например: «Помощь Международного Валютного Фонда всегда ведет к процветанию пользующихся ею» (ложная посылка) - «МВФ помогает России» (достоверная посылка) - следовательно, «Россия процветает» (ложное заключение).

ИНДУКЦИЯ

Термин «индукция» дословно означает «выведение», «наведение». Так называется метод мышления, в котором общее умозаключение выводится из частного: вектор мысли от частного к общему.
Здесь данные сенсорного опыта «наводят» на усмотрение общего (сути), содержащегося в разных по форме феноменах. Поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индуктивный метод мышления — способ исследования, при котором от наблюдаемых частных явлений переходят к выделению принципов, общих положений теории, установлению закономерностей.

В индуктивном заключении может содержаться информация, отсутствующая в принятых посылках. Достоверность посылок не означает достоверности всего индуктивного заключения. Посылки придают заключению большую или меньшую вероятность.

Индукция дает не достоверное, а вероятностное знание, нуждающееся в проверке. Из частных умозаключений не следует непременно истинный логический вывод.

Например:
«Б.Ельцин — негодяй». «В.Янукович — негодяй». «П.Порошенко — негодяй» (достоверные посылки)
«Б.Ельцин, В.Янукович, П.Порошенко – политики» (достоверные посылки).
Следовательно, «все политики – негодяи» (вероятностное заключение).
Обобщение правдоподобное, но не истинное, потому что среди политиков встречаются и приличные люди (хотя лично я не видал ни одного)

Вариант индукции – умозаключение по аналогии: на основе сходства двух объектов по одним параметрам делается вывод об их сходстве также и по другим параметрам.

Например:
«Планеты Марс и Земля во многом похожи» (достоверная посылка).
«На Земле есть жизнь» (достоверная посылка).
Заключение: «Поскольку Марс похож на Землю, на Марсе также имеется жизнь» - вероятностное и, как любое индуктивное умозаключение, нуждается в проверке.

(Продолжение следует)
Tags: #интеллект, #информационная парадигма педагогики, #информация, #мышление, #технологии мышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments