nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ 14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ



Теперь, осилившие все 13 глав текста «ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ», могут понять что на самом деле мешает КАЖДОМУ ребенку успешно учиться в школе? Что отбивает у него охоту учиться? Охоту, которая коренится в одном из самых мощных и древних инстинктов: «ЛЮБОПЫТСТВО».
И что происходит в психике тех немногих детишек, которые все же выучиваются даже в такой недетской школе? Выучиваются сами по себе — чудесным образом. Несмотря ни на что.

А мешают объективно всего две вещи:

1. Позорная неосведомленность «педагогов» об архитектуре души ребенка («СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»). Которая, со второй половины ХХ века — после того, как уровень развития психологической науки позволил реставрировать эту «архитектуру» в основных ее элементах — стала еще и преступной. И отсюда — неумение управлять дидактическими информационными потоками, которые в эту душу направляются: их количеством и качеством. Поэтому — работа с учеником «вслепую», как с «черным ящиком», куда вся адресованная ему информация каким-то образом «проваливается», а затем, через некоторое время», не менее «чудесным образом» возвращается. Нередко в чудовищно искаженном виде.

2. Неспособность специально адаптировать к особенностям мышления ребенка содержание дидактической информации, которой пичкают учащихся на протяжении сперва 10 лет школьной каторги. Затем — 11 лет. А теперь кое-где и всех 12-ти. И все идет к тому, что в условиях экспоненциального увеличения объема культурной информации и роста степени профессиональной некомпетентности учителей учебное школьное время в ближайшем будущем обречено резиново растягиваться дальше — в пределе: на всю человеческую жизнь.

Однако всегда были, есть и, хочется верить, будут дети, которые каким-то образом сами — вопреки несовершенству дидактики — усваивают и «переваривают» всю эту неудобную, неорганизованную, недоваренную информационную школьную «кашицу», приготовленную криворукими и кривомозгими авторами учебников, учителями и педагогическими академиками. Феномен этого таинства не разгадан. Однако, можно предположить, что каким-то непостижимым чудом в их мозгах сами собой — стихийно, повинуясь непознанным еще генетическим законам (или случайностям?!) совершаются все те информационно-аналитические преобразовательные процессы, которые описаны нами в 13-ти предшествующих главах. И которые непременно должны стать основным содержанием профессиональной педагогической активности, направленной на усвоение новыми поколениями человеков достижений культуры предков.

Отныне мы можем сформулировать строгий и ясный алгоритм профессиональной педагогической деятельности — ее технологическую модель, доступную и понятную всем — и родителям, и носителям педагогического проклятия, и даже юности, занятой автономным (помимо официального просвещения) и стихийным самообразованием.
Вот ее постулаты:

1. Любой дидактический текст, формирующий Картину Мира учащегося должен быть логически препарирован: в нем должны быть выделены структурные элементы Картины Мира, выражающие ее содержание и смысл:
«образы» (эйдосы) изображающие мыслимую картину реальности;
«комплексы» = «предпонятия» (по Выготскому);
«понятия»;
«категории»;
«идеи»;
«сверх идеи».

2. Элементы архитектуры Картины Мира — логически автономные фрагменты текста и гипертекста должны быть выстроены в сознании ребенка в иерархически стройную вертикальную логическую структуру, отражающую причинно-следственные генетические (порождающие) связи естественных — живых циклов производства и воспроизводства познаваемых феноменов и рефлексию самого процесса познания в его натуре.

3. Размещаемые во внутреннем пространстве Картины Мира личности виртуальные модели реальности должны внедряться в сознание ребенка циклически, формируя собой внешнее — относительно общающихся в ходе дидактического процесса субъектов (Ученик и Учитель) — ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА, возникающего в системе с прямой и обратной связями: «Учитель ⇆ Ученик».

ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ ⇆ УЧЕНИК»

СТАДИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПРЯМОЙ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК»: ЗАКЛАДКА ИНФОРМАЦИИ В ПЕРСОНАЛЬНУЮ КАРТИНУ МИРА


1-я подача информации: осуществляется на языке образов — с использованием в качестве удельных единиц информации «слова-имени», «слова-комплекса», «слова-предпонятия», выражающих сенсорную форму познаваемого феномена. Реставрация поверхностного — сенсорно- и эмоционально достоверного смысла явления, представленного обыденно-практическому (инструментальному) мышлению в форме «МЕМОВ» = «СЛЕДОВ ОЩУЩЕНИЙ». Цель такого дидактического действия — реанимировать и мобилизовать следы персональной сенсорной памяти, унаследованные от собственного эмпирического опыта мыслящего субъекта. В результате в ВООБРАЖЕНИИ возникает убедительная, яркая, полихромная, сочно и богато ощущаемая и эмоционально переживаемая — сенсорно-достоверная — картина мыслимого процесса или феномена.

2-я подача информации: формирование фрагментов теоретической модели изучаемого феномена языком научной лексики — с использованием в качестве удельных единиц информации «понятий» и «категорий», выражающих логическую форму познаваемого феномена = перевод ЭЙДОСА в ЛОГОС = трансформация: ВООБРАЖЕНИЯ в ПОНИМАНИЕ и ОЩУЩЕНИЯ — в МЫШЛЕНИЕ.

3-я подача информации: целостная теоретическая реконструкция всей картины субъективно воображаемого процесса объективной реальности с описанием его при помощи лексики конкретной науки (тезаурус).

СТАДИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК»: ВЫЕМКА ИНФОРМАЦИИ ИЗ КАРТИНЫ МИРА В ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА = МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УКЛАДКИ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРСОНАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА И КОРРЕКЦИЯ РАЗУМНОЙ ЧАСТИ МЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1-е предъявление информации: анализ качества понятийно-категориального аппарата персональной Картины Мира

- корректность определений (формулировок) при обязательном условии их выраженности «своими словами» и ни в коем случае (!!!) не зазубренными формулами чужой мысли;

- способность описания и выражения своего картинного представления о мыслимом с помощью понятия-категории фрагменте Картины Мира языком образа-эйдоса = способность «спуститься» с абстрактно-логического уровня презентации информации на уровень образно-художественного мышления;

2-е предъявление информации: реставрация (воспроизводство) «своими словами» целого логически завершенного научного текста, описывающего содержание и форму протекания некоторого сложного комплексного феномена действительности;

3-е предъявление информации: определение качества «вписанности» = связи нового фрагмента информационной Картины Мира с остальными звеньями ее архитектуры = проверка целостности КМ методом проблемного вопроса, для ответа на который следует мобилизовать и использовать информацию смежных сегментов КМ.

Коррекция новой порции информации КМ происходит по необходимости — оперативно: в ходе либо по итогам 1-го, 2-го или 3-го предъявления. Она может совершаться самим учителем с последующим вторичным — проверочным ее «обратным» предъявлением учеником. Хотя еще лучше, если учащийся самостоятельно откорректирует ее, направленный наводящим вопросом педагога.

Вот как это все конкретно работает на примере дидактической разработки одного из параграфов курса «История Древнего мира».

Тема: «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
Урок 6. «ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ».

План урока.

1. Природа Египта.
2. Занятия древних египтян.
3. Возникновение классов в Древнем Египте.


Вопросы домашнего задания и планы ответов на них.

1.В каких природных условиях жили древние египтяне?
а) географическое положение,
б) рельеф,
в) воды,
г) климат,
д) флора,
е) фауна,
ж) почвы,
з) для какого из известных древнему человеку занятий в долине Нила были наиболее благоприятные условия?

2. Чем занимались древние египтяне?
а) главное занятие — земледелие,
б) скотоводство,
в) ремесла,
г) торговля,
д) города.

3. Как возникают классы в Древнем Египте?
а) разложение соседской общины:
- имущественное неравенство,
- политическое неравенство (властью распоряжается знать),
б) войны — новое занятие:
- излишки продуктов труда и свободное от работы время - предпосылки войн,
- паразитизм — отвлечение тружеников от производительного труда,
- разрушение культуры, созданной трудом других людей,
- присвоение чужого труда при помощи насилия,
в) профессиональные военные:
- риск,
- свободное от производительного труда время,
- ускоренное, по сравнению с простыми тружениками, обогащение за счет грабежа и использования дармового труда пленных - рабов,
г) рабы и рабовладельцы.

Понятийный минимум:
1. СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ — карта.
2. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АФРИКА — карта.
3. НИЛ — карта.
4. ДЕЛЬТА — место впадения реки в море.
5. ДОЛИНА — низменные прибрежные земли по обоим берегам реки, орошаемые ее водами.
6. ДАМБА — искусственная насыпь вдоль берегов реки, препятствующая разливам ее вол.
7. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ* - время, не занятое производительным физическим трудом по производству средств существования.
8. УСКОРЕННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ* - накопление богатства военными более быстрыми темпами, чем мирными труженикам честным трудом в результате войн, грабежа и присвоения труда рабов.
9. РАБ — человек, лишившийся свободы либо попав в плен, либо за долги, находящийся в полном распоряжении своего хозяина, который может сделать с ним все, что пожелает.
10. РАБОВЛАДЕЛЕЦ - хозяин раба, распоряжающийся им как ему заблагорассудится.
11. ГОРОД - крепость, место поселения ремесленников, торговцев и администрации, управляющей и организующей строительство и ремонт дамб и каналов.

Домашнее задание.

1. Прочесть текст §§ 7—8 учебника, выделяя карандашом новые понятия.
2. Описать природу Древнего Египта, используя ОК-6,
3. Чем занимались древние египтяне, добывая себе средства существования. Назовите основные отрасли общественного хозяйства.
4. Что такое «город»? Чем жизнь древнего египтянина в городе отличалась от сельской?
5. Что такое родовая община? Чем она отличается от соседской? Какой было община в древнеегипетском селе: родовой или соседской? Как и почему разлагается древнеегипетская сельская община?
3. Воспроизвести по памяти письменно и озвучить в форме связного рассказа ОК-6: блоки 1-2-3 («Б-1», Б-2», «Б-3»).

НАСТАВЛЕНИЕ: КАК НАУЧИТЬСЯ БЫСТРО И БЕЗОШИБОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ПО ПАМЯТИ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1. Во время работы с опорным конспектом ничто не должно отвлекать твоего внимания. Вся работа займет 10—13 минут, но при условии ПОЛНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ на ней. Твоего внимания не должны отвлекать пни шум музыки, ни какой-либо и шум, никакая книжка, рисунки, тетради - ничто не должно в поле твоего зрения, кроме листа с опорным конспектом и чистого листика бумаги, на котором ты будешь тренироваться в его написании. Рядом положи несколько цветных карандашей, простой карандаш и резинку.
2. В каждом опорном конспекте (далее эти слова я буду писать сокращенно - ОК) есть несколько блоков. Запомнить сразу все трудно. Поэтому нужно разбить эту сложную задачу на ряд более простых. Необходимо сначала запомнить и потренироваться в написании каждого блока в отдельности, а затем всех сразу. На запоминание каждого отдельного блока уйдет в среднем 3— 5 минут, поэтому всю работу можно сделать за 10—12 минут. При работе с отдельными блоками нужно неукоснительно следовать правилу — В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИЧЕГО ПОСТОРОННЕГО, В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ БЛОК, С КОТОРЫМ ТЫ РАБОТАЕШЬ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Все остальные блоки, чтобы они не мешали, попав случайно в поле твоего зрения, нужно закрыть листиком чистой бумаги. Изучив один блок и написав его безошибочно, можно переходить к следующему, но изученный теперь тоже закрывается листиком бумаги. Это необходимо, чтобы твоя память работала в максимально благоприятных условиях, чтобы ничто постороннее отвлекало твоего внимания, не засоряло его.
3. Существует прием, при помощи которого можно проверить себя перед тем, как приступать к рисованию на бумаге: нужно плотно закрыть глаза и представить себе текст того блока, на который в данный момент направленно твое внимание. Если какое-то слово или значок не выплывают из памяти, значит они плохо запомнились. Тогда открой: глаза и еще раз внимательно посмотри блок, сосредоточив все внимание на том его элементе, который плохо запомнился. А после этого еще раз проверь себя, закрыв глаза. Теперь картина должна быть полной.
4. Легче всего дается процесс запоминания тогда, когда ученик хорошо понимает связи между словами ОК, между его значками и стрелочками. Если в момент воспроизведения ОК он про себя рассуждает и читает ОК, даже если он что-то случайно забудет, то путем рассуждений сможет припомнить забытое. Ведь каждое слово в ОК с связано с другими множеством связей и если какое-то слово и забылось, но ученик хорошо помнит его связи с другими, ему не трудно будет восстановить в памяти забытое.
5. Есть люди, которым легче запомнить ОК, если каждый его блок будет несколько раз (3-4) написан – т.е. перерисован с оригинала. Конечно, это должно быть не механическое бездумное «фотографирование», а всякий раз сознательное, осмысленное проговаривание про себя содержания блока.
6. Тренироваться в написании ОК нужно карандашом, чтобы если будет допущена ошибка, можно было её стереть и потом написать правильно и написать уже не простым карандашом, а цветным карандашом то слово, в котором была допущена ошибка или которое вообще забылось. Если же это сложное слово или букву ещё и выделить на цветном фоне, то тогда она запомнится надолго. Цветные карандаши очень облегчают работу над ошибками и трудными местами, позволяя приковывать все внимание к этому месту.
7. Тренируясь в воспроизведении ОК, ты должен понимать , что за эту работу тебе обязательно будет поставлена оценка и сделать её придется все равно, поэтому лучше один раз вовремя потратить десять минут и выучить ОК, чем потом пересдавать его во внеурочное время. И ещё запомни: даже если ты научишься быстро «фотографировать» ОК, не понимая смысла в нем заложенного материала, ты так же быстро как его выучишь, вскоре его и забудешь. Поэтому с самого начала не просто старайся запомнить последовательность слов в блоках, а постоянно вспоминай, что они обозначают и как между собой связаны.
Чем старательнее ты будешь выполнять эти правила, тем быстрее ты научишься легко и всякий раз за более короткие промежутки времени на «отлично» выполнять домашние задания. Успеха тебе!
Tags: #дидактика, #идея, #информационная парадигма образования, #картина мира, #категория, #непонимание, #педагогические законы, #понятие, #преподавание истории древнего мира, #сверх идея, #эйдос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments