nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ 13. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

(НА ПРАВАХ ЭПИЛОГА)


Это 13-я глава «в теле» большого текста «ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ». Напомню вкратце содержание предыдущих глав:

ГЛАВЫ 1 - 2. Лирическое ПРЕДИСЛОВИЕ к исповеди на тему: «Некоторые итоги 40-летнего «баловства» педагогикой». Речь здесь о том: почему дети плохо учатся? И что ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ нужно сделать, чтобы изменить эту постыдную традицию? Экскурс в биографию автора демонстрирует уникальный путь профессиональной мысли, ее основные мотивы и этапы:
1. https://56didactnik15.livejournal.com/2017/09/08/
2. https://56didactnik15.livejournal.com/59849.html

ГЛАВА 3. «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ДИДАКТИКИ»: формулировка постулатов авторской исследовательской парадигмы и постановка основных вопросов, раскрытых в последующих главах: https://56didactnik15.livejournal.com/59926.html

ГЛАВА 4. «СЕНСОРНАЯ ПОДКЛАДКА МЫШЛЕНИЯ И РАЗУМНЫЕ НАДСТРОЙКИ НАД НЕЮ: АРХИТЕКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА»: модель — динамическая и логическая — структуры разумной части человеческой психики в ее основных элементах: ОЩУЩЕНИЯ (МЕМЫ) — ЭЙДОСЫ (КОМПЛЕКСЫ) — ПОНЯТИЯ — КАТЕГОРИИ — ИДЕИ — СВЕРХ ИДЕИ: https://56didactnik15.livejournal.com/60446.html

ГЛАВА 5. КАК ВЖИВУЮ РАБОТАЕТ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ РЕБЕНКА? Реставрация главных и наиболее распространенных затруднений, с которыми встречается ребенок, проникающий в смысл текста конкретного параграфа конкретного учебника физики: https://56didactnik15.livejournal.com/60799.html

ГЛАВА 6. ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ»? Профессиональные добродетели, позволяющие превратить непонятный дидактический текст в понятный и даже интересный: технология магии формирования Картины Мира ребенка: https://56didactnik15.livejournal.com/60987.html

ГЛАВА 7. АНАТОМИЯ КАРТИНЫ МИРА: ПРОДУКТЫ ДОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. Анатомия дологической — сенсорно-образной части Картины Мира с описанием функций ее элементов и их взаимных порождающих связей: https://56didactnik15.livejournal.com/61293.html

ГЛАВА 8. АНАТОМИЯ КАРТИНЫ МИРА: ПРОДУКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ — ПОНЯТИЕ. Анатомия одного из основных звеньев логической части Картины Мира — «понятия», с функциональными связями с прочими элементами оной: https://56didactnik15.livejournal.com/61641.html

ГЛАВА 9. АНАТОМИЯ КАРТИНЫ МИРА: ПРОДУКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ — КАТЕГОРИЯ, ИДЕЯ, СВЕРХ ИДЕЯ. Анатомия и функции высших (после «понятия») звеньев логической части Картины Мира с их взаимными связями: https://56didactnik15.livejournal.com/61867.html

ГЛАВА 10. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ КАРТИНЫ МИРА: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (НЕНАУЧНЫЕ) ВИДЫ И СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ. Особенности «обыденного-практического» и «художественного» мышления, «иллюзорного знания», «идеологии», «интуиции». Их ограниченность, комплиментарность и гармония при доминанте разума: https://56didactnik15.livejournal.com/62202.html

ГЛАВА 11. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ УЧАЩЕГОСЯ РЕБЕНКА (СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ). Эскиз архитектуры человеческой души, содержащей, в том числе, феномен Картины Мира: https://56didactnik15.livejournal.com/62405.html

ГЛАВА 12. «КАРТИНА МИРА»: КОЛИЧЕСТВЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. ИПОСТАСИ ФЕНОМЕНА «МАССА» В ЗЕРКАЛЕ ТЕРМИНОЛОГИИ
https://56didactnik15.livejournal.com/62863.html


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Основная задача ШКОЛЫ, как института системы просвещения — формирование НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА — вершины интеллекта ребенка. И хотя душа человека помимо интеллектуального сегмента, основанного на 2-й сигнальной системе, обладает сегментом инстинктивным — первосигнальным (наследственные программы поведения), главный вектор педагогических усилий в школьном возрасте — Картина Мира.

Картина Мира — громоздкий и структурно сложный виртуальный конструкт. На разных этапах школьного детства он строится по-разному.

О том, как не надо это делать рассказывает вся история казенной школы — и досоветской, и советской. Заключить ребенка 6-7 лет в четырех стенах учебной аудитории, где пичкать сказками о жизни, демонстрируя ее убогие отпечатки на страницах учебников или даже на мониторах современных цифровых гаджетов — нет ничего глупее. И преступнее! Академическая полу-тюрьма полу-казарма в сопровождении пусть даже самого гениального и красноречивого учителя под аккомпанемент самого яркого дидактического видеоряда не даст и сотой доли того эмоционально-сенсорного опыта, который ребенок способен приобрести на воле — непосредственно сам: в естественной стихии приключений и путешествий — по улицам, паркам, музеям, театрам родного города, по околицам села — в шумной кампании изобретательных на всякие каверзы и эксперименты сверстников, а еще лучше любящих и живущих с ним одной жизнью родителей. Тем не менее, абсолютное большинство школьников 90% «учебного» времени проводит в идиотической обездвиженности, порождающей самые нелепые и дикие формы стихийного сопротивления дидактическому садизму учителей. Хотя и в этом заповеднике иногда встречаются педагоги, старающиеся компенсировать гиподинамический кретинизм казенщины экскурсиями, походами, спортом, развлекаловкой — хотя бы после, но не вместо уроков. Ибо кто позволит посягать на дисциплинарные святыни Храма Чиновного Просвещения?

Если бы кто-нибудь когда-нибудь исследовал зависимость успешности формирования культуры мышления от богатства и разнообразия сенсорно-образного и эмоционального опыта!? Однако и без такой академической суеты — стихийно, интуитивно — такую зависимость нащупали авторы некоторых Семейных Школ. Освободив детишек из заключения в «четырех стенах», они выпустили их на волю — к живому общения с Природой, с Людьми, предельно приближенному к рискам самостоятельного бытия. И выживания — среди стихий и непредсказуемых обстоятельств, под контролем разумных, осторожных, предусмотрительных и опытных наставников, способных стать товарищами и потому достойных доверия, порождающего желание следовать и повторять. И Быть. Как Они!

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В идеале, если работать по-уму, начальная школа предназначена для формирования сенсорно-образной «подкладки» Картины Мира. И базовых навыков так называемых универсальных дидактических технологий: чтение, письмо, управление вниманием, навыки рефлексии, волевого самоуправления и самовыражения средствами художественного слова, жеста, линии, цвета, мимики, пластики тела в процессе решения дидактических задач, опыт коммуникации в разнообразной социальной среде ... Без этого дальнейшая постройка детского интеллекта — «на песке» сенсорно и эмоционально убогих логически невнятных текстов, пусть даже в сопровождении наисовременнейших аналоговых или цифровых видео-сюжетов — обречена оставаться зыбкой, вялой, рассыпчатой и скучной — невкусной ментальной «кашицей». Чем живее и разнообразнее багаж личных переживаний, чем активнее и энергичнее ведет себя ребенок, приобретая его, чем больше и чем глубже включены все органы его чувств, чем разнообразнее и убедительнее ощущения полноценной жизни, чем ярче и многоцветнее эмоциональная палитра, тем проще, быстрее и правильнее выстроится на этом фундаменте Храм Разума. Тем тверже и совершеннее будет его вербально-символическое «тело» из которого, в средних и старших школьных классах, можно будет сформировать выстроить разумную (научную) Картину Мира.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ.

Подробнее о содержании феномена «Картина Мира» или, иными словами, ответ на вопрос: ЧЕМУ
следует учить детей (?) содержится здесь:
«КОНТУРЫ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ»:
Часть 1:http://56didactnik15.livejournal.com/4767.html
Часть 2:http://56didactnik15.livejournal.com/4881.html
Часть 3:http://56didactnik15.livejournal.com/5263.html
Часть 4: http://56didactnik15.livejournal.com/5720.html (МОДЕЛЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ или ПОСЛЕСЛОВИЕ К МОДЕЛИ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ)

Теперь же разберемся: КАК формировать научную Картину Мира?

Основной инструмент ее строительства — НАУЧНЫЙ ДИСКУРС — объемный гипертекст, обладающий сложной и разветвленной логической структурой, отражающей виртуальную модель — теоретическую реконструкцию — локально обособленной и масштабной области объективной реальности:
МИР «НЕЖИВОЙ» ПРИРОДЫ: География, Геология, Минералогия, Космология (Астрономия), Аквалогия...
МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ: Растительный Мир, Животный Мир, Биологическая Антропология...
МИР СОЦИОЛОГИИ: Социальная Антропология, Политология, Политэкономия, Культурология, Этнология, Социальная История…

НАУЧНЫЕ ДИСКУРСЫ, в свою очередь, структурно членятся на НАУЧНЫЕ КУРСЫ: География, Биология, Зоология, Ботаника, Физика, Химия, Обществоведение (основы Экономики, Социологии, Политологии), Социальная История, содержащие научные тексты, меньшие по объему и уровню обобщенности. Они теоретически моделируют объективную реальность — в меньших масштабах — и обладают специфической логикой, структурой, лексикой и стилистикой.

Для адекватного восприятия научного текста и формирования на его основе персональной Картины Мира, как главного разумного сегмента человеческой психики, и вместе с нею — культуры научного мышления с его собой логикой и диалектикой, как инструментального навыка и интеллектуальной способности, необходима специальная — дидактическая — адаптация содержащейся в научных курсах информации к особенностям формирующейся незрелой (иррациональной) психики ребенка.

Инструмент адаптации научного текста к психике ребенка — ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ с его особыми — отличными от научных — лексикой, логикой, структурой и стилистикой.

ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

Формально, как и научная, лексика дидактического текста состоит из ПОНЯТИЙ, КАТЕГОРИЙ, ИДЕЙ И СВЕРХ ИДЕЙ. Однако, весь этот словесный «фарш» непременно:

1) должен быть тесно и густо повязан с подробнейшими и достоверными сенсорными образами, представленными символически — в терминах (вербально).

Обыкновенно подобная тривиальщина, ввиду ее самоочевидности для специально подготовленного ученого ума, остается далеко за пределами «серьезной» академической науки. Но ум ребенка — далеко не одно и то же, что ум взрослого ученого человека. И потому требует к себе иного отношения.

2) При программировании логики и динамики освоения дидактических курсов, отраженных в учебном плане и в расписания занятий, время, отведенное на «переваривание» «пищи духовной», должно учитывать необходимость многократного ментального путешествия по слоям и уровням абстракции от выраженного академической лексикой исследуемого феномена вплоть до его сенсорно-образного основания. И обратно — вспять.

Сколько раз повторится такое путешествие в каждом конкретном персональном случае? В каких разнообразных формах будет всякий раз протекать? - Предугадать невозможно. Однако, пока оно не совершится и не завершится пониманием некоторого фрагмента информации, выраженного неким термином, переходить к следующему этапу познания бессмысленно. И преступно. Потому что в противном случае с этих самых пор начнет накапливаться масса непонимания, которая однажды, достигнув критических размеров и веса, трансформируется в нежелание продолжать познавательные усилия. Тем самым инстинкт экономии энергии возьмет верх над инстинктом познания. И траектория образовательного путешествия прервется, обрушившись в могилу интеллекта.

Таковы базовые ЗАКОНЫ ДИДАКТИКИ пренебрежение которыми губит учебный процесс на корню. При сохранении его призрачной формы. Пример: вся наша нынешняя «педагогическая кухня» — гигантский бессмысленный — по затратам финансов, энергии и невосполнимого времени детства — симулякр: циничное надругательство над сутью и смыслом трехсотлетней педагогической культуры превратившее систему государственного просвещения в никчемную и бесполезную игрушку чиновников.

Освоение учащимся ребенком научной лексики — первая задача школьной дидактики, без решения которой все последующее обучение — бессмысленно. Невладение научной терминологией — наиболее распространенная причина всех бед, неудач и поражений любых последующих дидактических усилий.

Успех этому святому делу способна обеспечить только специальная аналитическая деятельность учителя, заботливо и аккуратно:

1) просеивающего, разводящего и разделяющего словесную начинку дидактических текстов на отдельные кластеры: слова-образы, слова-предпонятия, слова-понятия, слова-категории, слова-идеи;

2) объясняющего разницу между этими вербальными феноменами,

3) обучающего находить в текстах учебников все ипостаси словесных знаков, а также знаков и символов несловесных,

4) учащего детей самостоятельно придумывать и конструировать вербальные и невербальные инструменты собственной мысли,

5) комбинировать из них тексты собственных высказываний, суждений и умозаключений.

В противном случае эту работу придется стихийно, бессистемно проделать самому ребенку, теряя время и попусту растрачивая силы и энергию. Многие детишки, оставленные «сам на сам» с такой работой, «ломают о нее зубы», теряя охоту в дальнейшем «грызть гранит наук».

Учитель, программируя и планируя дидактическую деятельность, обязан — это его профессиональный долг (!) пока учебники пишут ученые варвары, не имеющие понятия о закономерностях понимающей работы детской психики — так переделать ткань повествования текста учебника, чтобы информация поступала в сознание ребенка ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО — ПО МЕРЕ ЕЕ ЛОГИЧЕСКОГО УСЛОЖНЕНИЯ — С РОСТОМ АБСТРАКТНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ. Чтобы «категории» или, упаси Бог, «идеи» проникали в персональную Картину Мира учащегося никак не раньше, чем там окажутся и угнездятся «понятия». Чтобы ни одно из абстрактных словесных образований не «болталось» там «в пустоте», лишенное сенсорно-образной почвы и подпитки и связей (причинно-следственных, ассоциативных, генетических…) со своими аналогами, расположенными и на одном общем уровне отвлеченности, и на разных ее уровнях.

С помощью научной лексики создаются виртуальные модели исследованных наукой событий, явлений, процессов = феноменов реальной жизни. В отличие от эмпирики стихийного бессистемного поверхностного отражения ФОРМЫ феноменов действительности научные тексты — в понятиях и категориях — формируют логические центры — силовые узлы, отражающие работу абстрагирующей и обобщающей мысли, формулирующей ЗАКОНЫ, демонстрирующие и описывающие феноменальную СУТЬ.

Формулы законов фиксируют и выражают связи взаимодействующих феноменов — существенные, повторяемые, устойчивые для некоторых стандартных условий, неразличимые и неуловимые сенсорно и потому не схватываемые обыденным рассудком сетями словесных и прочих знаков. Поскольку законы выражают СВЯЗИ и ОТНОШЕНИЯ феноменов, уже выраженных терминологически, их постижение — понимающее вписывание в персональную Картину Мира — категорически невозможно без предварительного овладения терминологией: ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ НАУКИ.

С использованием текстов законов, отражающих познание феноменальных связей и отношений субъектов реальности, формируется последующая — высшая стадия познания — ИДЕАЛЬНАЯ (в форме «идей»): научная модель реальности. Здесь — в заоблачных высотах предельно масштабных обобщений — опять встречаются ЭЙДОС и ЛОГОС. В отличие от их прежнего свидания в дебрях дологических сенсорно-образных комплексов — накануне рождения «понятия» — когда конкретная образность мышления господствовала над его абстрактной отвлеченностью, теперь они вступают в «брак» на условиях абсолютного и безоговорочного доминирования Абстракции над Образностью, глубинной Логики — над поверхностной Картинностью. Такой комплиментарный союз противоречивых ментальных начал необходим. И неизбежен. Он обусловлен невозможностью создать ЦЕЛЬНУЮ картину виртуальной модели объективной реальности, особенно мало известной из непосредственных ощущений, одними только средствами отвлечения и абстракции. Эффект полноты такого, во многом априорного, «рисунка» как раз достигается мобилизацией в помощь понятиям и категориям Логоса — Эйдосом допонятийных психических комплексов восприятия.

Это не единственная форма такого теоретического моделирования. Реальность может быть представлена нашему воображению альтернативными (научной) формами мышления: религиозно-иллюзорной, паранаучно-мистической, художественно-образной. Детям полезно различать и знать всю палитру человеческой психики и уметь адекватно работать со всеми ее феноменами. Тем более, что некоторые из них — иррациональные по природе — являются надежными сигналами сдвига индивидуальной психики в сторону от «нормы». Однако знакомство с такими ментальными конструктами должно происходить на основе и в сопровождении предварительно прочно сформированного рационального научного мышления. С использованием его аналитических и критических возможностей.

Выстраивая Картину Мира ребенка, следует заботиться о ее завершенности — цельности и целостности. Содержащаяся в ней информация должна быть увязана в единую систему, обладающую стройной и логичной структурой, позволяющей по необходимости быстро отыскать и извлечь нужное звено. Хаотичное нагромождение информации, даже при соблюдении всех условий и требований к процедуре организации понимания каждого обособленного фрагмента, приведет ее к состоянию аморфности, рыхлости, бессистемности, в котором она очень скоро исчезнет из памяти, провалившись в подвалы бессознательного, откуда ее впоследствии будет весьма непросто извлечь.

Принцип «завершенности» Картины Мира предполагает также и ясную обозначенность пределов современного настоящему моменту Научного Знания, содержащегося в ней. Если использовать образ «сферы» для моделирования общей структуры Картины Мира, то:
1) Ее «ядром» станет область сенсорно достоверного знания, где каждый термин, выражающий некоторый смысл, обладает собственным экспериментально достоверным чувственно-образным фундаментом и аналогом.
2) Внешней оболочкой «ядра» будет теоретически достоверное знание, полученное логическими инструментами априорной дедукции, математическими расчетами и прочими косвенными аргументами, компенсирующими ограниченность естественных органов чувств, унаследованных природой человека. С изобретением все более чутких и тонких инструментальных «приложений» и «продолжений» нашей естественной чувствительности область сенсорной достоверности будет неуклонно расширяться, распространяясь на прежние поля «теоретически достоверного знания», сдвигая их границы.
3) Следующий — еще более наружный — слой Картины Мира — «облако» идеологии, населенное конструктами, сочиненными по принципу: «хотелось бы, чтобы на самом деле было именно так...» или «вероятно, очень может быть, что на самом деле все так и есть, как я вот тут придумал...». Здесь начинается область иррационального знания — фактически и экспериментально неподтвержденного и потому граничащая с психиатрией. Причем такая граница весьма размыта и редко охраняется тщательными и компетентными «пограничниками». Как правило ее нарушения обнаруживаются уже тогда, когда «путешественник» столь углубился в запретные пределы, что вернуть его обратно — к «свету разума» — не представляется возможным.
4) И, наконец, внешний слой Картины Мира, населенный феноменами обыденно-практического сознания и иллюзорного — мистического мышления, среди которых:
(a) унаследованные (рефлекторные) модели поведения,
(b) суггестированные (внушенные) модели поведения, воспитанные в процессе сперва импринтинга, а затем — иррационально некритического воспроизводства, имитации моделей поведения авторитетных особей своего биологического вида;
(c) ритуалы и традиции,
(d) феномены веры (доверие авторитету).

В данном случае мы продемонстрировали идеальную модель Разумной архитектуры Картины Мира. Ее мы видим конечной целью всего дидактического процесса, организованного современной цивилизованной государственной системой просвещения (не путать с отечественной — российской или украинской).

Однако существуют иные модели ментальной архитектуры. К примеру, религиозная, где:

1) «ядром» становится «облако» идеологии,
2) внешней оболочкой «ядра» - иные феномены иллюзорного сознания:
(a) унаследованные (рефлекторные) модели поведения,
(b) суггестированные (внушенные) модели поведения, воспитанные в процессе сперва импринтинга, а затем — иррационально некритического воспроизводства, имитации моделей поведения авторитетных особей своего биологического вида;
(c) ритуалы и традиции,
(d) феномены веры (доверие авторитету)
3) область сенсорно достоверного знания сдвигается на далекую внешнюю периферию — в космос феноменов обыденно-практического мышления,
4) область же теоретически достоверного знания и вовсе аннулируется за ненадобностью: фанатическая вера не нуждается в теоретических обоснованиях, которые всегда дурно заканчиваются для нее тотальным разложением и аннигиляцией в лучах рационального мышления. Тут, как показывает история, только начни доказывать. Вмиг лишишься предмета размышления. Хотя порою такой «миг» длится веками. Но что такое Время нашей разумной эволюции на фоне Вечности тотального стихийного неведения?

Особый блеск и очарование Научной Картине мира придаст ее финальная — стилистическая — шлифовка иронией. Ирония это гармоническое состояние общего интеллектуального настроя психики, балансирующей между
трезвым Скепсисом Рационального Критического Суждения и
Романтическим Восторгом Вдохновенной Веры в безграничные познавательные возможности человеческого Духа и Воли.

Ирония, сдержанная волевым мыслящим человеком от перерождения в свою дурную противоположность — цинизм, способствует выработке и сохранению т.н. «внутреннего редактора» - гаранта целесообразного, адекватного и гуманного использования информации Картины Мира, которая, сама по себе, может стать и надежным орудием удовлетворения потребностей мыслящей личности, и могущественным оружием, направленным против конкурентов в борьбе за всегда конечные ресурсы.

P\S

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ АПОЛОГЕТОВ «СЕМЕЙНОЙ ШКОЛЫ» НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВЫВОДЫ

1. Пока Ваши дети в возрасте начальной школы, у Вас есть шансы лучше, чем в казенной школе сформировать сенсорно-образный фундамент их мышления. Просто потому, что хуже, чем в «казенке», сделать это невозможно. Поэтому продолжайте водить вместе с ними хороводы, петь, плясать, путешествовать, рисовать, лепить, конструировать...

2. Но, чем старше будут становиться Ваши дети, тем сложнее Вам будет справиться с формированием их Картины Мира. А что это на самом деле такое и как это делается, я надеюсь, Вам стало понятнее, после ознакомления с текстом «Пытка непониманием». Признайтесь хотя бы сами себе: способны ли Вы — без специального образования и соответствующего опыта — решить задачу коренной реорганизации содержания учебных программ и учебников? Причем, сделать это лучше казенных «профессионалов». Потому что, если хуже, то к чему это все? А ведь, скорее всего, большинство из Вас исполнит это, наверняка, еще хуже. И тем, у кого хватит ума и воли признать фиаско, не останется ничего иного, как либо вернуть ребенка «взад» - к прежним «учителям». Либо «умыть руки» и предоставить ему стихийно — в одиночку — преодолевать препятствия на пути к научной Картине Мира. При этом качество ее «научности» всегда будет сопровождаться большим и смачным знаком вопроса. Потому что неопытному молодому уму очень трудно самостоятельно разобраться в мутных и разнородных слоях и течениях современного океана информации. Тем не менее, второй вариант мне кажется предпочтительнее. Потому что при всех неизбежных сопутствующих ему потерях — и драгоценного времени детства, и доверия к самому себе… он будет избавлен от недобросовестного прессинга горе-педагогов, снижающего самооценку и отбивающего охоту вообще продолжать самообразовательные усилия.

3. Оптимальным выходом из тупика могла бы стать попытка сформировать полноценный аналог казенной школы, способный системно и профессионально справиться с поставленной Заказчиком задачей. Для этого Заказчикам, то есть Вам самим, необходимо:

1) создать организационное ядро — Совет Учредителей,

2) найти опытного дидакта, способного разработать специальную программу учебного заведения и под нее собрав коллектив профессионалов, организовать его работу по примерно такой вот модели:

«Начальный период»

1. Формирование Совета Учредителей.
2. Поиск Разработчика Дидактической Концепции Учебного Заведения: обсуждение, доработка и утверждение Концепции.
3. Формирование Попечительского Совета и Администрации Проекта:
- подбор и утверждение кандидатур в Совет Попечителей Проекта;
- ознакомление Совета Попечителей с Концепцией учебного заведения;
- формирование Администрации Проекта;
- формирование, согласование и утверждение форм и методов контроля за ходом исполнения и финансирования Проекта;
- планирование и утверждение содержания «Начального периода», его хронологических рамок и финансирования.
4. Подбор кадров.
5. Подготовка материальной базы дидактического процесса.

В этом проекте нет ничего невозможного. Основное затруднение будет связано с утратой поколением 90-х и 10-х т.н. «коммунального инстинкта», помогающего людям быть заодно, кооперировать свои усилия в трудностях. Три десятка лет оголтелой пропаганды буржуйско-голливудского животного индивидуализма, когда герои в одиночку побеждают армии негодяев, спасают планету от нашествия пришельцев и наказывают мировое Зло во всех его проявлениях плюс собственный опыт обособленного выживания в убогом и диком отечественном капитализме сделали свое дело. Но если Вам удастся совершить хотя бы первый шаг: найти и собрать вокруг себя единомышленников и создать из них Совет Учредителей… у вас появится шанс.
Tags: #дидактика, #идея, #информационная парадигма образования, #картина мира, #категория, #мировоззрение, #непонимание, #педагогические законы, #понятие, #сверх идея?, #эйдос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments