nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ 10. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ДИДАКТИКИ.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (НЕНАУЧНЫЕ) ВИДЫ И СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ, ТВОРЯЩИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ КАРТИНЫ МИРА.

Предыдущие тексты познакомили нас с формами научного мышления.

НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ — постигает мир в форме логических моделей объективной и субъективной реальности:
выраженных в знаковой форме,
рационально убедительно и логически достоверно, аргументировано и доказательно,
организованных некоторой общей теорией: системно и структурно,
внутренне непротиворечиво,
воспроизводимо,
объективно,
универсально,
общезначимо.
Носители научного мышления — ученые: специально подготовленные, долго учившиеся люди, которых — настоящих — во все времена не бывает много.

Однако мысль существует и в иных формах.

1. ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОФАННОЕ МЫШЛЕНИЕ ("ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ") — постигает мир:
1) в форме личного опыта и здравого смысла, основанных на памяти о былых достижениях успехах и победах,
2) в форме ритуалов — технологий безусловного успеха в прошлом,
3) в форме традиций — технологий хранения памяти о прошлых успехах и победах:
хаотично — не системно, бесструктурно,
организовано логикой личной судьбы (биографии),
прагматично — аргументировано прошлым успехом и достижениями,
логически бездоказательно,
редко выражено в знаковой форме,
основа ориентации человека в окружающем мире, его бытового повседневного поведения и предвидения,
содержит ошибки, противоречия.

А) ЖИТЕЙСКИЕ (ОБЫДЕННЫЕ) ПОНЯТИЯ. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.

Житейские (обыденные) понятия констатируют факты личного сенсорного восприятия. Они выражают и описывают словами их формальные стороны и признаки такими, какими они непосредственно предъявлены органам чувств. В отличие от научных понятий, схватывающих суть и объясняющих — логично, доказательно — системно собранные и организованные существенные факты в лексике некоторой науки в форме теорий.

Б) ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ЗНАНИЕ — результат применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует количественные характеристики феноменов. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не обязательно являются строгими.

В) МНЕНИЕ — суждение, точка зрения или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним.

Мнение не подлежит фактологической проверке в отличие от факта, который может быть проверен и, в результате проверки, подтверждён или опровергнут. Мнение может быть основано на фактах и тогда оно является аргументом (доводом). Разные люди могут на основании одних и тех же фактов иметь разные (вплоть до диаметрально противоположных) мнения. В отличие от фактов, которые являются неизменными, мнения могут изменяться под влиянием дополнительных аргументов. Анализируя аргументы можно прийти к выводу, что одно из мнений лучше опирается на факты, чем альтернативное.

Причинно-следственная связь, которая приводит к формулированию мнения, включает в себя эмоции, которые человек испытывает, его чувства, верования, его точку зрения, понимание и желания. Мнение в отличие от знания может основываться на неподтверждённой или ложной информации.

2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (ИСКУССТВО) — постигает мир в форме образов: музыкальных, изобразительных, пластических, мимических аналогов (моделей) феноменов действительности, представляющих ее во всей полноте и многообразии характеристик и являющихся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности.

Особенности художественного мышления:
эмоционально убедительно и эстетически достоверно,
выражено художественными образами, эйдосами, символами,
сюжетно организовано,
обладает собственным выразительным языком сенсорной чувствительности,
убедительно в силу наличия художественно правдивой, психически достоверной образности = красоты, как собирательного символа гармонии, ритма, мелодии и меры,
воспроизводимо,
объективно,
общезначимо.

Форма мышления — художественный образ, достигающий органического слияния интеллектуального и чувственного начал и являющийся эстетически убедительным воплощением идеи.

Признаки художественного образа:
метафоричность,
символичность,
ассоциативность,
многозначность,
оригинальность,
масштабность

3. ИЛЛЮЗОРНОЕ «ЗНАНИЕ» = ВЕРА = РЕЛИГИЯ (ненаучное, иррациональное): иллюзии, фантазмы = психиатрия, эзотерика, мета- или парапсихология, колдовство, магия…

В его основе лежит не исследовательская установка познать мир таким, каков он есть — объективно — сам по себе — независимо от того, каким он нам кажется, что мы о нем думаем и как мы о нем думаем. Там — другая установка — диаметрально противоположная исследовательской — субъективная и спекулятивная: мир таков, каков мне хочется чтобы он был.

И все дальнейшие суждения о мире выводятся из этой установки посредством спекуляции продуктами собственного воображения мыслителя, подчиняющейся некоторой особой — субъективной логике, описывающей некую выдуманную модель устройства мира, содержащую наряду с небывалыми образами личной фантазии фрагменты сенсорно достоверной реальности. Именно последние сообщают таким виртуальным конструктам видимость объективности и иллюзию реальности.

Для демонстрации, репродукции и трансляции своего «знания» авторы иллюзорной информации нередко облекают ее в художественную форму, которая, в зависимости от эстетической убедительности и мастерского исполнения, усиливает впечатление ее реальности и объективности — «всамделишности» («в самом деле»).

Слабый ум обывателя, не закаленный в горниле критического скепсиса по принципу: «не верю пока не доказано сенсорно достоверным экспериментом», не способен различить субъективную иллюзию и объективную реальность. И потому нередко легко и доверчиво усваивает чужие фантазии, причудливо соединяющиеся в его Картине Мира с данными собственного сенсорно достоверного объективного опыта и теоретически достоверного знания.


4. ИДЕОЛОГИЯ (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, мнений и идей, выражающая интересы некоторого обособленного субъекта, которым может быть, как отдельный человек, так и группы людей.

Идеология не наука. Хотя она может включать и научные знания. Но не только их. В отличие от науки идеология, как выражение обособленных интересов, представляет собой системно организованную теоретически оформленную совокупность разнообразной информации, содержащей весь спектр феноменов человеческой психики, организованный и сконструированный исключительно вокруг и на основе доминирующей потребности. Или группы потребностей. Эти потребности могут быть — с той или иной мерой ясности — осознанными. И тогда становиться интересами. Или оставаться вовсе первобытно неосознанными. Они могут быть специально или нечаянно упакованы в оболочку ложных или иллюзорных мотиваций. Однако всегда и неизменно в основе любой системы идей — идеологии — будет лежать потребность, а, значит, субъективный замысле и воля. Редко бескорыстные.

5. ИНТУИЦИЯ. Нередко, не понимая природы феномена, к особым видам познания или мышления относят «интуицию», наивно полагая, что ИНТУИЦИЯ — это постижение истины путём ее непосредственного «усмотрения» без обоснования с помощью доказательства — логического (и сенсорного?)

На самом деле это заблуждение порождено тем, что процесс познания (научного, художественного) не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. А, главное, далеко не всегда он протекает с какой-то одной постоянной скоростью. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию в ее существенных признаках «мгновенно», находясь в состоянии стресса (во время военного сражения, определения диагноза, в судебном заседании…), с видимостью преодоления пределов существующих приёмов и методов познания.

Интуиция не есть нечто иррациональное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания, совершающемся на высокой скорости, рефлексивно не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция кажется особым путем познания — минующим, обходящим стороной ощущения, образные представления и логическое мышление. Она — своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления совершаются неосознанно и на высочайшей скорости, а ясно осознаётся лишь итог мысли.

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ) ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Художественный и логико-понятийный виды познания взаимно дополнительны (Г. Риккерт «Наука о природе и наука о культуре»):

1) Действительность — гетерогенный континуум, непрерывная разнородность, которая принципиально не может быть постигнута обособленно — ни только рационально-понятийно, ни исключительно художественно-образно.

2) Доступной рассудку действительность становится после адаптации к его принципам:
путем абстрактного разделения природной разнородности и непрерывности.

3) Научное познание нарушает расчленяющим анализом исследуемую естественную непрерывность, взаимосвязь и единство феноменов жизни. Не замечает постепенности их взаимных переходов и круговорота. Создавая понятия, рассудок обособляет и отвлекает отдельные качества от их носителей и искусственно — условно — разделяет реальность, «забыв» или не умея впоследствии собрать ее воедино вновь — до состояния первобытной доаналитической целостности. Так мир, данный в ощущения или вовсе находящийся за их пределами, но не выраженный понятиями и прочими логическими инструментами познания теряется для исследователя. С помощью понятий мы, по выражению Г. Риккерта, строим мосты через поток реальности, но сама она уходит, просачивается через сети абстракций. Поэтому вся действительность во всем ее многообразии не схватывается понятием, не отражается в понятийной Картине Мира.

4) Художественное (образное) познание представляет картину мироустройства в ее единстве, где вещи находятся между собой в связи, в соединении, где стираются всякие границы между ними. Такое познание во многом осуществимо благодаря образам (эйдосам) и метафорам, для которых преграды между понятиями условны и легко преодолимы. Метафоры восстанавливают связи между предметами, нарушенные понятийным мышлением. В них соединяются явления, принадлежащие к различным классам действительности. В метафоре сближаются, мыслятся как единое вещи, разделенные рассудком, отнесенные им к сферам, удаленным друг от друга: природное и духовное, земное и небесное. Поэтому художественное познание дополняет познание рассудочное, восстанавливая целостность Картины Мира.

Ограниченность абстрактного формально-логического мышления, теряющего единство бытия, была также замечена и описана Э. Кассирером («Познание и действительность»). Посредством логического мышления, отвлекающегося в поисках единства и общности от сенсорно данной качественной неповторимости феноменов, можно лишиться живости и оригинальности, присутствующих в реальности. Теряя в сетях понятийного мышления качественное многообразие вещей, можно создать лишь общие, лишенные специфического значения абстракции, не имеющие ничего общего с натуральным богатством жизни. Последовательно придерживаясь в мышлении метода абстрагирования, абсолютизируя его и не дополняя попятным движением мысли от общего — к частному и конкретному, мы в конечном счете упремся в пустоту обособленного словесного знака, лишенного всякого содержания. Полученное в результате последовательного отвлечения высшее, но бессодержательное понятие («идея» или «сверх идея») не смогут ни отразить, ни выразить подлинного многообразия реальности — такой, какая дана нам в ощущениях. Так понятие, стремящееся к абсолютному пределу своего объема, неизбежно лишается напрочь всякого содержания.

Художественное познание напротив, изображает содержательное, реальное единство, в котором, чтобы мыслить единую основу мира, не нужно отвлекаться от качественных характеристик вещей. За ним стоит такое знание, в котором «отдельное явление делается представителем целого, эквивалентом бесконечно многого в пространстве и времени» (А. Шопенгауэр), «каждый отдельный продукт представляет бесконечность» (Ф. Шеллинг). Оно постигает мир согласно формуле древнеиндийской философии: «Все во Всем», когда понимание глубинного тождества и взаимосвязи всех вещей позволяет любой фрагмент бытия считать представителем и заместителем целого.

Такое свойство художественного познания можно объяснить голографической природой его элементов — метафор и символов, в которых неразрывно сливаются смысл и образ. Среди свойств голограмм — распределенность, означающая, что любая малая часть голограммы, объем которой позволяет вместить полную дифракционную картину, содержит информацию обо всем образе в целом. Поэтому даже значительное уменьшение части голограммы может сопровождаться только потерей четкости изображения, возрастанием информационного шума, но, сохранением информации о целостном объекте. Из всех известных способов кодирования и передачи информации только голограммы обладают свойством распределенности, означающим, что по любой малой части голограммы можно восстановить исходную картину. Художественное познание, основанное на образном мышлении, тоже способно отразить мироздание в его целостности.



НЕКОТОРЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОЛЬЗЕ МНОГООБРАЗИЯ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ ПРИ УСЛОВИИ СОБЛЮДЕНИЯ ИХ ОБЩЕЙ ГАРМОНИИ И СОХРАНЕНИЯ ДОМИНАНТЫ РАЗУМА

Ближе всего обыденному профанному мышлению по своей природе и форме — мышление художественное — образное, оно же эйдетическое. Именно поэтому в дидактике ОБЪЯСНЕНИЕ новой информации следует сопровождать ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ее образных моделей и примеров. Чтобы пробудить — активизировать следы сенсорной памяти в сознании учащихся. Если они там есть.

Нередко бывает так, что объясняемые феномены не имеют сенсорных аналогов в Картине Мира данного конкретного ребенка. Например, если он никогда не видел вживую феномена природы «молния» или «электричество», ему очень трудно объяснить, что это такое на самом деле — с точки зрения ее физической природы. Людям, выросшим в условиях сплошь электрифицированных городов и селений сегодня трудно вообразить, как можно не понимать что такое электричество. Однако еще каких-то лет 100 тому назад большинство населения нашей страны с трудом понимало значение этого слова, а уж тем более осознавало физическую природу и законы движения электрического тока — на уровне, как мы теперь можем сказать, понятия. Последнее, кстати, смогли бы и сегодня внятно — грамотным научным языком — сделать очень немногие. И не только школьники, но и их родители.

Еще труднее объяснять смысл и значение терминов высоких степеней абстракции, выводимых из обобщения понятий — категорий, идей и сверх идей. Потому что там сенсорно-образная «подкладка» находится еще дальше — в самых глубинах памяти. Если вообще находится. И тогда все попытки понять такое в полном смысле этого слова «БЕЗОБРАЗИЕ» — в смысле «без образие» = «без образа» = «не имеющее образа» — тщетны. А вот как такую подкладку создать в сознании конкретного ребенка — в этом и заключается смысл и суть педагогического дидактического мастерства. И если бы было возможно проверить наличие такой способности и умения у нынешних дипломированных педагогов, очень многие, уверяю вас, лишились бы и дипломов, и работы. Я не говорю о кадрах управленцев в системе образования. Там такая «алгебра» всем не по зубам, включая министра. Потому что так уж повелось: система управления просвещением — отстойник и коллектор всего самого негодного и лишнего в педагогике человеческого материала. Именно те, кто «ни уха, ни рыла» не смыслит и не умеет в дидактике и в воспитании непременно сбегают из школы — от живых детишек — туда, откуда можно безопасно и прибыльно ими поуправлять.

ВНИМАНИЕ! ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.

Если кому-нибудь захочется определить качество педагога, достаточно попросить его объяснить Вам некоторое понятие, а еще лучше категорию из того курса, который он — педагог — преподает. Желательно, чтобы это было слово, значения которого вы сами не понимаете. Наверняка, еще есть такие в вашей лексике. И если его объяснение поймете вы сами, значит его поймет и ваш ребенок. Потому что на самом деле дети гораздо умнее и понятливее и своих родителей, и своих учителей. Если их до этого правильно учили. И если еще не успели убедить в том, что они «бестолочи», «лентяи», «бездари», «бездельники», «дебилы» и «идиоты».

(Продолжение следует)
Tags: #вера, #дидактика, #житейское обыденное мышление, #идеология, #идея, #интуиция, #информационная парадигма образования, #научное мышление, #религия, #художественное мышление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments