nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ 9. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ДИДАКТИКИ.

ПРОДУКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: «КАТЕГОРИЯ» - «ИДЕЯ» - «СВЕРХ ИДЕЯ».

I. КАТЕГОРИЯ — обозначается именами, выражающими следующий — 2-й уровень абстракции, обобщающей информацию, выраженную понятиями и потому органично включающая в свернутом виде и все логические конструкты 1-го уровня, и всю конкретную сенсорику, наполняющую обобщаемые понятия и восстающую из памяти по их зову.
Например, категория «пространство» обобщает, включая в себя понятия предшествующего уровня абстракции: «длина», «высота», «ширина», «глубина», «мера», «измерение».
Категория «время», неразличимо и бессознательно включая в себя в снятом виде понятие «длина», обобщает следы образов протяженности дискретных циклов существования разных размеров протяженности бытия («сутки», «неделя», «месяц», «сезон», «год», «век», «эпоха» ...) - этих состояний человеческого воображения и опыта.
КАТЕГОРИЯ - следствие обобщения понятий. Она более удалена от непосредственного сенсорного опыта ребенка и, следовательно, менее доступна его пониманию. А, значит, требует для ее дидактического освоения (постижения) куда большего по объему учебного времени, необходимого для продолжительного ментального путешествия от «категории» — через «понятия» (которых может быть несколько и которые не все могут быть известны ребенку, а потому требовать дополнительного резерва времени для их освоения) — в дебри непосредственного сенсорного опыта, который у разных детей не одинаков.

ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ ТЕРМИНА «КАТЕГОРИЯ».
КАТЕГОРИЯ (от др.-греч. κατηγορία — «высказывание, признак») — термин, обозначающий предельно общее понятие, выражающее глубочайшие существенные свойства феноменов действительности и особенности их отношений. Категории определяют и выражают наиболее фундаментальные и широкие классы сущностей.
Термин впервые введен Аристотелем и подразумевает наиболее общие понятия, определяющие субъект = предмет суждения): - «сущность» (или «субстанция»), «количество», «качество», «отношение», «пространство», «время», «состояние», «действие», «обладание», «претерпевание».
Пифагорейцы добавили к этому списку: «конечное» - «бесконечное», «парное» - «непарное», «единство» - «множество», «свет» - «тень», «благо» - «зло», «квадрат» и иные фигуры.
Стоики признавали категориями лишь: «субстанцию», «качество», «количество», «модальность», «отношение».
В средние века «категории» стали называть еще и «универсалиями».
Категории Канта это априорные формы рассудка («время» и «пространство»), упорядочивающие хаотический мир ощущений. Они не существуют в реальном мире, а являются формами восприятия, организующими хаос ощущений. Они существуют вне опыта и присущи чувственному восприятию как таковому: наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Категории рассудка позволяют познавать связи феноменов и превращать хаос в порядок и понимать закономерно движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка:
Категории количества: единство, множество, цельность.
Категории качества: реальность, отрицание, ограничение, отношения, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость (причина и действие), общение (взаимодействие)
Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Гегель под «категориями» разумеет то же, что и Кант. Он выводит свои категории из самой абстрактной и бедной по содержанию — «бытие», за которой логически следуют: «качество» - «количество» - «мера» - «сущность» - «явление» - «действительность» - «субъект» - «объект» - «идея».
Сегодня термин «категория» подразумевает любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему и обладающим большой мощностью (объёмом). Как правило, оно не поддается определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном направлении, дисциплине. Это междисциплинарные — универсальные — инструменты научного познания.
Категории используются в ситуациях систематизации знания, как метаязыковые образования и имена рубрик, а также для «высокого» обобщения информации, где они играют роль обозначений для классов понятий. Они выступают и как особые когнитивные единицы, обеспечивающие перенос информации в междисциплинарных исследованиях и связь конкретного узкоспециализированного «знания» с его предельным обобщением философией.

II. ИДЕЯ — обобщенный, свернутый, лаконичный, схематичный прообраз (модель) какого-либо феномена (действия, предмета, явления, принципа) выпукло выделяющий его основные и существенные признаки и концентрирующий в себе снятые (в философском смысле) предшествующие стадии обобщения информации.
Обладает значением, распространенным за пределами однородного научного знания (математика, физика, химия, биология...),
Выражает универсальную сущность, истинную не только в рамках одной науки или смежных родственных областей знания (идея «собственности» свойственна всем гуманитарным наукам; идея «ритма» одинаково употребима в естественных и точных науках), а в широких пределах всей информации — выше — над ее узко-специальными уделами и анклавами;
Обозначается именами, выражающими 3-й уровень абстракции:
обобщающей информацию, выраженную и понятиями, и категориями,
находящимися между собой нередко в противоречивых порождающих отношениях и потому
содержащими в свернутом виде не только все логические конструкты 1-го и 2-го уровней обобщения, но и
все противоречия между ними и — еще более удаленно —
всю конкретную сенсорику, наполняющую где-то там — в глубинных слоях памяти — и обобщаемые понятия, и категории, и все с большим трудом — исключительно по произвольному усилию — восстающую из памяти через слои упорядочивающей абстракции, сковывающей живое воображение.
Например, идея «скорости».
Она, как идея (!) не имеет собственной непосредственно сенсорной «подкладки» и представленности в ощущениях. В отличие от формирующих ее понятий «пространства» и «времени», обильно нагруженных сенсорикой, чьи диалектические отношения она, как идея, выражает.
И, вместе с тем, имя «скорость», обозначая эйдос (в ипостаси эйдоса), обладает собственной сенсорной «подкладкой» в виде ощущения быстрого движения и связанного с ним ощущения смещения в пространстве объектов окружающей среды относительно источника восприятия, а также ощущения головокружения при перемещении в пространстве на большой скорости... и еще иных ощущений.
Так на каждом новом уровне (этаже, слое) абстрагирующего — отвлеченного от сенсорики — мышления сенсорная основа изначальных живых восприятий, запечатленная в следах чувственной и эйдетической памяти, все больше сдвигается в нашем сознании абстрагирующим умом вглубь — во тьму неосознаваемых, забытых, неразличимых, угасших и угасающих впечатлений. Вызвать их оттуда способно либо новое яркое по своим ощущениям событие - «флеш» (вспышка), порождающее ассоциацию по аналогии, посылающую во тьму памяти резонирующую пробуждающую волну или импульс, вынуждающий аналог, восстав, переместиться из мрака долговременного забытья в светлое поле актуальной оперативной памяти.
Другим «будильником» апостериорного сенсорного опыта является логика, по правилам которой наш разум следует вспять: от идеи — к составляющим ее категориям, от категорий — к образующим их понятиям, от понятий — к чистым эйдосам, свободным от пытки абстракцией.
ИДЕЯ - следствие обобщения категорий, в формуле которых могут участвовать в качестве самостоятельных участников и понятия, и категории. Она еще более удалена от непосредственного сенсорного опыта ребенка: их разделяют «понятия» и «категории». И потому «идея» еще менее доступна пониманию. А, следовательно, требует для ее дидактического освоения (постижения) еще большего по объему учебного времени, необходимого для продолжительного ментального путешествия через «категории» — через «понятия» — к сенсорному опыту.
В науке и искусстве идеей нередко называется главная мысль произведения или общий принцип теории или изобретения, вообще замысел или наиболее существенная часть замысла.
В истории духовной культуры термин «ИДЕЯ» возник еще в античной древности. И с тех пор неоднократно менял содержание.

ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ ТЕРМИНА «ИДЕЯ»
В древнегреческой философии ИДЕЯ — умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании всех вещей. Демокрит называл «идеями» атомы — неделимые формы универсального первоначала, неизменные, но творящие изменчивые вещи.

Для Платона ИДЕЯ, как умопостигаемая вечная сущность вещей, антагонистична ЭЙДОСУ — форме чувственного и изменчивого (преходящего) начала вещей. Идеи бестелесны, находятся вне конкретных вещей и явлений и составляют особый — трансцендентный мир истинного бытия (царство идей), который и есть подлинная реальность,. Идея — сущность не отдельной вещи, но вида вещей. Вещи, данные нашему восприятию в ощущениях, существуют благодаря идеям, которые — их идеальные образцы и прототипы.

У Аристотеля термин «ИДЕЯ» меняет смысл: теперь это у него «форма» или (в логике) «вид».

В средневековой философии и христианском богословии «ИДЕИ» — прообразы вещей в божественном уме. Бог творит вещи согласно таким идеальным формам, как замыслам.

В новоевропейской философии XVII—XVIII веков ИДЕЯ — достояние человеческой души, средство и форма человеческого познания действительности: общие отвлеченные понятия и простые представления. Эмпирики находили в идеях обобщения ощущений и восприятий. А рационалисты считали идеи врождёнными формами, изначально присущими субъекту и не сводимыми к опыту.

В немецком классическом идеализме «ИДЕЯ» уже своеобразное понятие.

Кант: ИДЕЯ — априорное понятие чистого разума, которому не соответствуют никакие явления чувственного опыта. Это функция самого разума: завершать высшим единством всякое рассудочное познание. Это идеал, к которому разум должен стремиться, но которого он никогда не сможет достичь. «Идеей» является «свобода». Именно в силу идеи свободы в практической сфере автономия всеобщего разумного субъекта противопоставляется его детерминированности природными и социальными причинами.

Фихте: ИДЕИ — это имманентные цели, стремясь к которым «Я» творит мир.

Гегель: ИДЕЯ — объективная истина, следствие совпадения субъекта и объекта, мышления и реальности, венчающая процесс развития. Это синтез объективного и субъективного смысла термина.

В философии XX века термин «ИДЕЯ» утрачивает самостоятельное значение и используется как синоним термина «понятие».

В марксизме «ИДЕЯ» — форма мысленного постижения явлений объективной реальности. Это объективное, конкретное и всестороннее знание действительности, включающее в себя осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Для психологов «ИДЕИ» - феномены памяти, воображения и восприятия.

В 1976 Р. Докинз применил модель биологической эволюционной теории к процессу распространения идей: для описания абстрактной единицы отбора духовных феноменов он создал термин «МЕМ», подобный «гену» в эволюционной биологии.

III. СВЕРХ-ИДЕЯ (ФАНТАЗМ) — лишена апостериорного содержания. Спекулятивна. Скроена из продуктов (априорного) воображения и (апостериорных) следов сенсорно достоверных прошлых ощущений. Чистая игра фантазии, не обремененная никакими ограничениями. Отражает (непосредственно или опосредованно) неосуществленные потребности, как правило, высшего порядка, связанные генетически с комплексами личной неполноценности, с вытесненными детскими травмами, подспудными, неосознанными и, как правило, извращенно замаскированными квазиразумными психическими конструктами.
Из субстанции «сверх-идей» создается ИДЕОЛОГИЯ: конструирование выдуманной небывалой виртуальной реальности с попытками фанатического воплощения фантазий, не укорененных в живом опыте общественной практики или, как минимум, эксперимента.
Примеры сверх-идей: «красота», «польза» или «добро», «божество», «ангел», «демон», «правда», «справедливость», «честь», «коммунизм», «национал-социализм», «вечный двигатель», «непорочное зачатие», «воскрешение», «патриотизм» …

СВЕРХ ИДЕЯ - выводится из обобщения:
а) «идей», в формуле которых могут участвовать и другие «идеи», и «категории», и «понятия», и следы сенсорных ощущений,
б) априорно спекулятивных фантомов, мотивированных маниакальной фантазией по принципу: «полагаю, так и должно быть, потому что я так хочу и потому, что я прав, ибо, не могу же я ошибаться (?), потому что это же Я (!)». Такой запредельный интеллектуальный эгоизм и болезненный эгоцентризм, игнорирующий мнения, интересы, потребности других людей и не допускающий тени сомнения относительно собственной ошибочности, обыкновенно делает «сверх идеи» несбыточными навязчивыми фантазмами — на грани психиатрии. А нередко уводит мыслителя за ее грань — туда, где он превращается в пациента.

«СВЕРХ ИДЕЯ» это 4-й — высший — уровень абстракции.
С одной стороны, сверх удаленность от непосредственного сенсорного опыта длинной цепью «посредников» делает ее наименее внятной и доступной пониманию психически здоровым человеком, а тем более ребенком.
С другой стороны, если «сверх идея» порождена ущемленными базовыми — витальными потребностями, она способна легко и просто — резонансно — восприниматься, разделяться и «пониматься» (на уровне ощущения) окружающими, страдающими аналогичной психиатрией.
В основе СВЕРХ ИДЕЙ доминируют исключительно априорные ПРОДУКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ, рядом с которыми следы сенсорных восприятий в общей ткани фантастической иллюзии присутствуют фрагментарно и неразличимо.

Психика человека, находящаяся в состоянии порождения СВЕРХ ИДЕЙ пребывает в рискованной зоне — на границе с психической патологией, где невинная СВЕРХ ИДЕЯ рискует — незаметно для ее носителя и источника — превратиться в СВЕРХ ЦЕННУЮ ИДЕЮ.
Сверх ценная идея это суждение, вызванное реальными обстоятельствами. Оно — следствие персонального сенсорного опыта, болезненно преломленного в искаженной Картине Мира и сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением, доминирующим над всеми остальными суждениями. Человека охватывает одержимость в достижении какой-либо цели.
Сверх ценные идеи следует отличать от сверх ценного бреда и паранойяльного бреда. При сверх ценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью они встречаются у страстных натур, фанатиков, людей с параноидальным расстройством личности и при патологическом развитии личности.
Иллюзия сверх ценности сопровождается тревожной мнительностью, болезненными сомнениями, некоторыми видами бреда. Сверх ценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает его активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в том, чего на самом деле нет. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверх оцениваются (ревность, любовь, изобретательство ...).
Часто человек, стремясь осуществить некоторые «сверх ценные идеи», сильно рискует как своей жизнью, так и с большей лёгкостью жизнью других.
При сверх ценном бреде исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается, полностью доминирует аффективная установка. Сверх ценный бред характерен для паранойяльного развития личности, депрессивного и маниакального бреда.
Паранойяльный бред непонятен, невыводим ни из личности, ни из ситуации. Происходит сдвиг, надлом, резкая перемена в личности человека, когда одно из самых заурядных в его жизни событий вдруг приобретает для него особое, не сравнимое ни с чем прежде значение, делается поворотной точкой дальнейшей жизни. Бредовые идеи возникают при этом из неясных бредовых переживаний и, как правило, не центрируются вокруг одной точки, а имеют тенденцию к расширению круга объектов бредовой интерпретации и систематизации. В этом состоянии человек становится опасным для окружающих. И нуждается в изоляции и принудительном лечении.

В основе и ПОНЯТИЙ, и КАТЕГОРИЙ, и ИДЕЙ — так или иначе, на той или иной «глубине» или «удаленности» от логической «поверхности» залегают данные непосредственного или опосредованного (апостериорного) СЕНСОРНОГО ОПЫТА — личного или коллективного. Но они по-разному удалены от «верхушечных» психических образований и в любом случае представляют собой их изначальную нервную «корневую систему».
Tags: #дидактика, #идея, #информационная парадигма образования, #категория, #комплекс, #логос, #непонимание, #понятие, #сверх идея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments