nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

ПЫТКА НЕПОНИМАНИЕМ

Лирическое предисловие к большому и важному разговору - к исповеди о том: почему дети плохо учатся? И что ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ нужно делать, чтобы изменить эту традицию? Готовьтесь: будет многабукофф. Очень много!


Оглавление:
1.Лирическое предисловие: https://56didactnik15.livejournal.com/59459.html
2.Лирическое предисловие (продолжение): https://56didactnik15.livejournal.com/59849.html
3.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ДИДАКТИКИ: https://56didactnik15.livejournal.com/59926.html
4.СЕНСОРНАЯ ПОДКЛАДКА МЫШЛЕНИЯ И РАЗУМНЫЕ НАДСТРОЙКИ: https://56didactnik15.livejournal.com/60446.html
5.КАК ВЖИВУЮ РАБОТАЕТ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ РЕБЕНКА?:https://56didactnik15.livejournal.com/60799.html
6.ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ»?:https://56didactnik15.livejournal.com/60987.html
7.ПРОДУКТЫ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ:https://56didactnik15.livejournal.com/61293.html
8.ПРОДУКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: «ПОНЯТИЕ»: https://56didactnik15.livejournal.com/61641.html
9.ПРОДУКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: «КАТЕГОРИЯ» - «ИДЕЯ» - «СВЕРХ ИДЕЯ»: https://56didactnik15.livejournal.com/61867.html
10.АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (НЕНАУЧНЫЕ) ВИДЫ И СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ: https://56didactnik15.livejournal.com/62202.html
11.ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ УЧАЩЕГОСЯ РЕБЕНКА:https://56didactnik15.livejournal.com/62405.html
12.«КАРТИНА МИРА»: КОЛИЧЕСТВЕННОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В СВЕТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ ДИДАКТИКИ.ИПОСТАСИ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ФЕНОМЕНА «МАССА»: https://56didactnik15.livejournal.com/2017/10/26/
13.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРАВАХ ЭПИЛОГА): https://56didactnik15.livejournal.com/63119.html
14.ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ: https://56didactnik15.livejournal.com/63602.html


Каждый год 1 сентября на гигантских просторах Руси наступает праздник - «День Знаний». Так празднично продолжается пытка нашего детства. Пытка «школой». Пытка непониманием. С рождения на нее обречен каждый ребенок. Согласно «детского» статуса. Который по умолчанию — имманентно — чреват беззащитностью: перед глупостью, неведением и некомпетентностью — вечными атрибутами статуса «взрослого». И его неприкосновенными привилегиями.

По мере постепенного преодоления духовного рабства и тоталитаризма русской державности все больше родителей не только ощущают, но все яснее осознают пыточный характер казенного просвещения. И они забирают детишек из государственной школы. Инстинктивно. Чтобы учить их иначе: на дому, частным образом. Но и там дети остаются в плену казенной — пыточной — педагогической парадигмы. С той разницей, что палачами становятся теперь сами родители. Через не хочу. Невольно. Объективно.

Воспитанные парадигмой («матрицей»?) люди неминуемо становятся ее рабами. И носителями. И исполнителями - палачами детства.

А есть ли иная парадигма? И может ли она быть вообще? В принципе? Или все, на что мы способны - умно иронизировать: «учеба это труд, значит учиться должно быть трудно!»

Насколько трудно?

Настолько, чтобы школьные годы отождествлялись с каторгой? Где изо дня в день, из урока в урок каждого ребенка — Ребенка (!) — преследует ощущение непонимания того, чему его «учат»? Из которого рождается убежденность в собственной глупости? И в никчемности? И в бессилии — перед дидактической «премудростью» бездарно представленной на страницах «учебников» и в косноязыких монологах учителей, прочитанных по конспектам?

Демонстрирую травматические последствия такой «учебы» личным примером.

В школьные годы я стабильно балансировал на зыбкой грани «хорошиста» и «троечника». В статусе «гуманитария» и «спортсмена». В 1-й половине 70-х годов ХХ века это значило, что история, география, биология, языки и литература «давались мне» лучше, чем математика, физика или химия. Но самыми впечатляющими моими успехами были спортивные: непременный член всех сборных школы и района по всем видам спорта (кроме футбола). Даже в сборной по ручному мячу я играл. Хотя правил так и не освоил. Моя задача была предельно простой: бежать впереди моего друга Толика и грудью прокладывать ему путь к воротам противника. Как таран. Потому что сосчитать шаги, которые можно было по-правилам совершить с мячом в руках я не успевал. С цифрами у меня было худо не только на уроках математики. Зато единоборства, метание, прыжки, спринт, бадминтон… - это было мое. Как и Начальная Военная Подготовка. Откуда начался мой славный путь в Гвардию Советской Армии. В СШ № 17 г. Донецка из таких, как я передовиков спорта и НВП сформировали целый класс — 10 «Е». Не все педагоги с радостью ходили к нам на уроки. Умели мы «достать» «любимых учителей». До самых печенок. При этом мы не пользовались заморскими спецсредствами, чтобы отблагодарить педагогическое «мастерство» наших учителей. Защищаясь от пытки просвещением, мы во всю использовали свой природный IQ, недооцененный школой.

Начиная с 8-го класса я прогуливал уроки. Если они были скучными. И чем старше я становился, тем становилось скучнее. Поэтому я «сачковал» днями, неделями, а в 10-м классе я «гульнул» 3-ю четверть. Провозглашенную с высокой трибуны формулу: «учитель ставит «двойку» не ученику. Он ставит ее себе!», я и мои товарищи по бурсачеству поняли однозначно: тройки нам поставят по-любому. А большего и не надо. Не зря в СССР «тройка» считалась «государственной» оценкой. Которая и сгубила нашу страну, ставшую царством посредственности.

Тогда же — в 8-м классе — мои родители последний раз сходили на родительское собрание. Как педагоги, они понимали, что ничего хорошего там про меня не расскажут. А плохое они и сами знали. Я его от них никогда не скрывал. Потому, что бОльших друзей, чем мои родители у меня в жизни не было. Кроме жены. И кроме моих собак. А еще учеников. Когда по иронии судьбы я стал школьным учителем. И так и остался им на всю жизнь.

В общем пол-века тому назад я был очень даже не-ангелом. В масштабе официальной педагогической парадигмы. И, как у всякого не-ангела, у меня была крепкая и стабильная нервная система. К примеру, тренируя силу воли, я наматывал круги по гаревой беговой дорожке стадиона "Шахтер" (других тогда еще не было) — босиком. Формула моего тренера: «борцу не больно, борцу приятно» была (и остается) главным и непоколебимым символом моей веры в себя. На фоне доблестей спортивных побед и уличных испытаний типа «стенка на стенку», когда школа шла на школу по зову: «наших бьют!», меня мало волновали оценки. И хорошие, и плохие. Мою самооценку не травмировали ни «двойки», ни «пятерки», ни украшавший мои дневники густой орнамент свирепых замечаний, слезных жалоб и магических призывов, адресованных родителям. Вплоть до 9-го класса. Пока у меня были дневники. Потому что в 10-м у меня дневника уже не было. Вообще. А смысл?

Я легко сдавал выпускные экзамены. Без нервотрепки.А чего волноваться, если все задачи были известны еще за день и все успешно решены, записаны на "шпорах" и заправлены в манжеты, в трусы, в бюстгальтеры... Особенно после того, как на первом же испытании математикой члены экзаменационной комиссии удалились в подсобку, где родительским комитетом был накрыт благодарственный и щедрый стол. А учительница математики и ее ассистент — коллега из параллельного класса, знакомая нам по «заменам», веретеном сновали по классу, решая примеры и задачки тем лохам, кто сидел с потными лицами и выпученными глазами. Я не потел и глаза не пучил. Я спокойно "скатал" решения задачек со шпаргалки, которую не пытался даже символически прятать. Подлинный предел моей математической компетенции остался далеко позади — в 7-м классе по алгебре и в 8-м по геометрии. А потом я старательно "испортил" правильный ход решения в паре заданий. И извратил ответы. Чтобы не взрывать мозг проверяющих когнитивным диссонансом отличной экзаменационной работы, написанной отпетым троечником и спортсменом.

Потом был университет. Где я учился от души и с небывалым удовольствием. Потому что, наконец, ощутил всю прелесть учебного труда, занимаясь любимым делом. Сессии — все — я сдавал без «троек». Четверки были раз или два за пять лет. А еще были повышенные стипендии, студенческое научное общество, триумфальные доклады на всесоюзных студенческих конференциях, две публикации в настоящих научных журналах и авторство (целая глава — одна из трех) в коллективной монографии в соавторстве с моим научным руководителем. И при всем этом я нисколько не изменил спорту. Хотя к третьему курсу существенно сузил его диапазон, ограничившись единоборствами.

А потом была армия. Советская Армия! С сержантской «учебкой» в Остре: учебный центр «Десна» в селе Выползово Черниговской губернии. Кто служил, тот знает, чем славилась эта «учебка» среди прочих подобных.

А потом — служба в войсках.

А потом — Афганистан: самое начало…

Так вот, в самый разгар знакомства с прелестями исполнения «интернационального долга»: в палатке, на «броне» и рядышком с «железякой» — на умученном и ветхом матрасе, который я пер на себе от самой Белой Церкви, в сладких солдатских снах, мне снился … выпускной экзамен по математике! В этом кошмарном сне все было наоборот, чем на самом деле: я мучительно старался решить задание и у меня ничего не получалось. И я ужасно переживал! Уж-ж-ж-асно!! До пота. До судорог. До выкурить спросонья «Приму» (Прилуки) в три затяжки.

И этот сон возвращался ко мне не раз. И в армии. И на «гражданке», когда я уже работал в школе учителем истории и обществоведения.

Это я о психической травме школой. Которая вырвалась на поверхность сознания уже на войне. Когда были стрессы и повеселее. И которую я несу в себе до сих пор. Как драгоценный информационный кластер, нуждающийся в анализе и понимании. Как ценный аргумент. Как могучую энергетическую пружину. И, как мотив исследования.

(Продолжение следует)
Tags: #1 сентября, #дидактика, #непонимание, #неуспеваемость, #педагогика, #просвещение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments