nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ИЛЛЮЗИЯ ПЕДАГОГИКИ. Часть 3.

4. ПЕДАГОГИ-АРТИСТЫ И ПЕДАГОГИ-КЛОУНЫ



Безумцам, рискнувшим реанимировать гуманистические традиции Классической Русской школы — за пределами заповедника казенщины — в приватном пространстве автономной семейной анархии — не обойтись в таком святом деле без специальных промоутеров или импресарио. И они уже появились на мутном рынке негосударственных образовательных услуг. Но заняты они в основном не строительством системы Авторской школы, а рекламой наиболее публичных творческих учителей. И организацией их платных публичных бенефисов — «вечеров встреч», «семинаров», «родительских школ», «вебинаров», «конференций»... Где за деньги педагоги «учат», а на самом деле — рассказывают непедагогам байки: как нужно учить и воспитывать детей или как они делают это сами. Дескать, учитесь, пока я жив!

Если чуточку призадуматься, идиотизм ситуации завораживает. Ведь получается, что все то, чему сами педагоги учились пять лет в ВУЗе и что потом — незнамо сколько лет каждый — практически осваивали на уроках, иными словами — профессиональную компетенцию, оказывается, можно освоить за какие-то пару часов общения с Гуру!? Похоже духи (или все-таки бесы?) Кашпировского и Чумака вселились в пророков просвещения и козлят их изнутри не по-детски.

Такими педагогическими антрепризами, в самом деле, можно подкормить голодных учителей и учительствующих философов, которые «не тянут» на «хлеб с маслом и с пармезаном» за учительскую или академическую «зряплату». Но новую школу таким образом не создать. Потому что одиночка может еще сотворить «театр одного актера». Но даже самый «смоктуновский» — вне сцены — это, в лучшем случае, лишь гувернер. Или репетитор. Не более. И на нем не построить ШКОЛЫ. Потому что школа строится и стоит, и стояла, и стоять будет не на АРТИСТЕ. Хотя и артистизм учителю не помешает. Фундамент школы — сам УЧИТЕЛЬ, которого там должно быть МНОГО И РАЗНОГО. Самого разного! И чем больше в школе будет РАЗНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, тем она будет жизнеспособнее. И лучше. А это значит, что все эти очень разные Учителя — каждый очень по-своему — будут учить наших с вами тоже очень разных детей ОДИНАКОВО ХОРОШО.

Как на артистичных педагогах в самом деле можно подзаработать я уже пробовал сам и потому знаю. И, как педагог, умеющий себя подать в разных аудиториях. И, как бизнесмен, который строил и бизнес на педагогике, и без нее. Но, именно, как бизнесмен и, как педагог, я понимаю, что торгуя стройматериалами, недвижимостью или углем заработать можно куда больше, чем педагогикой. И потому, отдав педагогике 20 лет своей «первой» жизни, «вторую» — вот уже 27 лет — я кормлюсь далекой от просвещения торговлей разным «мусором индустрии». А в зияющие высоты своей бывшей профессии, которая теперь хобби, я возношусь в свободное от зарабатывания на жизнь время. Которого вполне достаточно, чтобы испытывать удовлетворение — и торговлей, и педагогикой и жизнью вообще.

А еще я понимаю и, как бизнесмен и, как педагог, что «концертными программами», даже весьма доходными, не вылечить педагогики. Потому что учитель становится Учителем, не на сцене, а в классе, который не бывает без целой Школы. И, чтобы профессионально состояться, а потом не потеряться в соблазнах жизни, Учителю необходима своя Школа. Где он — главный Герой, под которого специально настроен весь ее организм. И которой у него пока что — такой — нет. А когда она появится — настоящая, где уникальный труд Учителя будет по достоинству оценен и специально организован, то и учительские концерты «на стороне» станут ненужными. И потому, что не то у Учителя амплуа по жизни. И потому, что никакой, даже самый прибыльный бенефис, по своей пользе не сравнится с «обыкновенным» уроком. Если учитель — Учитель. А не клоун. И если во главу угла ставится польза детишек, а не кого-либо еще.

Читателям не следует искать меркантильных мотивов моим здесь мудрствованиям, типа саморекламы. Просто хочется помочь симпатичным людям, вторгшимся в чужую для себя область педагогики с вполне уважаемой мною целью. Чтобы не «наломали дров». И, вместе с тем, принесли пользу и себе, и педагогике. Попутно. И потому мой совет: не разменивайтесь на систематизацию различного педагогического бреда. И не ломайте мозги о герменевтику бессмысленных вне живого педагогического контекста терминов. На этом пути легко заблудиться в разноголосице мнений — авторитетных и категоричных. И — все чаще — истеричных. Потому что с тех пор, как педагогика стала «бабьей» профессией, даже те немногие мужики, которые там чудом сохранились, невольно «обабились»: «с кем поведешься, от того и наберешься». Дамская психотическая капризульность, увы, давно стала свойственна многим моим коллегам. Невзирая на формальное обладание и первичными и даже вторичными половыми признаками, свойственным их изначальному гендеру. И если мы когда-нибудь всерьез задумаемся о социальных причинах взрывной распространенности сексуальных перверсий за последние 50 лет, нам неминуемо придется учитывать, что носители всего этого безобразия 10-11 самых важных лет своей жизни провели в «гареме» дамской школы. Насквозь «бабьей», начиная от теперь уже министра и кончая «техничками» и даже (!) «училками». И в этом все дело.

Я полагаю, аматорам-реформаторам следует не систематикой педагогической заниматься в поисках плодотворной педагогической концепции (= "плодотворная дебютная идея" Остапа Бендера), а искать АРТИСТИЧНЫХ ПЕДАГОГОВ, умеющих владеть вниманием аудитории, которые при этом еще и подлинные профессионалы своего дела. И под них создавать авторские школы. А не концертные гастроли.

С этой точки зрения, к примеру, А.Лобок — ярчайший и беспроигрышный для антрепренерского бизнеса объект. Он и Артист, каких мало среди педагогов. И философ, способный доступно рассказать простецам о самых сложных вещах. А, значит, и педагог — стихийный. Кстати, «стихийный» - не значит, что не блестящий. Это ВСЕГО ЛИШЬ значит, что он может дать один единственный изумительный урок, к примеру, в 7-А. Но! Дать столь же блестящий ИНОЙ урок — на ту же тему — через перемену (10 мин) в «параллельном» 7-Б, который «перпендикулярно» иной по сравнению с 7-А, а потом — еще через одну перемену — в не менее ином 7-В, и в 7-Г, и в 7-Д, и в 7-Е, он уже вряд ли сможет. Я предполагаю, что уже на втором таком «программном» уроке он «выдохнется». Эмоционально. Энергии не хватит. И технологии.

Может потому и бежит он, как черт от ладана, от программируемости и от административной обусловленности учебного процесса? Может за то и любезна ему «вероятностная» парадигма образования, что тут не отвечаешь за результат. Как бы не отвечаешь! Как-то оно все-равно получается. Ну и Бог с ним! Лишь бы получилось. А что там получилось на самом деле? И почему получилось? А, главное, какой ценой — не так уж и важно. Потому что победителей не судят. И их победы редко подвергаются анализу. Чтобы не развеять очарование сакральной уникальности. И невоспроизводимости. Потому что если изначально невоспроизводимо, что одно и то же, что гениально, то и не трогайте гения своими грязными завистливыми руками. Чтобы не истерил по поводу невоспроизводимости «чуда» мышления в параллельной реальности расписания казенной школы, чьим хозяевам — чиновникам — глубоко параллельны и усталая возмущенность учителя, и мертвая восторженность детишек, особенно после 5-го, 6-го, 7-го уроков.

Вот этого-то А.М.Лобоку и не достает, чтобы быть полноценным Учителем. И потому он «всего лишь» учительствующий философ. Есть разница. Хотя бы в сравнении с философствующим учителем. И хотя, как к учителю, у меня к нему есть претензии, тем не менее, я не могу не признать в нем уникального Учителя, каких мало. И Педагога, способного, как никто, провоцировать несогласие с собой. А, значит, будить чужую мысль своими романтическими фантазмами, главная ценность которых — в их «набатности». Когда так гудит колокольно, что и мертвого разбудит. Даже Спящую Царевну Русской педагогики, давно уже опустившуюся в наркотический сон безразличия и уныния, отравленная атмосферой бюрократического дурмана, царящего сегодня в тюремном замке русской школы.

Здесь не время и не место распространяться: чего еще недостает Александру Михайловичу до обретения святости идеального педагога и харизмы настоящего «профи». Достаточно и того, что он, как никто сегодня способен будить мысль родителей и, заодно, делать деньги, конвертируя свой артистизм и интерес к нему огромной массы околопедагогических профанов в валюту. И иной пользы тут — объективно — не будет. В официальную педагогику и систему образования Лобок не войдет. В силу своей принципиальной инаковости и враждебности любой казенщине. А еще в силу его принципиальной артистической оригинальности, отрицающей системность и технологии в педагогике за их антагонизм его «либидо», трансформировавшегося в любезную ему анархическую «вероятностность». А без технологий любой культурогенез невозможен. Принципиально. Как, впрочем, и «серийное» производство всякого общественно продукта. И, в том числе, еще какого-нибудь учительствующего философа. Потому что зачем нам два учительствующих философа? «Боливар не вынесет двоих!»

А.Лобок — преинтересный феномен. И уникальный! Как феномен культуры. В самом высоком смысле этого слова. И как бы запутанно и противоречиво ни складывались наши с ним ЛИЧНЫЕ отношения, при всей нестыкуемости наших персон на уровне характеров и инстинктов, я всегда буду признавать в нем оригинальнейший в истории педагогики и философии ум, заслуживающий всяческого уважения, пропаганды и творческого несогласия = культурного диалога. Даже если этот диалог самому А.М. невыносим. Ибо требует критического к себе отношения. А как можно критиковать себя — любимого?! Можно в теории высокомудро и поэтически признавать необходимость рефлексии или самокритики. Но критиковать = не соглашаться и задавать неудобные вопросы, на которые нет ответа без ущерба любимой парадигме?! Упаси Бог! Ведь это, как бить самого себя. А это больно... Поэтому Истину — на алтарь Парадигмы. На заклание!. ...
(Продолжение следует)
Tags: #Классическая Русская педагогика, #критерии педагогики, #педагогические бренды, #педагогические иллюзии, #педагогические концепции, #педагогические новации, #современная педагогика РФ, #экспериментальная педагогика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments