nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ИЛЛЮЗИЯ ПЕДАГОГИКИ. Часть 1.

1. ПРО БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ В ПЕДАГОГИКЕ



Классическая Русская педагогика и современная педагогика Российской Федерации — не одно и то же. Это, несмотря на бесспорное их родство, две большие разницы. Очень большие! Настолько, что компетентному человеку не придет в голову их даже сравнивать. Хотя формальных идентичностей по-прежнему остается много. Еще остается. Но существо и внутренние силы, приводящие педагогику в движение, настолько разные, что, как явления из принципиально разных миров и даже вселенных они не могут оказаться ни на чашах одних и тех же «весов», ни предметами общей молекулярной аналитики. И по космической несопоставимости атомных масс, и по молекулярной структуре инородных «таблиц Менделеева».

Классическая Русская педагогика — любимое дитя законного брака Российской империи с Европейским Просвещением. И, как всякий любимый ребенок, в критический период младенчества и раннего детства она не знала недостатка — ни искреннего и любвиобильного внимания к себе, ни хозяйственно-финансовых ресурсов, ни рачительной заботы и опеки, предохраняющих и от недобросовестной конкуренции, и от пренебрежения невеждами, и от нищеты исполнителей и участников педагогической мистерии. И потому она выросла. И очень скоро созрела. И сполна отблагодарила родителей и опекунов, породив необыкновенные плоды русского просвещения, не только украсившие государство и сформировавшие лицо Русской Культуры, но и сообщившие Отечеству запас сил, прочности и энергии, который был исчерпан до самого дна уже через с лишком сто лет после гибели Матери русской педагогики — державы Российской.

Я без иллюзий гляжу на прошлое моей педагогики. Были в ней разные времена. И разные ветры наполняли паруса ее корабля. И капитаны, меняясь на командном «мостике» министерства просвещения, вели свой корабль разными галсами и по разным маршрутам. Но все они были «вперед». И ни православные попы, присутствовавшие в штате экипажа, ни чиновники, одевавшие сызмальства наших ломоносовых, пушкиных, лобачевских и менделеевых в казенные шинели, ни зарубежные «эксперты», учившие нашу посконно-домотканную «дикость» европейскому «уму-разуму» не могли коренным образом изменить вектор движения судна. Потому что его плавучесть и непотопляемость помимо Закона Архимеда и прочей инженерной алхимии обеспечивали три Ангела:

1) Петровская «Табель о рангах», уравнивавшая возможности выходцев из благородного сословия и самых мозговитых и упорных в учебе простолюдинов и позволявшая освежать русскую элиту «свежей кровью» лучших сынов России, независимо от происхождения, языка и религии;

2) университетская автономия, предохранявшая панцирем демократии учебные заведения от министерской чиновной мертвечины, некомпетентности и идиотизма;

3) академическая доминанта в выборе пути развития, когда исключительно Наука и Просвещение с их незыблемыми ценностями формировали ориентиры, по которым строился курс чудесного русского Летучего Голландца, с борта которого на берег в разные времена сходили разные гардемарины, у которых, при всей непохожести друг на друга, было только одно общее: способность мыслить самостоятельно. Где Самостоятельность была еще и Ответственностью, и Добросовестностью. В самом высоком смысле этих понятий.

Сто лет назад моя страна пережила величайшую трагедию в своей истории. Ее взяли в плен полуграмотные фанатики. Просвещение, как оказалось, может не только лечить мозги и души. Оно может быть и смертельным для них ядом. Если лишится части своего непременного органического комплекта. Уберите из Просвещения способность критического мышления, но оставьте там одни школярские догмы, и вы получите «на выходе» интеллектуального уродца — скверную гримасу на просвещенного человека. Это будет прообраз полуграмотного самоуверенного недоучки, поверившего в собственную исключительность и возомнившего в себе Демиурга, способного отменять и редактировать Законы Природы. Так и не получив о них полного представления. И даже не выучив их полного реестра. Иными словами получится фанатик «коммунизма» - большевик, свирепо не признающий права на существование иных истин и правд. Кроме собственной. А все потому, что его сознанием всецело овладела иллюзия будто одно единственное, но понравившееся ему учение, которое не то догадка, не то легкомысленный прогноз с непросчитанной вероятностью, не то религия правильнее всех прочих. И оттого достойное избавления от конкуренции иных теорий и взглядов. Причем самым радикальным способом — вплоть до физического истребления носителей иных идей и несогласных. И даже сомневающихся. Отныне быть иным во взглядах означало быть врагом. Так жесткое насильственное ограничение в выборе дидактических пособий, по которым детей до сих пор учили пониманию существования разномыслия и умению самостоятельно формировать собственную Картину Мира и Мировоззрение, лишило идеологию Коммунизма конкуренции прочих — не более, но и не менее полезных идей и парадигм мышления. И с этих-то пор русское просвещение, очутившись в плену воинствующих фанатиков единомыслия, стало превращаться из Просвещения в Пропаганду. И стало умирать изнутри. Его агония растянулась на 100 с лишним лет. Слишком могучими были Ангелы. Слишком многочисленными и качественными носители Просвещения. Но смена социальной материи Матери и последовательная пыточная казнь всех трех Ангелов таки добили Просвещение, окончательно превратив Великую Русскую школу в уродливую казарму, где совершилась вековечная мечта русской бюрократии о введении единомыслия в России (http://az.lib.ru/p/prutkow_k_p/text_0100.shtml).
Отныне производство полуграмотных идиотов было поставлено «на поток» - промышленным способом.

А знаменитое Русское Просвещение, открывшее человечеству дорогу и в Космос и в тайны собственной Души, умерло. И главным признаком бесславного конца стало массовое бегство из Русской школы лучших ее обитателей. Бегство в никуда! Потому что даже сочиненная профанами — родителями, обезумевшими от безысходности надежд на государство, т.н. «Семейная школа» оказалась для их детишек менее травматической и более полезной, чем гигантский пропагандистский монстр, тупо и безжалостно калечащий русское детство. На деньги налогоплательщиков, а, значит, самих же родителей, оплачивающих из своего кармана управляемую умственную деградацию своих детишек.

Нужно ли удивляться, что в такой ситуации появляются неравнодушные безумцы, желающие, вопреки воле, а, главное, могуществу — и административному, и финансовому — нынешних Хозяев России, предотвратить бесславный конец Русской педагогики и вернуть ее к жизни путем добросовестного переформатирования. И, в том числе, не без пользы для себя.

2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.

Недавно мой товарищ по «мордакниге» решил составить реестр педагогических проектов и концепций, из которых можно было бы выбрать наиболее жизнеспособный и, на его основе, по собственной инициативе и на свой «кошт» организовать школу, альтернативную казенной.

Автор идеи не педагог. По образованию. Но, влекомый разными «бесами» и, в том и числе, бесом коммерции, он уже давно вплотную приблизился к педагогике и кое в чем здесь уже разобрался. Настолько, чтобы, с одной стороны, не испугаться неизбежных и очевидных трудностей задуманного. А с другой — оптимистически не догадываться о весьма вероятных, если не неизбежных проблемах, которые не смогут не возникнуть на его пути к поставленной цели: поиграть с педагогикой, как с объектом финансовых и личных трудовых инвестиций. Одно волновало его: куда именно вложиться своим трудом и капиталом? Для этого он совершил «патентный» поиск и, в результате, у него возник столбик наименований наиболее известных широкой публике педагогических проектов со звучными и, порою, даже провокативными именами, вроде: «педагогика комплексно-волновых уроков» или «азартайнинг»... Чтобы разобраться в этой скандально многоголосой и полихромной «цыганской свадьбе» он обращался за советами к разным экспертам. Однако никто из них так и не смог убедить его в неоспоримых и исключительных преимуществах некоторых членов списка перед остальными. И вопрос: в который из проектов ему «вложиться» своим умом, прилежанием и финансами повис в воздухе.

Тогда он решил, что список еще не полон. И если его обогатить неизвестными ему именами, то, весьма вероятно, среди новичков окажется вожделенный и искомый. С этим вопросом он обратился ко мне, ожидая, что я сумею обогатить его «энциклопедию». Дальнейший текст — мой ответ на его полушутливое и достаточно соблазнительное приглашение поучаствовать в составлении реестра новаторских педагогических проектов и концепций.

ИЛЛЮЗИЯ НОВАТОРСТВА: РЕФОРМАТОРЫ ИЛИ ПРОХВОСТЫ?

А где у Вас «Школа самоопределения» Тубельского? Неужели не сподобились познакомиться с этим Остапом Бендером от педагогики? Скандал!

А как можно было не углядеть такого выдающегося «реформатора» школы, как Дима Зицер?! Это о нем я как-то написал: «ИЗНАСИЛОВАНИЕ ОЦЕНКОЙ. НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ ОЦЕНКИ И КАК ИХ СТАВИТЬ?» http://56didactnik15.livejournal.com/6718.html

И вот Вам еще один «реформатор» — Ян Рицема. Полюбуйтесь на это чудо. Ему я посвятил текст: «СПРАШИВАЮТ ЛИ РЫБУ ЧЕМ ЕЕ ФАРШИРОВАТЬ?» (Манифест профессионального бессилия):
http://56didactnik15.livejournal.com/6600.html

Полагаю неприличным пройти мимо смачной «мебельной реформы» русской школы г-ном Базарным: «РЕФОРМА ШКОЛЫ ПО-БАЗАРНОМУ: СПАСАЕМ ЖОПУ НЕ ЖАЛЕЯ НОГ»
http://56didactnik15.livejournal.com/51469.html

«Варяги» на Руси всегда почитались особо: как носители сакрального импортного опыта. Немало сделал для упрочения авторитета «немцев» в заповеднике русской педагогики Петр Алексеевич — самый Первый Анпиратор Всероссийский. Он из Европы завозил дрессировщиков нашим посконно-домотканным дикарям. Так что грех и нарушение традиции молиться на иностранщину, особенно на фоне торжествующего маразма болонизации нашего просвещения, минуя вниманием модного нынче в Рунете ипонца Митио Каку, который по-своему учит: что с детишками надо делать в школе? И не только с детишками, но и с самой школой, которую, полагает ипонский профессор, и вовсе следует похерить — за ненадобностью, дескать, устарела старушка в эпоху интернета:

УЧЕБА И ПАМЯТЬ: http://56didactnik15.livejournal.com/50331.html

Следом за ипонцем учит реформировать наше просвещение американский австралиец Патрик Гриффин, призывая создавать вместе с ним «новую реальность в образовании». Разумеется, за деньги, которые ему за его «науку» заплатят. И ведь нашлись идиоты, которые ему поверили и принялись распространять эту ересь:

«А ТАК ЛИ НОВА "НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ"?» (РЕФОРМА ОТ ПАТРИКА ГРИФФИНА): http://56didactnik15.livejournal.com/50060.html

И это далеко не все «чужинцы», которым приспичило высеяться плотными бурьянами на тучных нивах бесхозной и унавоженной некомпетентной бюрократией русской педагогики.

Об иных «реформах» отечественного просвещения я высказался в статье: «НЕТ БЕЗДАРНЫХ ДЕТЕЙ или ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ СТОЯТ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ»? http://56didactnik15.livejournal.com/1016.html

Здесь и про Базарного, и про программу академика Е.А. Ямбурга для детей в больницах, и про директора авиационного лицея Анатолия Эдварса, и про "Первую новую школу" Татьяны Кашкиной, и про «вальдорфскую педагогику» в исполнении Евгении Филатовой, и о "школе одаренных" при Тюменском государственном университете А.Юффа и даже есть о "гуманной педагогике" Великого Шалвы (который Амонашвили) – одном из редких, таки да, педагогов в разноликой своре падальщиков, пирующих на трупе русского просвещения.

Вы можете особо не заморачиваться и просто обогатить свой список еще полудюжиной названий всей этой квазипедагогической суеты (из этого моего текста), которой и до меня в Вашем списке было предостаточно. Для этого вовсе не обязательно по ссылкам читать мои "рецензии" на педагогические "новации", из которых сочатся яд скепсиса и слезы разочарования, небезобидные для восторженного прозелита педагогики.

Кстати, "прозелит" это Вы. И не обижайтесь. Но я не мог не причислить Вас к их честнОй кампании после того, как обнаружил в Вашем списке "педагогических концепций" эпический бред Миши Казинника про "комплексно-волновой урок". Казалось бы, эмпирически зная примеры настоящей педагогики, ну, хотя бы, на примере А.М.Лобка, даже прозелит, как мне кажется, мог бы угадать в Казиннике жадного до денег прохвоста-дилетанта, озабоченного созданием звонкого бренда для торговли своей ахинеей на рынке сомнительных педагогических услуг, перенаселенном такими же, как и он, хвастливыми балбесами. Все, что я думаю про "творческое" убожество Миши Казинника, не удосужившегося прочитать "Недоросля" Д.И.Фонвизина (а ведь это программное произведение из курса русской литературы советской школы, где некогда, вроде бы, должен был учиться "новатор"), я высказал здесь:

"ШКОЛА «НЕДОРОСЛЕЙ» МИШИ КАЗИННИКА": http://56didactnik15.livejournal.com/51108.html.
Почитайте, если будет охота.

"Прозелит" это человек, принявший новое вероисповедание. Для Вас новая религия — педагогика, где Вы — искренний восторженный новичок и оттого — горячий приверженец всего, что хоть сколь-нибудь пахнет ею. Хотя «свежести» педагогического продукта и его добросовестности Вы еще различать не научились. По крайней мере, еще не всегда. Однако, это естественные издержки роста. И я позволяю себе Вас «поучать» исключительно, чтобы Вы поскорее миновали обидный и травматический для самооценки взрослого человека период «ученичества». Кстати, вот Вам универсальный критерий для определения подлинной педагогики: демонстрация результатов — конечных или промежуточных — педагогической деятельности. Желаете убедиться, что концепция «работает»? - Изучайте ее продукцию. И по ней ее судите. Только по ней! А не по обещаниям, декларациям и лозунгам «пИдагогов» и их рекламщиков. Ведь А.М.Лобок не зря цитирует в подлиннике тексты своих детишек. Именно они и только они — живые тексты его учеников, отражающие зрелость детской души — единственное убедительнейшее доказательство эффективности его авторской педагогики. А отнюдь не тот артистизм, с которым он ведет свои семинары и тренинги. По артистизму судят об артистах. И таки он Артист в своем деле. Но, главное, он — Педагог. И это доказано не его «бенефисами» на публике, а учениками, которых он выращивает в заповедном храме учебного класса. Кстати, А.М.Лобок не просто Педагог и Учитель. Он — Учительствующий Философ. В отличие от меня — грешного — «всего лишь» Философствующего Учителя. Намек поняли?
(Продолжение следует)
Tags: #классическая русская педагогика, #критерии педагогики, #педагогические иллюзии, #педагогические концепции, #педагогические новации, #современная педагогика в Российской Фед, #экспериментальная педагогика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments