nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

РЕФОРМА ШКОЛЫ ПО-БАЗАРНОМУ: "СПАСАЕМ ЖОПУ НЕ ЖАЛЕЯ НОГ"


Андрей Яковлев предлагает познакомиться с "педагогическим опытом" некоего Базарного. С точки зрения Андрея Базарный

"экспериментально доказывает вред методов школьного обучения детей". Я достаточно знаком с "педагогикой" Базарного, чтобы утверждать, что там нет не только каких-либо новаций, но нет и доброй старой проверенной и надежной технологии кондовой советской школы. Там вообще нет ничего, что позволило бы мне признать Базарного своим коллегой. Одни амбиции, высказанные косноязыко, безграмотно и коряво - в расчете на "лоха", способного купиться на внешние эффекты.
https://www.youtube.com/watch?v=w9bBO2DAFAc&feature=share

Пару лет назад в публикации "Очень смелые школы"
http://expert.ru/russian_report…/…/20/ochen-smelyie-shkolyi/
некий Василий Ильинский уже пытался преподнести "педагогику" Базарного, как пример педагогического "прорыва" в будущее. Я ответил ему следующим текстом:

«Современную систему образования Базарный отвергает, потому что она противоречит природе ребенка».

Смело! Но какая «природа» подразумевается: биологическая или социальная? Или обе пострадали? - Непонятно. Но увесисто! Матеро! И глубоко — в самый корень, как у Жванецкого: «У тебя, Федя, сила в словах есть! Но ты их правильно расставить не можешь». Так и здесь: болтанул громко, а что хотел сказать — непонятно. Интересно: сам хоть понимает?

Реформа просвещения по-Базарному начинается с замены мебели. Вместо привычных парт и столов — т.н. «конторки», где пишут стоя: поза «полулежа развалившись за партой», как оказалось — «главная причина не только болезней, но и «расчеловечивания» — движения в сторону преобладания животных инстинктов над духом». А может быть он йог, этот Базарный? Там ведь тоже путь в глубь самого себя начинается с поиска правильной внешней позы. Вот он ее и ищет. И, похоже, нашел.

Хотя, на самом деле, поза «полулежа» — признак того, что у плохого учителя класс или дуреет от безделья и скуки, или выдохся от перегрузки «лишними» уроками. А лишними, согласно возрастной физиологической норме и законов здоровой физиологии человеческого организма, являются 5-й и последующие за ним уроки. Причем и для «старшеклассников» в том числе. И даже для взрослых. В моей практике я знал и 8-е, и 9-е уроки. И это только в первую смену. Если учитель не способен организовать в классе учебный процесс, то будут ли ученики сидеть или «сидя» будут стоять — роли не играет. Кстати, от стояния затекают ноги столь же успешно, как млеет от пересида задница. И что из этого полезнее надо еще разобраться. Так что лозунг: «спасаем жопу, не жалея ног!» имеет относительную достоверность. Тут уж, как говорится, что кому милее. Базарному — задница. Ну и что? Имеет право на индивидуальные предпочтения. А что навязывает их детишкам? Так то от большой любви к ним. И от большого ума. Ну просто хочет, чтобы им тоже было хорошо. Как ему.

Опытный учитель путем перенапряжения собственных сил и сил детишек способен мобилизовать психические и биологические резервы организма и ситуативно «победить» природную усталость искусством дидактики. А хоть бы и на 10-м уроке. Но чего это ему будет стоить?! А уж им то тем более. Ведь систематическое перенапряжение, узаконенное расписанием, неизбежно будет накапливаться и, рано или поздно, приведет к психическим срывам и соматическим травмам — разным по форме у разных людей, но одинаковым по происхождению. Поэтому подлинный новатор искал бы не в какую позу поставить ребенка, чтобы он сохранял остатки работоспособности после четырех часов интенсивной умственной деятельности еще на пару часиков. Он поискал бы в какую позу поставить свое начальство — от завуча, составляющего травматическое расписание, и вплоть до дурака-министра, игнорирующего законы природы-матери. Но такая дерзость нашему герою явно не по плечу. Оно и понятно — с детишками проще: спорить не станут. Прикажет учитель и не такую камасутру на уроке изобразят. Лишь бы к доске не вызывал и домашнее задание не спрашивал!

Видеть в «развалах» поз на уроках признаки расхлябанности или «расчеловечивания», а тем более победы «животных инстинктов над духом» - чудовищная ахинея, свидетельствующая либо о психологическом невежестве Базарного, либо об искажении информации журналистом, безбожно перевирающим слова педагога. Да, деформация классической «позы школьного послушания» происходит у детишек действительно инстинктивно. Но побеждать ее следует не бредовой «духовностью» (эдак мы попов на уроки заводить станем — вот будет потеха в ХХI веке (!), а педагогическими технологиями — управлением внимания, искусной риторикой, разнообразием форм учебной деятельности и, в первую очередь, грамотным составлением расписания занятий, которое бы учитывало возрастные возможности детского организма переносить запредельное двигательное торможение после 4-го по счету урока. Потому что у «стоячих» школьников после 4-5 часов умственной активности пропорция между «рабски программируемым интеллектом» и «развитием свободного мышления», вряд ли будет иной независимо от того, поставит их педагог по стойке «смирно» или «раком».

Можно до хрипоты доказывать преимущества той или иной учебной позы, тем более, что в йоге вывихнутых статических позиций не перечесть и, стало быть, потенциал такого педагогического «творчества» неисчерпаем. Но! Задумаемся на минутку: а каковы критерии успеха стоячей позы? С «какого якова» наш «новатор» утверждает, что если затекают ноги от стояния, то это полезнее, чем если затекает задница от сидения? Где данные экспериментов? Где замеры? Где итоги успеваемости «стоя на ногах», «стоя на голове» или в ходе безжалостной эксплуатации седалища? Их нет. И не случайно...

А чем еще богата обучающая система Базарного?

«Перьевое письмо»!

В эпоху тотального торжества клавиатуры и прочих мышовых гаджетов?! Прикольно! Круто! Понтово! Стебно! Но о каких перьях идет речь — о металлических, как в первой половине прошлого века или о гусиных, как во времена Пушкина? Тут угадываются новые грани эволюции новаторского поиска — клинописное письмо на глиняных табличках, письмо красками на папирусе и, наконец, узелковое письмо... А может и вовсе ну его это письмо?! Тем более, что, стоя на голове (а скоро дойдет и до такого), много не напишешь. И не надо! Глаза здоровее будут. И еще одну победу над инстинктами себе в актив запишем: дескать победили «инстинкт письма», спущенный министерством!

«Хоровое пение».

Непонятно что подразумевает вокальная «новация» — уроки пения? Но что же тут нового? Или там учебники — на распев? Тогда это прорыв в будущее. Как только при этом у певцов с успеваемостью? Ну там, типа, «знания», «умения». «навыки»? И еще: как поют — хором, соло, под аккомпанемент? Опять же под какой — духовой, струнный, клавишный или симфонический? А может «а-капелла»? Как у Швондера в «Собачьем сердце»: «тяжелые годы настали»?

«При освоении чтения — цельные слова, а не слоги».

Ну если навык чтения вырабатывается в учебных операциях с короткими словами типа «мир», «мяч», «дом»... , я бы мог поверить. Но к словам многосложным рано или поздно переходить придется. И как тогда? Будем петь, типа «син-хро-фа-за-трон» или «ак-ком-па-не-мент», или «ин-тел-лект»...? Как их — «целиком», минуя слоги, будут осваивать детишки? Не могу себе представить.

«Разделение мальчиков и девочек».

Этот средневековый бред неловко даже комментировать. Он имеет разумное обоснование только если автор «новации» по заданию мериканского госдепа озабочен превращением целомудренных российских школьников в геев и лесбиянок. Шокирует мотивация: «в природе ребенка — что интересно мальчикам, не интересно девочкам, и наоборот. А если не интересно, в коре головного мозга формируются центры отторжения информации, и ребенок становится забывчивым». Она свидетельствует о потрясающем невежестве «новатора» в области психологии и нейрофизиологии. Ведь если действительно «не интересно», «в коре головного мозга» «центры отторжения информации» не сформируются, во-первых, потому, что нет там таких ни анатомических, ни функциональных органов, которые можно было бы назвать «центрами отторжения информации», ибо процесс торможения, вызванный «непонятным» или «неинтересным» происходит без формирования каких-либо специальных для этого «центров» или нейрокомплексов. А, во-вторых, «не интересная» информация попросту не дойдет до коры головного мозга, задержанная еще сетями периферийной нервной системы — на уровне чистой сенсорики. Это, подчеркиваю, если «не интересно»! Потому что если «не понятно», там совсем иная природа и логика переработки информации. Хотя, судя по всему для этого «новатора», что «не интересно», что «не понятно» — невелика разница.

Не менее «глубоки» познания в психологии у последователя Базарного — директора земской гимназии в Балашихе Галины Кравченко. Эта додумалась до «обязательной в середине урока зарядки». Представьте картину: мозг ребенка после суматошной перемены только настроился «на волну» урока, только заработали в полную мощь «раскрученные» нейронные ансамбли, «всасывая» информацию, как вдруг — бабах (!) — радикальная смена типа деятельности — с умственной на физическую, после которой еще минут 5-8 (это в лучшем случае) мозг будет восстанавливать прерванные связи, вновь перестраиваться для нового режима работы. Да это уже не дидактика. Это — пытка мозга, где хаотически и бессистемно — по воле дурака, вообразившего себя педагогом — разные зоны и нейрокомплексы то активизируются, то тормозятся, то вновь активизируются, чтобы не доработав до естественного завершения периода активности, вновь подвергнуться торможению. И так без конца на протяжении всего учебного периода!

Чтобы было понятнее, скажу, что такая «педагогика» подобна «мастерству» водителя, включающего без интервала следом за 5-й передачей — задний ход. Представляете себе состояние коробки передач автомобиля? То же самое происходит с нервной системой ребенка. С той разницей, что коробка передач сразу разлетается в хлам, а мозги ребенка, сконструированные мудрой Эволюцией и снабженные «защитой от дурака», угасают постепенно. Но степени идиотизма, царящего в нашей системе просвещения, даже Эволюция предвидеть не могла. Поэтому судьба ребенка, обучаемого такими «учителями», печальна. Представляю себе эффективность таких уроков. И могу вообразить неврастении, порождаемые подобными «новациями». Жаль родители детишек, учащихся у базарных «экспериментаторов», не подозревают во что обходятся такие «эксперименты» их детям.

Похваляясь успехами своей системы, Базарный упоминает неких анонимных энтузиастов-последователей, работающих по его системе чуть ли не в 3000 школ и говорит о «впечатляющих результатах», при этом даже не намекая на более веские и убедительные доказательства своего триумфа, которому я ни капельки не верю.

Посему вывод: спасайте от Базарного детей своих, родители! Испоганит ведь, сукин сын!
Tags: "реформа" Базарного, горе-педгог, иллюзия реформ педагогики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments