nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ЖИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ или ЧТО ЭТО БУДЕТ?

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ



https://www.facebook.com/events/1832599833687923/

С первых слов реклама мероприятия интригует. Согласно законов жанра. Не даром, что реклама. Интрига сочится уже из первого слова. Так и хочется вкусить запретного плода ЖИВОГО творчества «энтузиастов» - авторов «альтернативных образовательных школ». Чей внушительный список аж из 13 названий(!), увенчанный многообещающим «и т.п.», означающим: «и это далеко еще не все, что мы можем» — прилагается.

По простоте душевной и персональному экзистенциальному настрою прежде всего на хорошее, я вообразил себе многодневный и многолюдный симпозиум. С несуетным «погружением» в недра разнообразных педагогических таинств. Сопровождаемый психологическим исследованием личности ребенка, доверчиво посетившего сей фестиваль педагогики. И завершаемый чеканными штрихами «портретов» личности кандидатов в ученики. С прописями формул их персональных психических конституций. И с краткими проектами программ персонального обучения в господствующей парадигме заявленных здесь просветительских учреждений. А как иначе «определить, что больше подходит чаду» из этого коктейля педагогических соблазнов и предложений?

Но вчитываюсь в завлекуху: «есть отличная возможность за один день (!?) родителям ... вместе с ребенком, посмотреть и попробовать (!?) наши методики и системы вживую», включаю мозг и... И вот с этого самого момента у меня враз пропадает всякое желание знакомиться и участвовать в этом балагане. Потому что ЗА ОДИН ДЕНЬ разобраться в таком меню не то, что дилетанту родителю, но даже педагогу со стажем невозможно! Даже если потратить на это все 24 часа суток. Кроме того, я так и не обнаружил намека на участии в этой авантюре психологов. Без которых пробовать и примерять на ребенка какие-либо «методики и системы» - «вживую» ли, вмертвую ли - одинаково бесполезно. Так же, как покупать в интернет магазине нижнее белье. Без примерки можно очень легко выбросить деньги «на ветер». Хотя, чтобы «забить Мике баки», как говаривал Остап Бендер, одного дня будет достаточно. Вполне.

Так чем на самом деле вы там собираетесь заниматься, ребята? Из за чего весь этот сыр-бор?

Описывая свои образовательные услуги, устроители педагогической ярмарки спекулируют словосочетанием «живое образование». Противопоставляя его «неживому». Под которым, по умолчанию, подразумевается мертвечина казенной школы. Однако свою феноменальную «живость» они почему-то никак не доказывают. «Живость» предполагается аксиоматически. И потому нет ни в тексте рекламы, ни в содержании авторских сайтов, куда я заходил по приведенным ссылкам, даже намека, на то, как в отличие от казенной школы эти проекты учат детишек лучше. И это еще больше настораживает. И формирует отношение к организаторам, как к неопытным сетевым босякам, шастающим по улицам и цепляющимся к прохожим с предложением купить три по цене одного.

Эффективность рекламируемых образовательных проектов здесь доказывается тем, что, якобы, в альтернативные учебные заведения детишки ходят «с радостью»! Читаем: «основной критерий «живости» образования — желание ребенка с радостью ходить в школу за знаниями. Если этого нет - то никакая даже самая продвинутая методика не будет эффективной».

Ну и опубликовали бы примеры прокламируемой радости, источаемой их учащимися. В любой форме: фотографий улыбающихся на уроках детских физиономий, роликов и видеозаписей триумфальных ответов на вопросы домашних или иных контрольных заданий, сканы дневников, классных журналов и прочей «бюрократии», испачканной недвусмысленными следами ученической благодарности своим педагогам и непобедимой детской радости пребывания в священной обители просвещенческой новации. Однако, радость нам только обещают, но доказательств не приводят.

А «радость» сама по себе штука коварная. В цирк дети, я уверен, ходят с еще большей радостью. Чем даже в альтернативные школы. Или вы рискнете доказывать, что альтернативные педагоги выиграют детское внимание у цирковых клоунов?

А еще подумайте и вспомните: с какой радостью дети пробками вылетают с урока на перемену! Или после уроков — домой? А ведь тоже радость! Или как?

Так в чем отличие вашей «радости» от прочих? И с кем вы там у себя соперничаете? С цирком? С соблазнами вольной улицы? Или опять с казенной школой?

Ребята, а не кажется ли вам, что на самом деле дети «ходят в школу» не «за знаниями». «За знаниями» их туда посылают родители. Но послать еще не значит дойти. А доходят детишки до школы только, если имеют перспективу пообщаться с интересным учителем. Если он там есть. В противном случае они знают, как «свинтить» в сторону. От школы, разумеется. И делают это с каждым годом все раньше. В мои годы регулярные сачки занятий начинались в массе где-то с 7-8-го класса. А теперь сачкуют даже в начальной школе. Тем более, что есть теперь в большом городе, куда направить стопы беглому каторжнику с галеры просвещения.

А «эффективные методики», кстати, порождают не «желание ... с радостью ходить в школу», а ощущение «я понял», которого, однако, самого по себе, отнюдь не достаточно, чтобы сделать бытие ребенка в школе «радостным». Да и не в «радости», собственно, дело. Миф «радостности», как критерий успешности просветительского процесса выглядит вполне идиотски и вызывает из памяти ассоциацию с четверостишием И.Губермана:

«Мой небосклон хрустально ясен
И полон радужных картин
Не потому что мир прекрасен,
А потому, что я — кретин»

В самом деле, что может быть общего у ПРАЗДНИКА — культурной формы организации свободного (не рабочего) времени, вызывающего ненадолго эйфорическое ощущение «радости». И у УЧЕБЫ — трудовой деятельности по строительству персональной картины мира и мировоззрения? И может ли там быть что-либо общее вообще? Объективно?

С точки зрения школьного начальства учеба иногда может если и не быть, то хотя бы замещаться или сопровождаться «праздником». Не зря каждый год 1 сентября чиновники от просвещения устраивают фестивали — «Дни Знаний», «Экскурсии в Страну Загадок» и т.п. развлекухи, цель которых, на самом деле, украсить фальшивой мишурой казарму, где взрослые сперва обещают научить чему бы то ни было детишек, потом 10 лет скандально обманывают их надежды и, наконец, «под фанфары» «Последнего Звонка» выпроваживают обманутых несмышленышей во взрослую жизнь — коленом под зад.

Так чем вы там у себя занимаетесь в «живой школе», господа? На самом деле? И чем порадуете на своей ярмарке альтернативных педагогических услуг? За три-четыре-пять часов времени, на которых хватит заинтересованного внимания тех, кто поверит вашей рекламе? Попробуйте рассказать еще раз. Но с аргументами. Чтобы даже зануды и дураки вроде меня заинтересовались вашей суетой. До заявленного вами срока время еще есть. Дерзайте.
Tags: #альтернативное образование, #анскулинг, #домашнее обучение, #негосударственные школы, #семейная школа, #фестиваль педагогических иллюзий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments