nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА-7.

Оригинал взят у nikpolmir в ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА
Энергетическая модель феномена «интеллектуального непонимания»







Если собеседники (коммуниканты) произносят одно и то же слово, но, имеют различные сенсорные опыты, обозначаемые этим словом, а, следовательно, несут в себе разные образы (эйдетические модели) денотата, то полного адекватного взаимопонимания между ними не произойдёт. Тождество логосов в данном случае не опирается на тождество эйдосов.



Если собеседники (коммуниканты) произносят разные слова, но, имеют тождественные сенсорные опыты, обозначаемые этими словами, а, следовательно, несут в себе идентичные образы (эйдетические модели) денотата, то полного адекватного взаимопонимания между ними тоже не произойдёт. Тождество эйдосов в данном случае не опирается на тождество логосов.



Если один из собеседников не имеет собственного сенсорного опыта общения с денотатом (обозначаемым словом объектом), в его сознании отсутствует эйдос, адекватный звуковой или графической форме слова, воспринимаемой им в коммуникации. В этом случае, основываясь на случайных несущественных – совпадениях, резонансах, ассоциациях, созвучиях, аналогиях, похожестях – форма слова может соединиться с хранящимся в памяти, но, в сущности, неадекватным ей эйдосом. У слова возникает ошибочное значение, могущее стать причиной:

  • серьёзных деформаций сознания, связанных с локальными «искривлениями» картины мира или с возведением на основе такого ошибочного значения слова более абстрактных, отвлечённых от сенсорного опыта вербальных конструкций – понятий, категорий, опирающихся на словесный символ, несущий в себе несоответствующее смыслу образное содержание;

  • опасного или нежелательного завершения поведенческих программ в тех случаях, когда рациональные программы общения с объектом (прототипом значения слова) будут адресованы источнику неадекватного слову образа (если, например, к образу собаки будет «привязана» программа езды верхом на лошади, можно быть покусанным собакой).

Если в сознании собеседника – Понимающего Субъекта – отсутствует адекватный слову образ по причине ограниченности сенсорного опыта собеседника, этот недостаток можно компенсировать, спекулятивно сформировав иллюзорный априорный суррогат (аналог) эйдоса. Для этого используются слова, имеющие «синонимическую», аналоговую эйдетическую природу – способные намекать, указывать на имеющийся у собеседника реальный сенсорный опыт восприятия объектов, которые, так или иначе, теми или иными своими сторонами или качествами тождественны, похожи на неведомый Понимающему Субъекту объект. С их помощью в сознании Понимающего Субъекта из фрагментов следов реальных сенсорных восприятий строится воображаемый, гипотетический, априорный эйдос воображаемого объекта, на самом деле, никогда не воспринимавшегося органами чувств собеседника. Такой образ моделирует самые общие, самые типичные, самые доступные воображению признаки реставрируемого объекта. К примеру, человеку никогда не видавшему тропическую пустыню Сахару можно объяснить, что это такое, то есть, сформировать обобщённый образ тропической пустыни, опираясь на имеющееся у него образное представление о степи, поле или поляне средней полосы России или Украины.
 



 

Если предметом разговора двух собеседников является слово:

  • либо обозначающее сенсорный опыт общения с объектом, имеющийся у одного собеседника и отсутствующий у другого,

  • либо выражающее то или иное научное понятие или философскую категорию,

может возникнуть непонимание – не встреча энергий Говорящего и Понимающего в семантическом поле словесного знака. Непонимание наступает если:

  1. один из собеседников лишён непосредственного сенсорного опыта общения с материальным прототипом имени и, поэтому, в сознании Понимающего (вернее – Непонимающего) отсутствует «генеалогическое древо», связывающее, с одной стороны, названное словом значение словесного знака в виде его материального прототипа, а с другой – его реальный – адекватный прототипу или иллюзорный – неадекватный прототипу образный базис;

  2. оба собеседника лишены сенсорного опыта общения с объектом, обозначаемым словом, но сам объект существует (один чукча не сможет объяснить другому что такое «слон», если он его никогда сам не видел ни живьём, ни в изображении);

  3. ни у одного из собеседников опыта непосредственного сенсорного общения в принципе не существует и не может существовать из-за отсутствия, на самом деле, материального прототипа именуемого объекта. Как в случае с понятиями априорными или мистическими – целиком иллюзорными, выведенными спекулятивно – на основе синтеза (исключительно в воображении) фрагментов реальных сенсорных восприятий, а также целиком вымышленных образов типа: «атом», «валентность», «энергия», «квадратный корень», «Баба Яга», «Леший», «аура», «Бог»….


Tags: #герметичная педагогика, #главная тайна обучения, #суть дидактики, #эманации слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments