nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА-6.

Оригинал взят у nikpolmir в ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА
Динамическая модель восприятия слова - ПОНИМАНИЕ


 


  1. Две тенденции в жизни слова.

  2. Идея именуемого словом объекта.

  3. Слово, как граница понимаемого.

  4. Понимание – форма идеального инобытия объекта в субъекте.



 
  1. Две тенденции в жизни слова.

Существуют две тенденции в жизни «зрелого» слова:

  1. бесконечного варьирования его значения и

  2. предметной постоянной однозначности.

Чтобы слово было способно полноценно исполнять коммуникативную функцию необходимо осуществление второй тенденции. С точки же зрения реализации словом своего знакового потенциала в жизни отдельно взятого индивида необходимо осуществление первой тенденции.

Овладевая словом в онтогенезе, человек:

  1. сначала использует его, как случайный знак своих восприятий,

  2. затем, в процессе подражания авторитетным взрослым, усваивает его «смысловой потенциал» – общепринятые значения и пользуется словом так, что партнёры по общению однозначно понимают то, что он хочет сказать, произнося данное слово.

  3. Постепенно человек всё более наполняет слово индивидуальными значениями, используя его для выражения особых – сугубо своих оттенков восприятия именуемого словом объекта.

Переход от второй тенденции использования слова к первой мотивирован, в конечном итоге, интеллектуальным ростом языковой личности. С некоторых пор богатство её персонального психического опыта вступает в противоречие с ограниченностью имеющихся символических средств для его обозначения и выражения. И тогда сначала человек начинает наполнять общеизвестные слова непривычным и непонятным для прочих людей содержанием, а позже либо прибегает к использованию иноязычных слов для выражения своего уникального психического опыта, либо начинает конструировать – сочинять совершенно новые слова. Впоследствии ему придётся потрудиться, чтобы понятные ему одному слова стали привычными и понятными и для других людей. Для этого индивидуальные значения таких новых слов должны стать конвенциальными коллективными смыслами или, иначе, идеями. Это предполагает исключение не только индивидуальной, но вообще любой ИНАКОВОСТИ их ПОНИМАНИЯ и достижение полной АДЕКВАТНОСТИ ПОНИМАНИЯ И ПОНИМАЕМОГО.

 

  1. Идея именуемого словом объекта.

Идея – полная адекватность понимания и понимаемого. Её становление начинается в семеме и завершается в ноэме.

В слове присутствует фиксируемая им предметная сущность – единственная объективная и материальная основа всех его вариаций и судеб. Она же – главная предпосылка и конечное условие понимания слова. Отсутствие предметной сущности – материальной или идеальной – делает слово пустым звуком или бредом. Предметная сущность слова – это тот физический или психический феномен, именем которого является данное слово. Например, физический феномен скамейки, есть предметная сущность слова «скамейка». А психический феномен «дракон», не имеющий непосредственной предметной материальной воплощённости, являющийся «всего лишь» синтетическим образом воображения, соединяющим в иллюзорном сознании человека реально существующие органы различных животных, является, тем не менее, предметной сущностью слова «дракон».

 

  1. Слово, как граница понимаемого.

Являясь символом некоторой предметной сущности, слово, вместе с тем, косвенно, обозначает также и ту грань, где либо начинается «тело» ИНОЙ предметной сущности, либо – пространство, фон на котором данная сущность имеет быть и в котором заканчивается физическое или психическое «тело» именуемой предметной сущности. Это иное – «меон». Если предметная сущность есть СУЩЕЕ, то меон по отношению к этому сущему выступает как НЕ СУЩЕЕ. Меон утверждает факт оформления предмета, определяя его границы, пределы при помощи соотнесения его с ИНЫМ. Это момент существования ИНОГО в данной – именуемой – предметной сущности. Это момент их различия.

«СУЩЕЕ» + «НЕ СУЩЕЕ» = диалектически «ЕДИНОЕ».

«НОЭМА» - «МЕОН» = «ИСТИНА», «ИДЕЯ».

Ноэма – результат меонального оформления предметно-сущего. Это значение произнесённого и пережитого слова.

Понятие, именуемое в русском языке – «истина» в греческом языке обозначается словом, имеющем также значения: «незабываемое», «вечное»…, а в латинском языке словом со значениями: «доверие», «вера».

 

4. Понимание – форма идеального инобытия объекта в субъекте.

Ноэма возникает в результате понимания – интеллектуального освоения, овладения кем-то (субъектом) данным предметом (объектом). Понимание это такое явление, когда есть предмет – объект и есть «Некто» – субъект, отличный от предмета, обладающий психическими характеристиками, психической сущностью, в котором данный предмет присутствует в форме идеи – психического образа. Чтобы иметь образ чего-нибудь иного, нужно сознательно отделить себя от такого иного, противопоставить себя ему, ибо образ есть сознательная направленность на иное и сознательное же воздержание от иного, сопротивление ему, когда субъект, воспользовавшись материалом иного, пытается обойтись без прообраза этого иного, конструируя его психическую модель в своём сознании. «Сопротивление иному» есть попытка уйти от примитивной рефлекторной физиологической реакции на него. Это стремление объективного познания иного – как такового, самого по себе, безотносительно его витальному – примитивно биологическому значению для познающего.

«Надсенсорное» образное представление возникает у субъекта, в котором интеллигенция (познавательная сила) созрела до нахождения себя как иного и до понимания своей самостоятельности в отношении иного. Это «надсенсорное» – умное представление формируется на основе сенсорного образа, являющего общим и для физиологической реакции на воспринимаемый объект, и для более высокой – интеллектуальной реакции на него.

«Некто» познающий есть по отношению к познаваемому предмету меон – иное ему. Идея предмета это инобытие предмета в духовном пространстве такого «Некто» – мыслящего субъекта, являющегося иным предмету, в форме образов психического отражения. Такие идеальные образы тождественны предмету, но не едины, не сходны с ним. В подобном идеальном инобытии предмета идеально же присутствует его предметная сущность в виде образа использования этого предмета для удовлетворения какой-либо человеческой потребности, модели его функционирования.

В ноэме предметная сущность даётся не целиком, не сразу, не целостно, но частично, временно, изменчиво, несколько искажённо. Её представленность ограничена уровнем развития интеллекта мыслящего и познающего индивида.

Идея это сама вещь, данная в своём максимальном присутствии в инобытии. Имя вещи есть символически выраженная вещь. Слово вещи есть понятая вещь. «Имя» и «Слово» есть формы в разуме явлённой вещи.

Цель познания – конструирование цельной, незатронутой меоном первозданной сущности, конструирование инобытийного состояния сущности, когда в ней нет ничего, что было бы не ею, а иным, когда нет переноса себя в иное, нет самозабвения.


Tags: #герметичная педагогика, #главная тайна обучения, #суть дидактики, #эманации слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments