nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА-4.

Оригинал взят у nikpolmir в ГЕРМЕТИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА
Рождение слова. От Поведения - к Знаку.






Рождение слова.

Слово отражает не только сущность обозначаемого объекта, но и сущность внутреннего состояния обозначающего субъекта. То, что видит, что считает актуальным обозначающий, есть одно из проявлений сути обозначаемого, одна из её энергий, резонирующая с доминантой в структуре потребностей и ценностей субъекта.

А. Рождение «Имени»:

  • начинается с образования кратковременного сенсорного образа той или иной степени сложности, который задерживается в фокусе внимания Субъекта в силу его значимости - либо адекватности той или иной потребности, либо по причине присутствия в нём таких характеристик, которые «агрессивно» завоёвывают и удерживают внимание Субъекта своими «физическими» особенностями (сила раздражения, интенсивность, длительность воздействия…). Актуальность такого сенсорного образа выражается в его эмоциональной окраске.

  • Затем совершается торможение рефлекторных программ удовлетворения животных потребностей, вызываемых данным образом. Это возможно, если в настоящий момент все витальные потребности Субъекта удовлетворены. Тогда образ Объекта временно теряет своё привычное биологическое значение и в этот момент может стать источником удовлетворения новой потребности и, таким образом, приобрести новое – культурное значение.

  • В образовавшейся в процессе торможения паузе происходит редукция сенсорного образа – он теряет целый ряд своих первичных характеристик и становится более лаконичным, более отвлечённым от своего сенсорного прототипа. Ценой потери некоторых несущественных изначальных свойств образ более рельефно выпячивает свои существенные особенности. Такой абстрагированный, отвлечённый от сенсорного оригинала образ называется «эйдосом». Это уже символ, хотя и сформированный из «материи» ещё старого сенсорного субстрата, но уже более лаконичного и обладающего более экономной формой. Его удобно хранить в памяти, извлекать оттуда и «разворачивать», припоминая и дополняя, если нужно, утраченными деталями до тех пор, пока в сознании не будет полностью реставрирован изначальный сенсорный феномен. Эйдос можно модернизировать дальше, отсекая всё новые и новые свойства, несущественные с той или иной точки зрения. На этом «пути» символ превращается во всё более абстрактный знак, могущий стать элементом того или иного кода, в том числе и словесного.

  • Овладевший вниманием, окрашенный эмоционально, эйдос требует более сложного и совершенного (экономичного) символического обозначения – поименования. Имя – момент определённости, выбора и закрепления значения эйдоса адекватно ситуации, адекватно установке Автора имени. Наименование «убивает» потенциальную многозначность эйдоса, совершая и закрепляя словом выбор из множества возможностей его – эйдоса истолкования.

  • Диалектика Имени в том, что при его произнесении умирает эйдос, стоящий у его истоков. Имя убивает эйдос своим рождением, как дитя свою мать. Но у Имени есть и противная сторона. Если Имя произнесённое убивает эйдос, то Имя услышанное порождает целую галерею анонимных образов, вызывает из памяти тьму призраков, жаждущих оживления словом, воплощения в нём.

  • Поименование начинается с присвоения эйдосу той или иной звуковой формы – фонемы. С этих пор с фонемой, помимо упомянутого эмоционально окрашенного сенсорного образа и его усечённой формы – эйдоса, связывается определённое конкретное предметное значение – денотат.

Особенности подобных «связок» и составляющих их компонентов определяются характерным для данного субъекта – автора имени – стилем мышления и воображения. Но принципиальная структура схемы рождения слова неизменна.

 

Схема рождения и интеллектуальной эволюции «Имени».


В процессе употребления слова происходит уточнение его содержания и завершается трансформация сенсорного образа его денотата в эйдос. Обогащение опыта взаимодействия с объектом и углубление его познания позволяет проникнуть в новые слои функциональных признаков и свойств денотата и, таким образом, расширить семантическое поле слова. Это приводит к переносу внимания Автора поименования на иные – новые стороны и свойства именуемого объекта, что может отразиться:

 

  • либо в смене образного содержания словесного символа, при сохранении его звуковой формы:



  • либо в смене эмоциональной окраски (а значит и значения) сенсорного образа и самого слова, при сохранении структуры и содержания сенсорного образа и формы слова:



  • либо в смене имени вслед за трансформацией сенсорного образа денотата и переменой образного содержания восприятия:


Семантическое поле «Имени», таким образом, со временем, либо расширяется, включая новые значения, нередко весьма далёкие от первоначального, либо кардинально изменяет своё содержание. Сохраняющаяся изначальная звуковая форма «Имени» наполняется совершенно новым смыслом, либо при возникновении качественно нового сенсорного или логического опыта меняется фонематическая форма словесного символа.

 

 

Б. Трансформация «Имени» в «Слово». Семиотические (символические) \ знаковые функции слова.

Превращаясь в Слово, Имя преодолевает рамки индивидуальности автора, покидает пределы его произвола (если автор слова хочет быть понятым) и выражает с одной стороны:

  • предметную сущность объекта, предмета,

а с другой стороны –

  • совокупность разнообразных отношений, возникающих между субъектом и объектом, а также между субъектом и социумом, в котором он существует, по поводу данного объекта.

 

«Предметная сущность слова» = сложный сенсорный образ денотата (именуемого объекта) + образ опыта взаимодействия с ним (технологическая модель его использования) + образы представлений о совокупности возможных функций объекта (образы результатов его применения и эксплуатации).



Слово выражает «предметную относительную сущность объекта» – то, в какой мере и как глубоко субъект понял и в какой степени овладел объектом. Оно выражает то, чем сегодня объект является для субъекта и то, как он ему является. Но слово не может отразить перспективу эволюции отношений субъекта и объекта. В нём никогда не будет выражена «предметная абсолютная сущность объекта» – всё потенциальное, всё возможное богатство его проявлений и модификаций. Невозможно предвидеть, какой своей стороной повернётся объект к субъекту в будущем, какую свою внутреннюю скрытую характеристику обнаружит, чем некогда станет для субъекта, как будет им использован? Предметная сущность целиком (абсолютно) непознаваема. Она познаваема лишь относительно – относительно возможностей познающего субъекта (субъективных и объективных) и не может полностью быть проявлена в предмете (объекте), быть по своему объёму равной самому предмету. Иначе предмет перестал бы противостоять как иное не-предмету (субъекту). Предметная сущность одной своей – относительной – стороной участвует в слове, представлена в нём, а другой – оставшейся вне слова стороной – конституирует предмет как таковой, как объект, не зависимый от изменений его наименований, от человеческих мнений о нём. Эта неявлённая в слове – «меональная» – сторона предметной сущности остаётся свёрнутой в объекте, скрытой от человека в данный момент, на данном этапе его познания предмета.

 

«Меон» – «иное»:

  • символ наличия в предмете скрытых свойств, позволяющих в будущем использовать его в новых функциях. Намёк на возможность использования слова в дальнейшем для обозначения скрытых ныне проявлений предметной сущности.

  • Это также символ противной стороны, в данной системе координат, той стороне отношений, которая взята в качестве точки отсчёта.

Меон утверждает факт оформления предмета в человеческом восприятии, определяя его границы, пределы при помощи соотнесения с «Иным». В изображённом на картинке случае «Сосна» выступает по отношению к «Человеку», как «Иное» ему. В свою очередь, «Человек» по отношению к «Сосне» выступает, как «Иное» ей. Меон это момент «Иного» в «Сущем», момент различия «Сущего» и «Не-сущего», момент иррационального в рациональном.

«Идея» – отражение предметной относительной сущности объекта в сознании субъекта. Это понятие исключает любую инаковость понимания объекта. Оно символизирует полную адекватность понимания и понимаемого. Идея предмета это его инобытие, бытие в ином – есть предмет и есть некто, отличный от предмета, в ком предмет присутствует в идеальной форме. «Некто» – это меон предмета. А идея – это сложный психический образ, включающий и сенсорные модальности, и вербальную именную компоненту, и иконическую схему. Феномен идеи качественно отличен от феномена самого предмета. Они иноприродны, но и тождественны друг другу в силу присутствия, выраженности в идее предметной сущности.

«Семема» и «ноэма – ипостаси становления идеи предметной сущности. Это итоги её меонального оформления. «Семема» – это персональное значение звуковой стороны слова, произнесённого и пережитого, а «ноэма» – смысл слова – конвенциальное, распространённое в рамках данной культуры, опирающееся на авторитет общественного мнения и традиции его значение.

 

Совокупность разнообразных отношений, возникающих между субъектом и объектом, а также между субъектом и социумом, в котором он существует.

Слово символизирует:

  • отношение субъекта к воспринимаемому объекту;

  • отношения субъекта высказывания с собеседником;

  • воплощенное в ноэме отношение субъекта к социуму и проистекающие отсюда, априорно принятые на веру или напротив – отвергнутые, объективные характеристики явления, закреплённые в общественном мнении и опыте (смысл);

  • воплощенное в семеме отношение субъекта к самому себе и возникающие отсюда субъективные особенности восприятия объекта, в основе которых лежит структура персональных потребностей;

Если доверие к выраженному в слове социальному опыту по поводу воспринимаемого объекта подкрепляется, резонирует с опытом его индивидуального восприятия, то слово особенно прочно вписывается в лексикон личности и становится его активным элементом.

  • воплощённое в семеме отношение субъекта к собеседнику, партнёру по диалогу, проявляющееся в том, что слово используется для субъективистского тенденциозного (намеренно или непроизвольно) формирования преподносимой собеседнику информации с целью представить её в выгодном для источника информации свете или, чтобы навязать ему своё видение, своё понимание объекта.

Например: слово «сука» – его ноэма – животное женского рода, самка; его субъективная семема – конкретная женщина, по отношению к которой данное слово используется как ругательство.

 

Психические отражения разнообразных отношений субъекта с воспринимаемым объектом и с социальным опытом его восприятия и интерпретации могут быть отражены вербальными знаками разной степени общности, абстрактности – «именами», «словами», «понятиями», «категориями». Эти вербальные знаки отличаются друг от друга тем, что «имена» и «слова» отражают непосредственный сенсорный опыт людей, а «понятия» и «категории» – опосредованный, обобщённый. «Понятия» и «категории» это знаки знаков, выведенные спекулятивно, априорно. Именно этим объясняется феномен, когда в разных языках, а иногда и в одном языке одно и то же понятие может быть выражено разными словами, обладающими разными предметными сущностями – содержащими в основе непохожие друг на друга сенсорные и эйдетические подоплёки. Например: понятие «истина» в греческом языке выражается словами со значениями «незабываемое», «вечное», а в латинском языке – словами со значениями «вера», «доверие».

А возможно и такое, когда разные предметные сущности выражены одним словом. Например: слово «пирамида» обозначает разнообразные предметные сущности:
1) исторический памятник,
2) усыпальница, культовое место,
3) геометрическая фигура,
4) наглядное пособие по геометрии,
5) модель организации власти в государстве,
6) детская игрушка….
Возможно такое, только если все эти разные предметные сущности имеют хотя бы один общий заметный, выпуклый, очевидный формальный признак, свойство. В данном конкретном случае этим признаком является вертикальный вектор внутренней динамики фигуры, логика отношений формирующих её элементов, пропорции их соотношений в пространстве.


Tags: #герметичная педагогика, #главная тайна обучения, #суть дидактики, #эманации слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments