nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХИКЕ ЖИВОТНЫХ. ПРОЦЕССЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ.

НАШЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО. ПРОЦЕССЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ - 1.



Информационные процессы обладают следующей принципиально общей структурой:
1) порождение информации;
2) запечатление (воплощение) информации;
3) передача информации;
4) хранение информации;
5) трансформация информации (дополнение, искажение-деформация, извращение, дефрагментация: включение единицы информации в состав более крупного информационного образования, фрагментация информации: распад крупного информационного образования на составляющие его структурные удельные информационные единицы);
6) уничтожение информации.

Каждый из названных информационных процессов обладает собственной «внутренней» логикой и закономерностями динамики.

Дидактика (теория обучения) имеет дело, главным образом, с ипостасями ПЕРЕДАЧИ и ХРАНЕНИЯ информации.

Хотя, разумеется, в процессе «усвоения» информации (т.н. «знаний» - в классической репродуктивной педагогической парадигме, где высшая доблесть: «повтори за учителем слово в слово») происходит и ТРАНСФОРМАЦИЯ информации — и в сторону ПОРОЖДЕНИЯ новой, и в сторону ИСКАЖЕНИЯ старой. Однако, основная масса выделяемой в ходе учебной деятельности энергии детского мозга расходуется именно на «передачу» («усвоение», «восприятие») и «хранение», а, говоря языком информационной педагогической парадигмы — на вписывание информации в персональную Картину Мира ребенка.

Информационная педагогическая парадигма имеет дело не с классическими «знаниями-умениями-навыками». Таких категорий нет в ее лексическом аппарате. Все дидактические процессы и т.н. «обучения», и даже «воспитания» (приобретение навыков поведения в социуме) она рассматривает и трактует, как те или иные приключения с информацией, в ходе которых формируются Картина Мира (Банк Данных) и Мировоззрение (философия — методология оценки и интерпретации содержания Картины Мира). Эти приключения происходят частично стихийно, частично целенаправленно — повинуясь воле управляющих информационными процессами людей.

Виртуальный космос информации — особая реальность, обладающая объективными и субъективными характеристиками. Конечный источник ее порождения — мозг, а точнее Центральная Нервная Система конкретного человека. Ибо прежде чем любое событие внешней по отношению к человеку реальности трансформируется в «информацию», оно как-то должно быть отражено в человеческой психике и, тем самым, изменить объективное качество и природу собственного феномена на субъективное. И в этом смысле слова любая информация — феномен сугубо субъективный.

Однако бывают случаи неспецифического расширительного использования понятия «информация» - за пределами мира человеческой ментальности. Например, когда именуют «информацией» объективные воздействия Сил Природы на человека и его среду обитания. В этом смысле и энергия Солнца, и Океана, и космические излучения, и всяческие стихийные природные процессы, влияющие на людей, нередко именуют «информацией», которая, воздействуя на нас объективно, может субъективно оставаться вне пределов нашего восприятия и быть т.о. не отраженной в нашей психике.

Мир человеческой культуры это и мир информации. Хотя по своему объему понятие «информация» всецело поглощается более широким по смыслу и содержанию понятием «культура». Нет ничего такого в нашей культуре, что приобретая собственную объектность — воплощаясь в материи артефакта, миновало бы стадию собственного информационного воплощения. Любой элемент культуры, обладающий собственной «плотью», некогда был «информацией» и качестве таковой имел сенсорное, эйдетическое или логическое воплощение.

И лишь понятие «природа» не имеет никаких точек пересечения с понятием «информация» (не путать с информацией о природе). Поскольку любой природный феномен изначально — до момента своего отражения человеческой психикой — имеет лишь то общее с феноменами «культуры» и «информации», что ткань человеческой психики — субстанции, порождающей и «культуру», и «информацию», относится к тотальному «веществу» природы, как одно из конкретных проявлений ее материи.

В классической репродуктивной педагогической парадигме присутствуют лишь высшие — рациональные информационные феномены и процессы. Такая ограниченность лишает ее правильного понимания психики ребенка. Поскольку все без исключения разумные феномены уходят своими корнями в бессознательную часть души, где царят и бродят стихийные импульсы человеческого поведения, которые, невзирая на попытки разумного истолкования, так и остаются для исследователей «вещами в себе».

В информационной парадигме восстанавливается живая логика и естественная цельность движения информации с момента ее порождения и вплоть до последующих трансформаций, когда, в пределе, информационный феномен исчезает напрочь, опровергаясь новой сенсорикой или растворяясь без остатка в телах новых информационных феноменов. Вот почему, исследуя закономерности процесса обучения или, иными словами, передачи, усвоения и хранения информации, мы начинаем наше умственное путешествие с иррациональных глубин человеческого естества в недрах которых клубятся и насыщаются «облака», превращающиеся впоследствии в различные информационные события и феномены.

1. ПРОЦЕССЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ

(Транскрипция книги Лоренца К. «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания»)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНОМА.

Человек рождается уже «заряженный» некоторой информацией, содержащейся в его геноме. Это самая необходимая для выживания его плоти — витальная информация, позволяющая правильно реагировать и адаптироваться к капризам внешней среды обитания, несущей в себе массу угроз.

Геном, несущий в себе программы адаптации к условиям естественной среды обитания, формирует эти программы по принципу «проб и ошибок»: путем многих повторений и отбора-уничтожения ошибочных вариантов ответа вместе с их носителями. Сам по себе он не смог бы поддерживать живые системы в состоянии непрерывной приспособленности, обеспечивающем их выживание. Когнитивный механизм генома рассчитан на стабильность и малую изменчивость среды обитания биологического вида в занимаемой экологической нише (в геобиоценозе). Он не в состоянии приспособиться к быстрым изменениям окружающей среды, так как ничего не может "узнать" об успехе какого-либо из своих экспериментов, прежде чем не пройдет свой жизненный путь по меньшей мере одно поколение представителей данного животного вида. Поэтому геном может вырабатывать приспособления лишь к таким условиям окружающей среды, которые сохраняются постоянно в течение длительных периодов времени.

Между простейшей и первичной формой приобретения знания — геномом, и высшими — культурными — формами человеческого познания, располагается слой когнитивных функций, сообщающих знание о состоянии среды в данный момент и составляющих тем самым основу для всех более высоких видов опыта и обучения. Они принимают и оценивают информацию, но не накапливают ее. Это так называемый «регулирующий контур» или «гомеостаз» - цикл поведенческих реакций с отрицательной обратной связью. Когда организм восстанавливает свое внутреннее равновесие после некоторой помехи или сохраняет его вопреки внешним воздействиям, угрожающим этому равновесию, это значит, что он получил и целесообразно оценил информацию о характере и степени соответствующего изменения окружающей его среды. Если, например, животное, находящееся в бедной кислородом среде, учащает свое дыхание или при избытке пищи временно приостанавливает еду, и т. п., это значит, что живая система информирована не только о своей собственной потребности в некоторых веществах, но также о "рыночной конъюнктуре", существующей в данный момент в окружающей среде для этих веществ.

Регулирующий контур действует неограниченно долго без всякого изменения функции. Если отвлечься от явлений износа и старения, его запрограммированная геномом структура в течение длительного времени остается неизменной.

СТИМУЛИРУЕМОСТЬ. КИНЕЗИС.

Организм получает, оценивает мгновенную информацию и отвечает на стимулы. Так внешнее воздействие ("стимул") вызывает ответ со стороны организма — кинезис (движение). Это простейшее поведение, ведущее к длительному пребыванию в возможно более благоприятных условиях:
либо в виде — перемены места, когда он уклоняется от встречи с опасностью; когда
либо — изменения состояния, когда, например, организм, сокращая свою поверхность, выставляет против вредных воздействий внешнего мира как можно меньшую поверхность (реакция избегания, характерная для одноклеточных, кишечнополостных и других беспозвоночных);
либо — секреции (выделения некоторых веществ).

Механизмы управления, построенные на обратной связи, позволяют простейшим организмам целесообразно использовать для сохранения вида способность к передвижению, отыскивая места, где более вероятно приобретение энергии и менее вероятна ее потеря. Они движутся в случайном направлении, ускоряют движение как только окружающие условия становятся неблагоприятными и замедляют, когда они благоприятны.

С помощью одного и того же механизма движения в пространстве амеба и "боязливо" бежит от вредного воздействия, и стремится к благоприятному воздействию, и "жадно" обтекает предмет, от которого исходит позитивный стимул, и поглощает его. Большое разнообразие поведения и ориентация во всех трех направлениях, достигаемая столь простым способом, придают амебе вид "разумного" существа. Хотя эти свойства происходят от особенностей протоплазмы и присущи амебе, как живому организму, состоящему из одной протоплазмы.

Попадая в благоприятные условия, многие организмы (ракообразные) двигаются зигзагообразно увеличивая угол между случайно распределенными направлениями движения, чтобы выгоднее использовать пригодное для эксплуатации пространство. Так же ведут себя пасущиеся жвачные или люди, ищущие грибы.

Кинезис — простой механизм. Здесь достаточен единственный рецептор, количественным образом действующий на единственный способ движения. Так организм узнает о внешнем мире, что: "здесь лучше" или "здесь не так хорошо". Следствия этого "знания" - выводы: "здесь мы еще побудем" или "отсюда надо поскорее уйти". При этом организм ничего не узнаёт о направлении перепада, в котором внешняя среда становится лучше или хуже.

ФОБИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ.

Если организм встречается с изменением, означающим улучшение жизненных условий, то негативная реакция отсутствует.
Реакция обращения включается, когда перемена места приводит к ухудшению условий среды. Так организм узнает направление, в котором находится стимул, подлежащий избеганию.
При переходе из благоприятной области в неблагоприятную, возникает реакция избегания.

Величина угла поворота животного от неблагоприятного направления не зависит от направления воспринятого стимула.

Например, туфелька при своей реакции поворота ведет себя следующим образом. Сначала реснички на всей ее поверхности начинают работать в обратном направлении, так что она проплывает некоторое расстояние назад по тому же пути, по которому двигалась вначале. Затем реснички на одной стороне тела, а также в окрестности рта, подгоняющие ко рту пищу, начинают снова работать "вперед". Вследствие этого туфелька сначала не движется ни вперед, ни назад, а описывает передним концом окружность, причем продольная ось ее тела движется по боковой поверхности конуса. После некоторого времени, зависящего от силы стимула, но не от его направления, реснички начинают работать, как вначале, и туфелька плывет в направлении, которое занимала в этот момент ее продольная ось. Может случиться, что при возобновлении движения вперед ее тело повернулось по конической поверхности как раз на 360 градусов; тогда она опять плывет навстречу возрастающему стимулу. Может случиться и так, что новое направление оказывается еще менее благоприятным, чем прежнее, и ведет к еще более крутому нарастанию пугающего стимула. В обоих случаях животное повторяет свою реакцию.

Это — фобическая реакция: слепое тыкание в разные стороны безотносительно направления воздействия негативного стимула. По объему доставляемой информации она значительно превосходит кинезис. Животное узнаёт, что некоторое место неблагоприятно и в каком направлении условия еще менее благоприятны, хотя и не получает сведений в каком направлении нежелательные условия хуже всего и в каком направлении надо искать благоприятные условия.

Фобическая реакция: дает информацию только о направлении, в котором организм не должен двигаться, вызывает качественно иную реакцию обращения: животное может в течение длительного времени избегать неблагоприятной среды и оставаться в благоприятной, а не только сокращать свое пребывание в первой и удлинять во второй (как кинезис), оказывает количественное воздействие на движение (как кинезис).

ТОПИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. ТАКСИС.

Топические реакции (таксисы) — ориентация более высокого уровня:
- по количеству получаемой текущей информации,
- по сложности участвующих процессов.
Тропо-таксис: организм вращается до тех пор, пока между двумя симметрично расположенными рецепторами устанавливается равновесие стимулов.

Плоский червь, реагирующий "положительным тропо-таксисом" на течения, приносящие ему запах пищи, вращается до тех пор, пока поток воды с обеих сторон его головного конца достигает равной силы, а затем ползет против течения. Если искусственно устроить такую ситуацию, симметрично направив на голову червя два водяных потока из раздвоенной трубки, то червь проползает между ними по результирующему направлению.

Тропизмы (от греч. τροπος - поворот, направление) — реакция ориентирования клетки, т.е. направление роста или движения клеток относительно раздражителя (химического, светового и др.). В основе тропизма — свойство цитоплазмы клетки — раздражимость: ответная реакция на различные факторы внешней среды.

Термин «тропизм» в основном применяют при описании автоматизмов поведения растений. Для характеристики простейших автоматизмов, включенных в сложное поведение животных, исследователи употребляют понятие «таксисы».

Общее всех пространственных реакций (от простейших до сложных): животное без проб и ошибок выбирает пространственное направление, благоприятное для сохранения вида — величина угла, на который поворачивается животное, зависит от угла между воспринятым стимулом и продольной осью животного.

В то время как фобическая реакция дает организму информацию только о направлении, в котором он не должен двигаться, ничего не говоря ему о бесчисленных других направлениях пространства, которые он мог бы избрать, топическая реакция непосредственно информирует животное: какое из всех возможных направлений наиболее благоприятно.

Таксис многократно превосходит и фобическую реакцию, и кинезис по количеству информации.

ВРОЖДЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА

Физиологический механизм, запускающий процесс приобретения информации в процессе движения, состоит из аппарата приема стимулов, говорящих: в какой момент и при каких обстоятельствах соответствующая форма поведения имеет шанс достичь цели.

У животного с центральной нервной системой аппарат, принимающий стимулы — рецептор, связан в одну систему с эффектором, осуществляющим целесообразный моторный ответ, посредством нервного пути, именуемого рефлекторной дугой.

Каждому моторному ответу предшествует работа механизма, фильтрующего стимулы, т. е. позволяющего действовать лишь тем из них, которые достоверно характеризуют внешнюю ситуацию, где запускаемый способ движения целесообразен. Этот рецепторный аппарат можно сравнить с замком, который отпирается определенным ключом (отсюда — «ключевой стимул»). Физиологический аппарат, фильтрующий стимулы — врожденный механизм запуска (ВМЗ).

У одноклеточных и низших многоклеточных с их небогатым запасом форм движения:
- поиск добычи и полового партнера,
- избегание опасных ситуаций,
к избирательности ВМЗ предъявляются не слишком высокие требования.

У высших животных с развитой центральной нервной системой и с богатым запасом форм поведения к избирательности ВМЗ предъявляются более высокие требования, особенно, когда различные комбинации стимулов, воспринимаемые одним и тем же органом, должны вызывать разные ответы.

Врожденная информация ВМЗ закодирована столь просто, как это только возможно, чтобы в биологически неадекватных ситуациях его действие было маловероятным.
Пример: клещ кусает все, что имеет температуру в 37° С и пахнет масляной кислотой. Насколько проста эта характеристика естественного хозяина клеща, млекопитающего, настолько же невероятно, чтобы эту реакцию мог вызвать какой-нибудь другой встречающийся в лесу предмет.
Tags: #инстинктивное поведение, #инстинктивные основы разумного поведени, #инстинкты и разум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments