nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

22. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ -15. СУТЬ И СМЫСЛ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ — 3.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ -3.





УЧЁБА ПАМЯТИ



Научиться — это, познав нечто новое, запомнить осмысленное. Чтобы научиться, необходимо многократно повторить запоминаемую информацию. Это значит несколько раз кряду нужно вообразить себе новую информацию или, иными словами, создать ее виртуальную модель, содержащую картинный сенсорный образ, знакомый органам чувств, а затем описать и выразить его словами, понятными другим людям. Повторение запоминаемой информации формирует и укрепляет связи нервных клеток мозга — нейронов — физиологическую основу (субстрат) памяти. Череда таких запоминающих повторений, мобилизующих разные сенсорные структуры ЦНС, складывается в специальные репродуктивные учебные ритуалы.

Запоминание — результат специальных интеллектуальных усилий по анализу информации, когда ее элементы, полученные в ходе непосредственного сенсорного восприятия, перегруппируются в умственном образе познаваемого феномена по законам причинно-следственных логических связей. Без такой организационной перестройки сенсорно воспринятая информация не сможет быть вписана в персональную Картину Мира познающего человекообразного существа. Запоминание — универсальная педагогическая технология, сопровождающая человека всю его жизнь. Однако, без постоянной тренировки способности ума к запоминанию ослабевают и стираются.

Сперва ребенок запоминает и воспроизводит сам себя (учится у себя), экспериментируя, моделирует и запоминает — закрепляет ритуалами повторения оптимальные формы и последовательности исполняемых движений, звуков, процессов...

Чуть позже — после года с момента появления на свет, он открывается восприятию внешних источников информации. И тогда он начинает воспроизводить — имитировать, копировать источники внешних звуков, движений, поступков...

Само по себе «запоминание» это виртуальный теоретический конструкт. «Запоминание» вообще или «память» - это мифологема, категория психологической философии — абстрактное понятие, обобщающее сенсорный опыт, выраженный «именами» конкретных сенсорных моделей образного запечатления. В чистом виде «запоминания» в природе не существует. Там всегда живут конкретные сенсорные модели памяти: визуальной, кинестетической, аудиальной... Их формированию посвящены специальные наследственные программы поведения, обслуживающие комплексную программу запечатления речи.

1. Запечатление речи в общей сложности работает несколько лет, начинаясь в еще бессознательном возрасте с программы пассивного слушания речи без попыток ее воспроизведения. Здесь запечатлевающий мозг находится на первом этапе анализа структуры и назначения речи. Эта программа в двуязычных семьях идентифицирует два параллельных языка, разделяет их и запечатлевает оба.

2. Программа материнского говорения с ребёнком, неосознанно помогает усваивать речь, способствуя пассивному наполнению словаря ребенка, насыщая его акустическими формами слов и синтаксическими формами речи.

3. До года работает программа имитации звуков родного языка и никогда не слыханных — общечеловеческих: слогов «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да», которые сначала порождаются спонтанно, и лишь потом привязываются к людям, которые на них реагируют. (На «баба» у русских, например, радостно реагирует бабушка, а у таджиков — дедушка — «бабай»). К речи как чисто человеческому явлению эти сигналы не имеют отношения: у многих животных есть врождённые сигналы призыва родителей. В этом возрасте ребенок отказывается их произносить по просьбе родителей.

4. После 1 года ребенок начинает «понимать» кое-что из того, что ему говорят, и исполнять некоторые команды.

5. Чуть раньше года включается программа заполнения словаря: ребёнок показывает на предметы глазами и рукой и требует, чтобы их называли. Как и все инстинктивные программы, она упорна и упряма: малыш снова и снова заставляет нас называть одни и те же предметы. Так заполняются структуры мозга, составляющие словарь. С этого момента в мозгу ребенка «включается» обратная связь: вы называете предмет, а он его показывает. В этой игре приходится, чтобы различать сходные предметы, снабжать их прилагательными — большой, маленький, синий, красный и т.п., и эти слова быстро усваиваются. В это время огромны возможности запечатления и распознавания образов.

6. До полутора-двухлетнего возраста ребёнок время от времени воспроизводит отдельные слова, но систематически разговаривать не желает. Затем включается разговорная программа: слова и фразы вылетают из него почти непрерывным потоком, как к месту и осмысленно, так и спонтанно и без смысла.
Иногда зная, как называется предмет, ребёнок упорно называет его по-своему: либо на тарабарском языке, либо применяя другое слово. Так проявляется еще дочеловеческая программа договорного языка. Согласно ей одна птица может обозначить другую или какой-нибудь важный объект своим знаком, зачастую звукоподражательным, а другие птицы могут ее знак принять или отвергнуть. Так рождается возможность и право каждого придумать новое слово.

7. Затем формируется «консервативная (ритуальная) логика», запрещающая самим устанавливать причинно-следственные связи, менять местами причину и следствие. Она учит безусловному восприятию и беспрекословному запечатлению формальной логики Старшего. Чтобы следом приступить к формированию —

8... самостоятельного логического мышления, которое начинается с опыта спрашивания Авторитетного Взрослого: «Почему? » и «Зачем?» и продолжается разворотом вектора вопроса внутрь самого себя.

К пяти годам ребенок начинает свободно мыслить на любые отвлеченные темы и способен изучать любые премудрости.
Tags: #дидактика, #инстинктивное поведение, #обучение, #обучение речи, #речепорождение, #учебные инстинкты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments