nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ?

Марина Розен убеждает, что можно: http://www.direktoria.org/family/pub/6781/

У коллеги Павла Шиварева, который не меньше моего “в теме”, ее интервью “вызвало массу положительных эмоций”. Но какие это эмоции? Его собственные? Или спровоцированные обаянием Марины Розен?

Ознакомиться с оригиналом интервью я не сподобился – не судьба. В моем распоряжении оказалась лишь презентация вебинара М.Розен, породившая у меня некоторые впечатления и мысли. Тем более, что не так давно в группе “Как учить детей?” мы, в первом приближении, уже ознакомились с проблемой детских эмоций:
1) Психологический ликбез для родителей. Эмоции: https://www.facebook.com/groups/1636293443327042/permalink/1673156086307444/
2) Психологический ликбез для родителей. Потребности: https://www.facebook.com/groups/1636293443327042/permalink/1672328756390177/
3) Уроки Эволюции. Урок 8. Инстинкты и Эмоции: https://www.facebook.com/groups/1636293443327042/search/?query=%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8
А значит мы помним, что эмоция это знак неудовлетворенной потребности. За комплексом эмоций прячется целый букет потребностей. Среди которых есть и врожденные, и приобретенные, и инструментальные, и ориентировочные, и еще целый вагон и маленькая тележка разнообразных потребностей и обслуживающих их эмоций.

Чтобы управлять своими эмоциями нужно, во-первых, научиться разумно к ним относиться: рефлексировать, понимать, толковать, анализировать. А, во-вторых, уметь активно пользоваться психическим “инструментом” воли, позволяющей тормозить противоречивые конкурирующие внутренние импульсы души, чтобы избрать среди них единственный – актуальный и адекватный конкретной ситуации, в которой очутился человек. Такие подвиги не всякому взрослому по плечу. А уж ребенку-дошкольнику?!

После ознакомления с содержанием вебинара мне показалось, что его автор поторопился отрапортовать о победах над эмоциями своих детей. Я шибко сомневаюсь: эмоции ли там побеждены? Или что-то другое? Одно безусловно: дети находятся под контролем опытной и умелой мамочки, которую не испортило даже ее психологическое образование. Что бывает не часто.

А еще меня насторожило обилие титулов, убеждающих в профессиональной компетенции М.Розен. Хотя кто бы сомневался? И все же: тут тебе и “кандидат психологических наук”, и “доцент Украины”, и специалист “детской и семейной психологии” с “более чем 20-летним стажем работы”. Интересно, как прикажете понимать это “более”? Ведь и 60 лет это “более”, и 20 лет + 1 день это тоже “более”. Так про какое “более” идет речь? А, главное, зачем здесь об этом? При чем тут заявленная в названии вебинара тайна управления детскими эмоциями? Если чтобы подчеркнуть, что все эти годы автор в поте лица копался в детских эмоциях, то напрасно. Потому что выводы о его компетентности ненавязчиво следуют из самого содержания вебинара. И если оно не выдерживает критики, никакие ссылки на стаж не помогут. Ведь мы с Вами не в отделе кадров и не в бухгалтерии казенного заведения, где отдельно доплачивают за терпение и усидчивость, невзирая на результаты деловых упражнений.

Не впечатляет и сообщение, что все эти годы автор провел в “системе образования ”. Причастность греху казенного просвещения не очищает профессиональную карму, и не сообщает ей святости и непогрешимости.

Когда же, после эдакой “ковровой бомбардировки” признаками профессиональной компетенции, Марина Розен сообщает о себе, что ко всему этому, вдобавок, она – и “эриксоновский гипнотизер” и “НЛП-практик”, и “НЛП-мастер”; и “НЛП- тренер”, мой слабый мозг окончательно расстраивается и сдается на милость победителя. Потому что ему невдомек как, к примеру, можно быть “практиком” и не быть “мастером”? Или как можно, будучи “мастером”, не быть “тренером”? Ведь это же не футбол и не бокс, где не всякий мастер спорта может сотворить себе подобных. Это – психология, где нельзя “знать” автономно от “уметь”. Это та самая психология, где вполне достаточно заявить о себе просто и незатейливо: “психолог М.Розен”. И все! И без приставок про узкую компетенцию, порождающую недоверие к способности “узкого специалиста” разобраться в неповторимом универсуме конкретной детской судьбы – с оригинальным рисунком характера, с полихромной палитрой эмоций, с небывалой архитектурой интеллекта, в которых однобоко специализированный ум обречен заблудиться и раствориться в джунглях собственный иллюзий.

И лишь после признания очаровательной М.Розен, что ко всему вдобавок она еще и “бизнес-тренер”, я начинаю догадываться о потаенной сути ее рекламной интенции. Все “бизнес-тренеры”, которых я когда-то хорошо знал (а их было немало), так или иначе оказались редкими прохвостами. Ничего делать практически из того, о чем они рассуждали в аудитории, на самом деле они не умели. Зато говорили убедительно и с умным видом. Настолько убедительно, что простодушные “буратины” охотно отдавали им свои денежки. Ни разу не убедившись, а способны ли сами говоруны “руками” сделать все то, что они строили своими гибкими язычками?

Я отнюдь не хочу сказать, что почтенный эксперт по части управления детскими эмоциями тоже прохвост, как те бизнес-тренеры, которых я сам имел счастье знать. Но бессознательно – помимо воли – в глубинах моего сумрачного “Я” почему-то шевелится ощущение связи сущности “бизнес-тренера” с дальнейшей саморекламой М.Розен: про “публикации в онлайн журналах”, про “хороший
психолог”, про наличие “официального разрешения на домашнее обучение от TUSLA, Дублин”. И из потаенных глубин моей скандально недоверчивой и неблагодарной персоны просится на волю каверзный вопросец: мадам, а неофициальное разрешение у Вас тоже имеется? Но таинственные буквы “TUSLA” родом из сказочной столицы Ирландии купируют мою неуместную иронию. И отправляют следом за больной памятью в “совковое” прошлое – туда, где у “дорогого Леонида Ильича Брежнева” ни на груди, ни на животе места пустого от наград не оставалось. И это тогда, когда страна под его "мудрым" руководством камнем шла ко дну. Под малиновый перезвон его орденов и медалек.

Так кто она – загадочная Марина Розен: психолог или бизнес-тренер? В первую очередь? Наверное все-таки бизнес-тренер. Потому что настоящий психолог вряд ли написал бы о себе, что он “хороший психолог”. Это так же бесспорно, как то, что “бизнес-тренер” ни за что не признался бы в том, что он “плохой психолог”.

И подумалось мне: а зачем весь этот иконостас предваряет публикацию? Почему было не похвалиться всеми этими нимбами академической святости и профессионального целомудрия в конце публикуемого материала? Ну, чтобы окончательно добить ослепленных блеском интеллекта и глубиной авторской мысли читателей – напоследок: дескать, я тут Вам не хухры-мухры с немощенной улицы провинциального Задрищенска или Ханжонково, а персона, запротоколированная в столичных кругах Европы – в Киеве и в Дублине (!). Но тогда, наверное, Марина Розен была бы просто психологом. И не была бы “бизнес-тренером”. «Noblesse oblige», знаете ли (положение обязывает)?!

Вызывает умиление лаконизм “структуры личности” ребенка в исполнении М.Розен: целых 3 компонента! И даже досадная грамматическая ошибка, когда в слове “трехкомпАнентная” вместо буквы “О” употреблена “А”, не так восторгает (ведь автор психолог, а не филолог), как изящество и простота конструкции воображаемой детской души:

“ТрехкомпАнентная структура личности:
1) Я1 – хочу+мое
2) Я2 – интересно почему?
3) Я3 – надо”

На фоне беспрецедентной ажурности мысли эриксоновского энелписта и играющего тренера мне стало стыдно собственного топорного, громоздкого и бездарного проекта структуры личности ребенка:
АНТРОПОМОРФНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ «УЧЕНИК»: ОБЩИЕ КОНТУРЫ МОДЕЛИ: https://www.facebook.com/groups/1636293443327042/permalink/1655949141361472/
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ РЕБЕНКА: https://www.facebook.com/groups/1636293443327042/search/?query=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Настолько стыдно, что решил я после всех бесплодных лет в педагогике записаться в эриксоновские энелписты. И непременно в “бизнес-тренеры”. Какое-никакое, а подспорье моей учительской пенсии.

Исследование презентации вебинара привело меня к следующим выводам:

1) Конечно же никакого “управления эмоциями” дошкольниками в подлинном и прямом смысле этих слов нет и не может быть. Этого объективно не позволяют ни нейрофизиология ребенка, ни крайне ограниченный в таком возрасте опыт разумной деятельности, ни воля, находящаяся в эмбриональном состоянии. Мы имеем дело с некорректным использованием психологической терминологии. И пусть это останется на совести “кандидата психологических наук”. В “науке” незалежной Украины и не такие чудеса встречаются. Жили. Знаем. А то, что М.Розен выдает за детские манипуляции с эмоциями, на самом деле ни что иное, как попытки сформировать опыт рефлексии (самонаблюдения) у детишек. От которого до подлинного “управления эмоциями”, “як до КиІва рачки”.

2) Однако более или менее успешная попытка (не наблюдая непосредственно поведение детишек, с которыми работала М.Розен, судить о ее успехе трудно) выработать привычку рефлексии у малышей несомненно имеет место быть. А от нее в дальнейшем можно будет переходить и к подлинному волевому самоуправлению, которому под силу окажутся и, в том числе, стихии эмоций.

3) Я не нашел в тексте вебинара ни одного намека на объективные критерии, позволяющие судить о наличии в поведении детей каких-либо признаков внутреннего (автономного) самостоятельного (без помощи взрослых) “управления эмоциями”. Что тоже не сообщает “научности” описываемому эксперименту. Приведенные же М.Розен поверхностные очерки детского поведения, представленные в качестве примеров “управления эмоциями” похоже что не более, чем, хочется верить, удачные результаты переключения детского внимания (под управлением взрослого) с одних потребностей, вызвавших ощущения неудовлетворенности и недовольства на иные потребности, сопровождаемые позитивным эмоциональным фоном.

4) Окончательный вердикт качеству упомянутой технологии работы с психикой дошколят вынесут те, кто рискнет повторить опыт М.Розен на своих детях. Что касается меня самого, то я не каскадер.
Tags: #педагогика дошкольного возраста, #управление эмоциями, #эмоции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments