nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 18. РАННИЕ СТИХИЙНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Урок 18. РАННИЕ СТИХИЙНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.



КЛУБЫ.

Клуб — форма еще животного группового поведения: особи одного ранга уединяются в особом месте; проводят свободное время: отдыхают, играют, общаются, ухаживают (вычёсывают) друг за другом, чинно сидят в покое и неподвижности. Клубы охватывают только один слой социальной структуры животных одного вида: либо неполовозрелых самцов, либо холостых самцов, либо клубы доминирующих самцов.

Биологическое значение клубов:
1) релаксация в безопасном месте под коллективным присмотром и на виду у всех (подтверждение социального статуса) — отдых от напряженных и пcихотравмирующих отношений доминирования-подчинения;
2) возможность реализации потребности в игровом поведении.
У одних животных видов клубы открыты для всех особей данного слоя, у других есть и закрытые, где все «свои», все знают друг друга, а прием новичка оформляется специальной церемонией. Членам клуба нечего делить (здесь не живут, не питаются) и не из-за чего ссориться (кроме места в клубе). Естественный отбор закрепил клубную форму инстинктивных ограничений на проявление агрессивности и демонстрацию ранга.

У одиночных видов животных функцию «клуба» исполняют традиционные места ритуальных сборищ на турниры.

Гены клубного поведения проявляются в цивилизованной повседневности современного человека:
клубно ведут себя пожилые мужчины, отдыхающие, играющие или читающие в укромных углах парков, дворов, пустырей, банные, пивные, спортивные, охотничье-рыболовецкие... клубные тусовки и т.п., детские сборища между гаражами, на чердаке, в полуразрушенном сарае или в кустах, сборища группировок подростков, где нет постоянной разумной цели, нет иерархии, нет лидеров — только круг «своих» и место сбора — на улице, в разного рода укрытиях и на квартирах.

Клубы легко сопровождаются и сочетаются с музыкой и пошумелками. В маленьких клубах, где все друг друга знают, нет нужды во внешних признаках принадлежности. Если же клуб большой, аморфный, нужны внешние признаки принадлежности — в одежде, прическе ... («хулиганы», «стиляги», «панки», «пиплы»...).

«БАНДЫ»

Когда в группе животных родится детеныш, он сразу встраивается в нее на заранее отведенное место. Он растет, развивается и ведет себя согласно заложенным программам, а члены сообщества адекватно реагируют на него по своим врожденным программам. Программы взаимно притерты естественным отбором на весь период детства.

С половым созреванием завершается работа взаимных программ детского периода. Родители при проявлении фамильярности «показывают зубы», демонстрируя возможность агрессии. Достается и от других взрослых. Молодым животным предстоит встраиваться в систему взрослых отношений, в которой для начала им отведен самый низкий ранг. На этот случай есть две программы.

1. «Расселение»: молодые животные уходят искать новые территории, объединяясь в группы с жёсткой иерархией доминирования и подчинения (банды). Сплоченность стимулирует проявление храбрости и агрессивности, т.к. вместе не страшно. Банды занимают пустующие территории или отбивают уже занятые силой. Их члены легко возбудимы и агрессивны: вспышки гнева сопровождаются вандализмом и разумно немотивированным насилием. Любое животное при встрече с бандой испытывает тревогу.

В современном обществе подростку расселяться рано и некуда. Когда наступает время программы расселения, они стараются меньше бывать дома, дерзят родителям. На улице подростки образовывают банды в игровой форме. Действия «банды» зависят от лидера. Игровая «банда» легко трансформируется в криминальную, если лидер обладает преступными наклонностями.

Помочь подросткам проходить возраст банд в игровой форме, не давая проявляться жестокости, вандализму призваны организации бойскаутов и пионеров.

2. Программа «встроиться в общество взрослых животных», когда молодые животные формируют свои автономные агрегации, живущие во вполне взрослым правилам и, чтобы обратить на себя внимание, заработать авторитет, стать узнаваемым они демонстрируют «вызывающее», «выделяющееся» авантюрное поведение.

«КУМИРЫ».

«Кумиры» — обладатели престижной вещи или источники нового действия, повышающих престиж и социальный ранг. Кумир остается кумиром, пока все не обзаведутся такой же вещью или не освоят новое действие.

В традиционном обществе поведение молодёжи ритуализировалось и регламентировалось. В нужном возрасте подростки удалялись в молодежные дома, оттуда по мере надобности возвращались, проходили инициацию и принимались в общество взрослых. В этом обществе песни и пляски были строго ритуализированы, поток новаций перекрыт. Песни и пляски возрастных групп были разные: одни — у молодых воинов, другие — у старших, свои — у девушек, свои — у матрон и свои — у детей. Дети и подростки пели песни и плясали те же пляски, что и их отцы и деды когда-то. Дедов не раздражали пляски детей, они сами могли войти в их круг и сплясать с ними.

Традиции, ритуалы канализировали поведение людей, снимали конфликт поколений.
Tags: #естественные основы поведения, #инстинкты, #наследственность, #разум, @воспитание детей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments