nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 17. ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ: ШУМ, МУЗЫКА, ТАНЦЫ...

Урок 17. ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ: ШУМ, МУЗЫКА, ТАНЦЫ...



Существуют специальные наследственные программы звуковой коммуникации. Каждая из них «оживает» в ребенке «в свой час», порождая потребность в групповых «пошумелках», одни из которых тренируют произнесение «боевых криков»: ритмического шума бессознательно внушающего воинам ощущение единства и силы, а их противникам — смятение и ужас. Другие — психотепевтические мирные пошумелки «своих» в ходе разнообразных «тусовок», где все говорят друг с другом громко, оживленно, и неважно о чем. Речь здесь выступает не как средство передачи информации, а как средство общения. В промежутке между первыми и вторыми воплями — пошумелки на стадионе: с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок. Они совершаются без речевого общения. Это соревнование в шуме «своих» и «чужих», где возбуждение велико, чувство единства сильное: болельщики одной команды (друг с другом не знакомые), бывает, всей массой бросаются бить болельщиков другой команды.

Эти программы звуковой коммуникации в чистом виде у наших предков приматов выглядят несколько иначе:
«Крики на заре» — общее свойство животных: «ночь с ее опасностями миновала! Слышите? Я жив! А вы?»
В тропиках обезьяны орут, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья, чтобы показать соседям мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый член группы чувствует себя увереннее, особенно если его группа перекричала соседние.
Главное в пошумелке — объединяющий ритм — первооснова музыки. Так проявляется генетическая способность создавать ритм и эмоционально на него реагировать. «Музыка» (в расширенной трактовке) это изначально доречевое общение. Дети гораздо раньше, чем начинают говорить — в доречевом возрасте — активно топают, кричат, подпрыгивают, стучат предметами, играют в «ладушки»...

Пошумелки подростковых ватаг оглушительно стучат в старые кастрюли, листы железа, трещат палками по заборам, барабанят по водосточным трубам и ритмично выкрикивают нечто нечленораздельное. Пионеры, скауты с удовольствием шествуют отрядами по улицам под рев горна и грохот барабанов. Того же происхождения и «заболевание» подростков примитивной поп-музыкой, которая, в отсутствие специального музыкального воспитания, сопровождает человека всю жизнь.

Пошумелка — продукт бессловесного, внеразумного общения и единения, и она тем сильнее действует, чем громче, чем больше в ней участников, чем активнее они в ней участвуют и чем на большее число органов чувств она воздействует ритмическим звуком, вибрацией и мельканием. Самая подходящая для пошумелки — «примитивная» музыка с текстом песен на доразумном уровне: с повторяющимися словами — знаками шаблонных понятий и примитивных первобытных чувств и переживаний. Подросток даже находясь в экстазе пошумелки, остается современным разумным человеком, однако охваченным древним инстинктом от которого он получает первобытное наслаждение.

Во 2-й пол. XX века впервые в истории громкие музыкальные инструменты и средства воспроизведения звука бесконтрольно со стороны взрослых и массово оказались в руках подростков. Средства коммуникации обеспечили им возможность слушать пошумелки не только групп с ближних соседних территорий, но и со всего мира. Это обернулось унификацией пошумелок с доминированием самых шумных.
Пошумелка с музыкой усиливают эмоциональное воздействие и массовость. Такие пошумелки, даже если они мешают, пресекать опасно. К пошумелкам подростков мы нетерпимы: хочется разогнать, но боязно. И взрослый испытывает угнетающее психотравмирующее раздвоение и бессилие, которые раздражают еще больше.
Tags: воспитание детей, естественные основы поведения, инстинкты, инстинкты и разум, наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments