nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 16. ОТ ИНСТИНКТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ — К МОРАЛИ И ЭТИКЕ.

Урок 16. ОТ ИНСТИНКТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ — К МОРАЛИ И ЭТИКЕ.



Собаке легко привить некоторые морально-этические правила человека, которые ей изначально чужды: она без разрешения не будет есть пищу в доме; не будет справляла нужду в доме и будет терпеть, пока её не выведут на улицу; она не будет запрыгивать на стул, кровать, не будет играть игрушками ребенка... Она переживает, если нарушит запрет, просит простить ее. Она даже может сама запрещать то же своим щенкам.

Если бы в ней были только эти понятливость и послушность, боязнь наказания, мы назвали бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее «другом» и находим в собаке ее собственную мораль, во многом совпадающую с нашей:
Человеку нельзя бить женщину, ребенка. И психически здоровый пес не проявляет агрессию в отношении самки и щенка. Он даже покровительствует человеческим «самкам» и «щенкам».

Человек выручает друга в беде. И собака умрет за Хозяина, если считает его своим другом.

Человек защищает свою территорию, свой дом, свою семью. Так же поступает и собака.

Если друг расстроен, мы чувствуем потребность видеть его, обласкать. И собака наделена той же чуткостью.

Человеку нельзя лгать, обманывать. И собаке противен обман. Поступив вопреки правилам, она искренне по-человечески стыдится и нередко сама себя наказывает, копируя уже испытанные человеческие наказания. И очень по-собачьи она может не простить обман, запомнив его навсегда и утратив доверие к обманщику. Даже если это Хозяин.

Если человек стал источником обиды, он извиняется. Совершенно, как и собака.

Трус презираем и человеком, и собакой. И они оба уважают храбрость.

Хороший человек перед хорошей собакой чувствует себя немного виноватым: ее нравственные устои кажутся сильнее и бескомпромисснее.

«Мораль» животных это созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях естественных инстинктивных программ. Вот ее нехитрые принципы:

1. Не убей «своего»:
для одних — «свои» это любые особи своего вида,
для других «свои» - только члены своей группы, лично знакомые или носящие общий отличительный признак группы. У последних тогда есть программа — «различай всех на своих, к которым запреты применяй абсолютно, и на чужих, к которым применение табу не строго обязательно».

2. Чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, сзади, без предупреждения и проверки; попробуй, поугрожав, разрешить конфликт без драки — с помощью ритуалов: предварительной демонстрации агрессивных намерений и собственной силы.

3. У хорошо вооруженных животных запрет применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своим.

Люди вооружены от природы слабо, два человека дерущихся, голыми руками, не смертельно опасны друг другу. В стычке один из них устанет и отступит раньше, чем противник его убьет. Поэтому у человека, как и у многих других слабовооруженных животных, почти нет врожденных ограничений для действий в драке. Они были не нужны. Но человек изобрел оружие и оказался редчайшим существом на Земле: он убивает себе подобных — представителей своего биологического вида. И только специальная искусственно сотворенная — культурная технология «воспитание» компенсирует отсутствие врожденного запрета. Ее «рыцарские» принципы:
- в драке не хватай в руки что ни попадя, особенно орудие;
- защищаясь, не превышай меры необходимой защиты;
- стыдно вооруженному конфликтовать с безоружным;
- лежачего не бьют.

4. «Лежачего не бьют» = «повинную голову меч не сечет» (принявшего позу покорности). Проигравший драку мальчишка закладывает руки за спину и, подставляя лицо, кричит: «На, бей!» Библия: «Если ударят по одной щеке — подставь вторую».

5. «Победа с тем, кто прав»: животное, защищающее свою территорию, свой дом, свою самку, своих детенышей, обычно выигрывает в конфликте даже с более сильным не только потому, что отчаяннее обороняется, но и потому, что противник заранее ослаблен психически. Его агрессивность сдерживается запретом: «не пожелай ни дома ближнего своего, ни жены его...».

Многие морально-этические нормы поведения человека (общечеловеческая мораль) происходят из врожденных запретов. Плохо разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он сильным, мировые конфликты решались бы спортивными турнирами.

Природа наделила нас самым долгим среди живых существ детством, чтобы мы могли, овладевая своими инстинктами и учась, пройти за полтора-два десятка лет воспитания огромный путь от прачеловека до человека современного.
Tags: #воспитание детей, #естественные основы поведения, #инстинкты, #инстинкты и разум, #наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments