nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 15. ИЕРАРХИЯ.

Урок 15. ИЕРАРХИЯ.



Неравноценность особей по степени агрессивности — объективная причина формирования отношений соподчинения: доминантности и иерархии. Доминантная (более агрессивная) особь подавляет других, не столько навязывая стычки, сколько угнетая психику их возможностью.

Агрессивность субдоминантов, подавленная по отношению к доминанту, требуя разрядки, переносится на более слабых. В свою очередь, те находят ещё более слабых и подчиняют их. В результате возникает пирамидальная структура организации группы животных:
- жестокая, дисциплинарно эффективная = управляемая,
- где каждый знает свое место = подчиняет и подчиняется,
- где минимальны ослабляющие изнутри группу перед внешними угрозами риски конфликтов: тотальной борьбы за первенство, непременная основа любых совместных действий.

Иерархическая организация группы — следствие естественного отбора, обеспечившего выживание обладателей лучшей организации взаимодействия — НАШЕ ВЫЖИВАНИЕ. Итак, ИЕРАРХИЯ — лучшая из всех известных в природе организаций взаимодействия. Еще лучшая, чем ДЕМОКРАТИЯ!

Иерархия «сидит» у нас в крови. Вернее, в генах. И с ними — генами — передается. И если какой-то народец сходит с исторической дистанции — выбывает из эволюционного марафона можно a priori предположить: ему не хватило иерархии. И иерархов. В смысле: политической элиты. В высоком смысле этого слова. Когда элита — лучшие. И пример для подражания. Потому что не воры, а носители гражданских добродетелей. Где даже свой карман служит общему делу, а не наоборот. Так бывает: не оценили люди важности внутренней дисциплины, когда «всяк сверчок знай свой шесток». И рассорились друг с другом. Скандально! И развалились, как общность. И были поглощены и растворены другими — лучше организованными сообществами. Которые тоже срутся между собой, но тихо, мягко — ласково друг с другом. И без развала государственности. Как это вечно происходит с Украиной: и в 17 веке, и в 20-м и в 21-м.

О том, как ворочаются в нас иерархические инстинкты, можно понять, наблюдая за мальчишками, выясняющими и устанавливающими иерархию уже в своих детских отношениях, сопоставляя авторитеты отцов, авторитеты игрушек, авторитеты личных публичных достижений. Есть уже среди них такие, кто готов ради высокого иерархического статуса вожака, лидера, авторитета неформального дворового коллектива или уличной банды на опаснейшие проделки, на любые лишения, чтобы только утвердить свой ранг в глазах других. Это т.н. естественные лидеры — стихийные доминанты.

В стихийно формирующейся группе доминантом часто становится сильная личность: второгодник или хулиган. Для захвата доминантного положения иногда достаточно стать обладателем какого-нибудь символа исключительности или превосходства — игрушки, которой нет у других, оружия (пусть даже бездействующего, но не игрушечного), рассказов о дальних и экзотических местах, где он был, а другим не бывать, и т.п. Всеобщее восхищение символом исключительности переносится на обладателя символа и повышает ранг подростка без усилий с его стороны. Вступающие с таким лидером в конфликт заранее сомневаются в себе. Тот, кто не верит в победу, проигрывает состязание в агрессивности. Зато от победы к победе растет уверенность лидера. И «аура» его доминантности.

В отличие от самцов самки приматов не знают столь острой конкуренции за иерархический ранг. Они не конкурируют за социальный статус с самцами, а между собой образуют слабо выраженные и неустойчивые соподчинения из немногих особей. Или образуют ранговые группировки, объединяемые одинаковым состоянием. Например: молодые, еще не размножающиеся самки; самки в период привлечения самцов; самки, имеющие самцов; беременные самки и самки с детенышами. На время связи с самцом ранг самки определяется местом ее самца в мужской иерархии.

Иерархия — порядок, основанный на принципе соподчинения, необходимом в условиях ограниченности или недоступности источников объективной информации, когда кто-то один принимает решение в интересах группы и берёт за него всю ответственность на себя.
Если доминант умен, талантлив, справедлив, группа успешна. Но доминантом может стать опасный для общества человек: аморальный, психически больной. Поэтому разум обуздывает иерархический инстинкт принципом равенства всех членов группы. В избыточной авторитарности (запредельной доминантности) слишком выделявшихся своими индивидуальными особенностями людях видели угрозу социуму и старались от них освободиться через остракизм и даже убийство. Другой естественной программой защиты от безудержных «элитариев» был инстинкт анархии: запрет подчинения субъектов, как отдельным личностям, так и всей группе, становившейся источником власти грубой силы. В конце концов, была изобретена всецело культурная программа «демократия», где вполне животные иерархические инстинкты подчинения лидеру сочетались с его выборностью либо назначением за обладание общепризнанными Разумом и Нравственностью.

Коллективные исторические судьбы зависели от лидеров, которыми в разные времена и в разных ситуациях становились: мудрые, сильные и отважные вожди либо свирепые громилы, а порою и бесноватые колдуны.
При столкновении с агрессивным человеком инстинктивно хочется уклониться от ссоры или умиротворить, задобрить его, а уж если конфликт произошел — уступить, сдаться. Но разум говорит иное: потакая агрессору, мы выручаем себя, так как нападающий, подчиняясь инстинкту, сменит гнев на милость. Но в следующий раз с нами, а также с другими людьми забияка будет еще агрессивнее, и, чтобы умиротворить его, потребуется еще большая уступчивость.
В этой ситуации разумным будет поведение, когда агрессору всегда дают отпор и, как можно сильнее, организовав для этого одновременно нескольких людей, каждого из которых агрессор считает слабее себя.

В школах, гимназиях, бурсах... у подростков был эффективный метод воспитания доминантов — «темная».
Агрессивным особям всегда кажется, что их в чем-то ущемляют, недооценивают, недодают, что с ними ведут себя недостаточно почтительно, не уважают, смеются за спиной. Их это раздражает, злит, и они хотят постоять за себя, наказав даже латентных обидчиков. Агрессивному человеку трудно сдержать свой гнев. Если же он его сдерживает, он переадресуется на другой, еще менее виноватый и безответный объект: женщину, супругу, мать или даже ребенка. Если Вы сами заметили за собой подобные импульсы, есть только один надежный вариант исправления своей заблудшей природы: разумом, усилием воли переадресуйте гнев с особи слабее на особь сильнее себя. И постарайтесь доказать себе и окружающим свою доминантность выиграв конфликт с сильным, а не слабым.
Tags: #воспитание детей, #естественные основы поведения, #инстинкты, #инстинкты и разум, #наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments