nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. №13. ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ».

Урок 13. ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ».



Хранилища поведенческих программ — гены, содержащиеся в каждом нейроне. Нейроны хранят информацию о:
- врожденных образах стандартных объектов внешней среды,
- программах распознавания значения (анализа) сенсорного образа,
- программах сопоставления воспринимаемого сенсорного образа с образом стандартного объекта внешней среды (след памяти).

Базовая учебная программа — «импринтинг»: «во всем копируй старшего». Чем старше особь, тем выше ее авторитет и тем безусловнее копирование. Шапка волос на голове и мантия из них, покрывающая плечи — признак старых самцов у приматов. Люди, мнение которых самое ценное — судьи и университетские профессора — носили и кое-где продолжают носить парики и мантии.
Чем выше иерархический уровень самца, тем лучше ему подражают.

Дети лучше и охотнее учатся там, где учитель окружен уважением, и хуже там, где учителей не уважают. Принцип "учиться у стариков" поколебался в период бурного роста средней продолжительности жизни и новых знаний: люди среднего поколения стали обладать более свежими знаниями, чем старики. Но тяга детей без конца расспрашивать дедушку (и соответственно его тяга рассказывать и показывать внуку) очевидна.
Самыми прочными, сохранившимися на всю жизнь знаниями люди обязаны старым школьным учителям.

Долгое детство, свойственное виду «гомо», искусственно удлиняет период работы программы импринтинга до примерно 20 лет, пока продолжается формирование в мозгу новых структур, отвечающих за выработку ответственного индивидуального поведения.

На основе первичного импринтинга вырастает сложная поведенческая программа: «УЧЁБА». Она включает подпрограммы:
1) многократного тренировочного повторения (ритуал), шлифующего становящийся навык,
2) запоминания = волевые интеллектуальные усилия + логическая организация информации,
3) практического употребления и доводки адекватно новым обстоятельствам, без которой навык утрачивается.

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импринтинг) РЕЧИ.

Птенец канарейки запечатлевает песню отца: она легко «впечатывается» в некие специальные врождённые мозговые матрицы, образующиеся в определенном возрасте. Если вместо песни отца птенцу проигрывать на магнитофоне песню другого вида птиц — он запечатлеет ее. Спустя год выросший птенец впервые воспроизведёт песню — и у него это сразу получится. Ему её не забыть до конца жизни.
Импринтинг — инстинктивный акт, не требует ни догадливости, ни воли, ни сознания, ни интеллекта.

1. Программа запечатления речи работает несколько лет, начинаясь в еще бессознательном возрасте. Пассивно слушая речь и не пытаясь ее воспроизводить, запечатлевающий мозг завершает первый этап анализа ее структуры и назначения. Программа в двуязычных семьях идентифицирует два параллельных языка, разделяет их и запечатлевает оба.
2. Мать все время говорит с ребёнком, неосознанно помогая усваивать речь — врожденная программа: пассивное наполнение словаря: моделей акустических форм слов + синтаксических форм речи.
3. До года ребенок имитирует звуки родного языка и никогда не слыханные им «общечеловеческие» слоги: «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да» - сначала порождаются спонтанно, и лишь потом привязываются к людям, которые на них реагируют. (На «баба» у русских, например, радостно реагирует бабушка, а у таджиков — дедушка — «бабай»). К речи эти сигналы не имеют отношения: у многих животных есть врождённые сигналы призыва родителей. В этом возрасте ребенок отказывается их произносить по просьбе родителей.
4. После 1 года ребенок начинает «понимать» кое-что из того, что ему говорят, и исполнять некоторые команды.
5. Чуть раньше года включается программа заполнения словаря: ребёнок показывает на предметы глазами и рукой и требует, чтобы их называли. Как и все инстинктивные программы, она упорна и упряма: малыш снова и снова заставляет вас называть одни и те же предметы. С этого момента в мозгу ребенка «включается» обратная связь: вы называете предмет, а он его показывает. В этой игре, чтобы различать сходные предметы, снабжают их прилагательными — большой, маленький, синий, красный и т.п., и эти слова быстро усваиваются. В это время огромны возможности запечатления и распознавания образов.
6. До 1,5 — 2-х летнего возраста ребёнок время от времени воспроизводит отдельные слова, но систематически разговаривать не желает. Затем включается разговорная программа: слова и фразы вылетают из него почти непрерывным потоком, как к месту и осмысленно, так и спонтанно и без смысла. Зная, как называется предмет, ребёнок упорно называет его по-своему: либо на тарабарском языке, либо применяя другое слово. Проявление дочеловеческой программы договорного языка. Право каждого придумать новое слово.
7. «Консервативная (ритуальная) логика»: запрет самим устанавливать причинно-следственные связи, менять местами причину и следствие.
8. Формирование самостоятельного логического мышления: «Почему? » и «Зачем?» К пяти годам ребенок начинает свободно мыслить на любые отвлеченные темы.
Tags: #воспитание детей, #естественные основы поведения, #инстинкты, #наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments