nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 11. СТРАХИ ВО СНЕ И НАЯВУ.

Урок 11. СТРАХИ ВО СНЕ И НАЯВУ.



Инстинкт самосохранения состоит из:
1) программ узнавания с первого предъявления стандартных для биологического вида опасностей и
2) сценариев реагирования на опасность.

Он порождает обслуживающий его «мотиватор» - страх, вызывающий, в свою очередь, программы
1) глубокого торможения любой динамической активности (ступор, обездвиживание, замирание), когда происходит оценка степени и качества угрозы и выбор средств и стратегии защиты;
2) пассивной обороны — бегства (избегания источника страха);
3) активной обороны (агрессии).
У человека животный безотчетный панический стихийный «страх вообще», после переработки жерновами разума, превращается в «страх смерти» — боязнь перехода из бытия в небытие.

В разные времена причины, вызывавшие страх, были разными. Например, боязнь падения с высоты не всегда была присуща далеким предкам нашего вида. Ее вовсе не было в эпоху жизни приматов на деревьях. Исполнение врожденной программы брахиации (перепрыгивания с ветки на ветку, раскачавшись на руках) напрочь лишено ощущения страха. В память о тех временах дети любят раскачиваться на качелях. Гимнастика и акробатика строятся на пробуждении и культивировании в современных людях дремлющих инстинктов брахиации. С другой стороны, многие испытывают ощущения и видения полетов во сне, сопровождаемые кошмарами падения в бездну — следами деакробатизации нашего вида после перехода на ПМЖ из лесов в прерии.

Все люди инстинктивно испытывают страх темноты (как все дневные животные). Широко распространена память страха перед леопардом — грозой приматов. Ею по сей день спекулируют при изготовлении рекламы и предупреждающих опасность знаков, используя символы, раскрашенные желтыми с черными пятнами оттенками, до сих пор безотчетно приковывающими внимание особей вида «гомо». Желтые и черные цвета намекают на угрозу, провоцируя осторожность и предельную концентрации внимания на специально окрашенном объекте.

Дети искусственно вызывают чувство страха, придумывая «страшилки», используемые в игровом обучении, чтобы учиться узнавать хищников и проверять врожденные реакции на них. Хищник (смертельная угроза) не зря воспринимается человеком завораживающе прекрасным. Так пробуждается программа внимательного изучения источника угрозы с безопасного расстояния, необходимая для подготовки к встрече, которая может стать последней, если враг недостаточно изучен.

После 4-х лет (за это время у матери собирателя рождался следующий ребенок и старшему приходилось самостоятельно заботиться о себе) раздумья о смерти, о ее причинах и способах избежать угрозы становятся привычными и распространенными. Но осознание смертности порождает и веру в возможность перехитрить смерть и избежать ее. Перехитрить смерть и заключить с ней или с её источником союз ради самозащиты - проявление специальной генетической программы.

Дети не всегда, но нередко инстинктивно мучат и убивают мелких животных. Так проявляется экспериментальное исследование смерти: динамики ее наступления и модификации ее переживаний.

Первобытные религии несут в себе ритуалы поклонения животным-покровителям. Из этих ритуалов позже рождаются и обособляются художественные образы зверообразных божественных покровителей, сконцентрированных в собирательном облике химеры \ грифона, обобщающем основные генетические страхи человека и состоящем из частей тел врожденных образов врагов приматов: льва + орла + змеи.
Tags: #воспитание детей, #естественные основы поведения, #инстинкты, #наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments