nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

УРОКИ ЭВОЛЮЦИИ. № 10. ИГРЫ и ИГРУШКИ.

Урок 10. ИГРЫ и ИГРУШКИ.



Молодые животные много играют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Все живые существа в детстве общительны и игривы.
Игры это специальные технологии тренировок, когда происходит усвоение и проверка «чистоты» исполнения врожденных программ поведения. В играх шлифуется исполнение унаследованных программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать обладателю более высокого социального ранга, как рыть, строить, прятать...
В играх есть свои правила из которых главное: здесь «понарошку» можно нарушать все, что в настоящей жизни нарушать нельзя. Где за это наказывают. В игре можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться — узнать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Можно даже игнорировать приказы старших. Иногда. Если игры не заходят «слишком далеко».
Большинство игр «на тему»:
- «хищник — жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит),
- «брачные партнеры» (ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд),
- «родители — дети» (взаимное кормление, защита, согревание, чистка, перенос с места на место...).
Игроки непременно меняются ролями, чтобы побывать в «чужой шкуре» и узнать: каково там — изнутри — быть поочерёдно хищником и жертвой, самцом и самкой... Молодая особь проверяет не только свои будущие действия, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.

В детстве и животных, и людей оживают программы, которыми взрослые особи уже не пользуются, но которые были в ходу у далеких предков. Например: кошка охотится двумя способами — подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов:
1) догоняя, ударяют лапой по спине жертвы (как львы),
2) догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды),
3) прыгая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси),
4) играя шариком, согнув лапу крючком, резко поддевают его снизу и подбрасывают вверх (ловля рыбы из воды).

Человеческие детеныши играют, как и животные:
1) в догонялки,
2) в прятки,
3) в пап и мам,
4) в строительство и обустройство убежища — на дереве (настил из веток), в дупле, в пещере, в шалаше,
5) в «кормление» кукол и уход за ними,
6) борьба,
7) в войну,
8) с животными детенышами,

Чисто человеческие игры: подражание труду взрослых, специально разработанные воспитателями игры, развивающие память, эрудицию...
Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми — некоммуникабельными. Их реакции при контактах с другими часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае, воспитывать своих детёнышей.

Игрушка — искусственная модель фрагмента реальности или воображения. Дети любят делать игрушки сами из подручного материала. Им нравятся игрушки, обладающие признаками детенышей. С ними можно играть, а со взрослыми играть опасно. В играх игрушки «оживают». Для ребенка противоречие между тем, что игрушки, на самом деле, не живые, и тем, что они должны быть живые, преодолимо. Первое есть знание разумное, второе — знание инстинктивное.
В животном мире существует бессознательное табу: обижать детеныша или обижаться на него недопустимо.
Tags: #воспитание детей, #инстинкты, #инстинкты и разум, #наследственность, @естественные основы поведения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments