nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОРЯДОК И ХАОС.НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.



Правила и нормы взаимоотношений в обществе предопределены нашими предками во многом еще до нашего рождения. Они существуют в форме инстинктов и прописаны знаками белковых молекул в наших генах. Оттого все люди, независимо от этнической принадлежности, пола и возраста, образования и воспитания повинуются общим глубинным законам социального поведения. Эти законы испытывают влияние человеческого разума и потому проявляются в разных формах на разных этапах человеческой социальной истории, формируя непохожие традиции и юридические нормы общежития у разных стран и народов. Но бесконечная вариабельность архитектурных проектов, создаваемых разными архитекторами нисколько не отменяет незыблемости образа общего базового плана структуры человеческого обиталища: фундамента — стен — крыши и отверстий для входа-выхода их обитателей, а также тепла и света: окон, дверей, дымоходов... Таким «фундаментом» сооружения, именуемого «социум», явленного в формах семьи, трудового коллектива, производственной корпорации, сословия, общественного класса, государства, рода, племени, криминальной банды, детской дворовой кампании... выступают наследственные программы поведения в обществе, краткий очерк которых предлагается ниже Вашему вниманию.

Они работают в жизни каждого из нас, определяя ее рисунок и судьбу. Бессознательно и неумолимо. Поэтому их лучше знать, уважать и разумно использовать. А для этого следует научиться управлять их ходом и течением. Но сперва с ними следует познакомиться.

(Публикуемое — глава уже знакомой нам монографии Палмер Д., Палмер Л. «Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens». С ее полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/palmer/)

Удивительный факт: группы людей (несколько человек, сотни или миллионы) могут существовать как продуктивное и гармоничное целое. Несмотря на то что в каждом обществе существует мораль и закон, помогающие поддерживать этот порядок, очевидно, что одних этих писаных и неписаных правил было бы недостаточно для достижения такого положения вещей. И хотя, безусловно, законы нарушаются, это везде считается патологией. Неважно, насколько высок уровень преступности в каждом конкретном регионе - подавляющее большинство социальных взаимоотношений имеют вполне мирный и взаимовыгодный характер. Даже внутри групп людей, которых общество в целом считает преступниками, существует система, поддерживающая порядок и доверие между членами этих групп. Классический пример такой идеи «воровской чести» - этический кодекс, которому строго следуют киллеры. Хотя профессиональные убийцы, вероятно, считают свою этическую систему адекватной и совершенной, большинство остальных людей относятся к такой точке зрения с сарказмом. Это обусловлено тем, что убийство человека человеком считается самым ужасным социальным преступлением. Но еще больше сарказма в том факте, что число смертей от убийств ничтожно по сравнению с числом жертв войны. Такой уровень жестокости стал возможен благодаря мобилизации целых цивилизаций, сосредоточенных на уничтожении другой цивилизации. Весьма примечательна степень кооперации сил, которые приводят к подобному развитию событий. Поразительна и уверенность в собственной правоте, живущая в каждой из конфликтующих сторон. Даже общество, приготовившееся произвести геноцид своих врагов, уверено в наличии веских этических оснований.

Почему люди склонны как к кооперации, так и к конфликту?
Как нам удается разделять любое количество нестыкующихся этических убеждений?

1. Иерархическая структура человеческого сообщества.

Иерархии доминирования: координация союзов и агрессии

Если бы кто-то случайно наблюдал за группой обезьян Старого Света в естественных условиях или в просторном вольере, он обнаружил бы, что группа имеет определенную организацию или структуру. Внутри этой группы существуют подгруппы. Одна из подгрупп состоит из взрослых самок и их не достигшего самостоятельности потомства. Некоторые из взрослых самок пользуются бОльшим авторитетом и уважением, чем другие. Это почтительное отношение распространяется и на детенышей таких особей. Один из самцов стоит особняком от группы. Он двигается выпрямившись, подняв голову и задрав хвост. Движения его тела медленные и уверенные, а при встрече с другими обезьянами он будто бы бесцеремонно оценивает их. Если бы наблюдатель-человек захотел применить к этим животным человеческие категории, то приписал бы этому самцу почти королевские манеры. В человеческом обществе в разговоре с кем-либо, имеющим высокий статус, часто используется термин «глубокоуважаемый». Среди макак-резус понятие «глубокоуважаемый» приобретает буквальное значение. Самец-«альфа» или вожак (о котором сказано выше) - это индивид, на которого остальные члены группы смотрят больше, чем на других. Подсчет количества взглядов говорит о том, что «альфа» - объект самого внимательного изучения другими членами группы.

Вожак первым получает доступ к любым ресурсам: выбор места для сна, еда, право спариваться. Любой индивид, достаточно наглый, чтобы ущемить вожака в праве на ресурсы, сразу становится объектом жестокой и агрессивной атаки. Такие схватки наблюдаются достаточно редко и, как правило, являются попыткой другого животного сместить «альфу» с его высокой позиции. В большинстве случаев подчиненные (занимающие более низкий ранг) уходят с дороги, демонстрируя молчаливое согласие с желаниями особи высокого ранга. Это выражается в мимике, позе, жестах и в некоторых других поведенческих реакциях. Типичные реакции подчиненного: отведение взгляда, опускание головы, пресмыкание или оскал зубов в испуганной гримасе. Реакции доминирующей особи: неподвижный взгляд, полностью выпрямленная поза и (иногда) короткий толчок в сторону потенциального сородича-помехи. Исключая «альфу» и занимающего самого нижнее положение («омегу»), каждый член группы имеет, по крайней мере, одного индивида, доминирующего над ним, и одного подчиненного. Эти отношения формируют иерархию статусов или иерархию доминирования — совокупность устойчивых агрессивных-подчиненных отношений внутри группы животных.

Иерархии доминирования в мире животных распространены неравномерно. Не все особи, живущие социальными группами, имеют социально-иерархичную организацию, основанную на агрессивных взаимоотношениях. Иерархии доминирования существуют у беспозвоночных, включая социальных насекомых с примитивным уровнем организации, таких как шмели и осы. К другим беспозвоночным с этой формой социальной структуры относятся крабы-пауки, раки-отшельники и некоторые другие ракообразные. Формирование иерархий доминирования отмечено также у рыб и амфибий.

Доминирование — взаимоотношения двух индивидов внутри социальной группы, основанные на предшествующем агрессивном столкновении. Иерархии доминирования формируются, в основном, птицами и млекопитающими. Отношения в таких иерархиях остаются относительно стабильными, они основаны на информации о предыдущих стычках с членами группы, которые помнит индивид.

Идея иерархии доминирования или «порядка клева» впервые возникла в литературе в связи с цыплятами. Строгий порядок клева у цыплят являлся линейной иерархией: существует главная особь, или «альфа», которая держит в подчинении всех остальных. Следующий за ней индивид подчиняется только вожаку и так далее. Такой тип линейной иерархии описан у многих млекопитающих и даже у некоторых групп приматов. Но у высокоразвитых приматов, четкая линейная иерархия отмечается редко. Например, зверь «А» может доминировать над «Б», «Б» - над «В», но «В» доминирует над «А». Еще более усложняет ситуацию склонность к формированию альянсов у высокоразвитых животных. Они активно вербуют сторонников с целью поддержки при стычке с представителем более высокого ранга.

Иерархии доминирования это эволюционный компромисс между преимуществами жизни в социальной группе и негативными моментами, связанными с ростом конкуренции за еду, половых партнеров, место для жилья и за другие ограниченные ресурсы. Жизнь в социальной группе имеет много достоинств: снижение давления со стороны естественных врагов, так как группа лучше защищена от возможных хищников. Собирательство в группе более эффективно по сравнению с одиночной жизнью, так как выше шанс, что хоть кто-то один найдет богатый источник пищи или что-то еще, имеющее значение для всех членов группы. В случае охотничьего поведения совместная охота резко повышает вероятность добыть пищу. При наблюдении за львами было установлено, что шанс удачи на охоте для львов-одиночек был равен 15%, а для группы львов числом более пяти вероятность поймать добычу приближалась к 40%. Львы-одиночки во много раз чаще умирают от голода.

Каждый член группы, хотя и получает преимущества, существуя в ней, вынужден конкурировать за них с другими членами группы. Для примитивных организмов право доступа к ресурсам определяется исключительно физическими размерами и силой. Более высокоразвитые животные способны запоминать опыт общения с другими особями и не ввязываться в драку после первой встречи. Все социальные организмы, у которых в ходе эволюции не появилось такой системы, каждый раз устраивали бы агрессивные стычки при появлении новых ресурсов. Эта постоянная агрессия непременно ослабила бы всех членов группы, а следовательно, маловероятно, чтобы сохранились гены, кодирующие такое поведение.

Преимущества роста статуса в иерархии существенны. Приматы более высокого ранга реже умирают в периоды недостатка пищи. У многих видов главенствующее положение тесно связано с благополучным размножением. У большинства приматов связь между доминированием и репродуктивной успешностью не всегда кажется очевидной. Однако в наблюдениях за бабуинами было выявлено, что хотя самцы низкого ранга могут совокупляться с самками, высокостатусные самцы монополизируют самок на период овуляции. Установлено, что и у шимпанзе особи, занимающие более высокое положение, имеют больший доступ к самкам во время эструса. В первых шести цивилизациях (Древняя Месопотамия, Древний Египет, государства ацтеков и инков, Индийское царство и Древний Китай) цари и знать имели привилегию обладать сотнями женщин и производить сотни потомков.

Эволюция иерархии доминирования тесно связана с эволюцией интеллекта. Интенсивный отбор шел в пользу индивидов, которые могли предсказывать поведение сородичей и манипулировать ими. Это привело к все более и более сильному социальному манипуляторскому таланту. Несмотря на очевидные преимущества, которые несет с собой разум, люди, создавая социальные иерархии, по-прежнему (подобно многим другим животным) продолжают обращать внимание на примитивные внешние атрибуты. В США 82% президентских выборов в XX веке были выиграны более высоким кандидатом, а каждый человек выше 170 см в среднем получает больше на 600 долларов за каждые 2,5 см.

У приматов объем коры головного мозга коррелирует со средним размером группы. Приматы не могут сохранять целостность группы, численность которой превышает умственные способности особей по отслеживанию взаимоотношений между членами сообщества. Более крупная группа требует большего объема памяти и более развитого мышления. Зверь, живущий внутри иерархии доминирования, часто вынужден продумывать правильные взаимоотношения между собой и другим зверем, с которым он никогда не имел опыта сотрудничества. Первый должен сделать вывод, сопоставив ранг второго с рангами других членов группы, с которыми у первого установились доминирующие отношения.

Модульные возможности мышления в анализе иерархии, по-видимому, возникли намного раньше, чем произошла эволюция нашего вида в Плиоцене. Такой тип транзитивного мышления отмечен у многих социальных приматов. Беличьи обезьянки и шимпанзе способны выполнять задачи на оперативные умозаключения с объектами лишь после длительного обучения или применения сочетанного подкрепления. Тем не менее они легко делают выводы при оценке распределения рангов и родства между индивидами в своих социальных группах.

У человеческих детей отмечается аналогичное несоответствие между логическим анализом объектов и окружающих людей. Трехлетнему ребенку достаточно сложно применять транзитивное мышление в отношении несоциальных категорий, но он с легкостью делает выводы о текущих отношениях между людьми в плане доминирования. Абстрактное транзитивное мышление не развивается ранее шести лет.

Иерархия доминирования — идеальная почва для развития взаимного альтруизма. Чтобы сохранить высокое положение или поднять свой статус, приматы вынуждены формировать крепкие альянсы. Особи, способные образовывать альянсы не только с родственниками, имеют значительное преимущество перед теми, кто может заключать союзы лишь со своими родными. Сохранение альянса с неродственными соплеменниками зависит от появления взаимных обязательств. Например, обезьяны верветки во время агрессивного столкновения чаще приходят на зов неродственника, если последний часто вычесывал паразитов из их шерсти. Самые прочные альянсы заключаются особями, между которыми чаще всего был грумминг. При изучении коалиций и альянсов у приматов (кроме людей) было показано наличие хороших способностей к пониманию своих обязанностей и, в особенности, взаимных обязанностей. В частности, шимпанзе обладают развитыми навыками по выявлению обманщика.

Резюме: стабильные иерархии доминирования, основанные на постоянных взаимоотношениях, существуют у многих птиц и млекопитающих, а также - у некоторых рептилий. У более высокоразвитых видов, таких как высшие приматы, иерархии не столь линейны, а с целью облегчения продвижения особей к более высокому рангу внутри сообщества формируются коалиции и альянсы. Одно из следствий высокого статуса - приоритетный доступ к ресурсам, особенно - к возможности спариваться. Важность социального положения для успешности размножения привела к тому, что особи одновременно борются за свой статус и (если они принадлежат к нижним рангам) используют альтернативные стратегии размножения. К этим стратегиям относят тайные половые сношения и импульсивное поведение в целом.

2. Почему люди стремятся повысить свой социальный статус?

Исследования на основе этологических наблюдений за детьми дошкольного возраста, подростками и за взрослыми заключенными доказали, что люди (подобно другим приматам) формируют стабильные иерархии. Эти иерархии возникали с учетом исходов столкновений между членами группы. Было установлено, что не просто происходило формирование такой структуры, но доминирующая личность получала приоритетный доступ к любым доступным благам.

В группах собирателей и охотников общество в основе своей равноправно. Здесь нет четкой структуры доминирования. К мнению лучших охотников прислушиваются, планируя коллективную охоту. Но если лидеры попытаются установить личное доминирование, остальные члены группы быстро «осадят» их. То же самое происходит при разделе пищи. Если кто-то попытается забрать все себе, остальные члены сообщества сразу же выступят против него. Основной принцип в этих группах - «никто не должен получить больше, чем я». Необходимость такой системы в охотничьем сообществе очевидна. Охота - деятельность, сопряженная с большим риском. Кооперация нескольких людей с большей вероятностью будет плодотворной, чем усилия одиночки. Более того, если убит крупный зверь, охотник, принеся добычу домой, сможет использовать лишь малую долю мяса (даже вместе с семьей и родственниками). Большая часть туши испортится и пропадет, если не будет разделена между всеми. Собственнические интересы проявляются и в таких «равноправных» группах. Имеющие излишек мяса иногда пытаются избежать дележа, а не имеющие мяса порой делают попытки украсть его.

Период собирательства и охоты в истории человечества очень длительный отрезок времени: от десятков тысяч до сотен тысяч лет. Есть мнение, что охотничьи племена гоминид промышляли в течение всего плейстоцена (более двух миллионов лет). Если даже мы будем придерживаться более консервативных мнений, весьма вероятно, что охота существует как минимум около ста тысяч лет. Так как общинная фаза собирательства и охоты представляет собой значимый отрезок эволюционной истории, она стала частью репертуара наших врожденных предрасположенностей. Равноправная система собирателей и охотников перестала быть социальной стратегией лишь после изобретения земледелия и одомашнивания копытных. Когда индивид получил возможность монополизировать ресурсы и централизовать власть, появился новый тип системы доминирования. Такие иерархии - не просто возрождение иерархии обезьян, они уникальны для человека по поведенческим и культурным признакам. С появлением в человеческом социуме новых систем доминирования каждый индивид стал частью не одной иерархии доминирования, а множества иерархий. Например: один и тот же человек может быть доминирующим по линии карьеры, предположим - директором банка. В спортивном клубе он может быть игроком в теннис средней категории. А дома он может занимать нижнее положение, подчиняясь жене и дочерям, и так далее. Психика каменного века, которая еще живет в нас, несет в себе не только предрасположенность к жизни в иерархии, но и сильную потребность в равноправном образе жизни. Когда древний, генотип пробуждается в сложном, социальном и технологическом XXI веке, неудивительно, что многие люди начинают страдать от проблем.

Эволюционные корни гордости и стыда

Признаки доминирующего и подчиненного статуса имеют значительное структурное сходство у очень разных видов. Функция умиротворяющих сигналов подчиненного - пресечь агрессивное поведение угрожающего сородича. С точки зрения поддержания социального порядка поведение подчиненного - самый важный сигнал. Встречая старшего по рангу, подчиненные отводят взгляд, опускают голову и сутулятся. Доминирующий индивид принимает выпрямленную позу и запугивает подчиненных грозным взглядом. Кроме этого его манеры расслабленно-небрежны и излучают уверенность, что ярко контрастирует с нервозностью и суетливостью подчиненных. Эти повадки присущи человекообразным обезьянам, другим обезьянам Старого Света и волкам. Выражение гордости и стыда у людей сходно со знаками доминирования и подчинения у других видов. Поведение, сопровождающее чувство гордости, можно рассматривать как спонтанные бессознательные сигналы, свидетельствующие о высоком ранге. Субъективное чувство стыда вызывает непроизвольное поведение подчиненного, которое предназначено для погашения конфликта.

Понятиями «гордость» и «стыд» можно охватить множество разных психологических конструктов, таких как самооценка, чувство вины, борьба за престиж, стремление к успеху, социальное соперничество, потребность в одобрении, просоциальное поведение и многое другое. Эти конструкты различаются в деталях ситуации, в которой они проявляются, но по сути, все они - части одной и той же поведенческой системы. Неспособность психологии объединить эти программы поведения в исчерпывающую, биологически значимую систему стала причиной бесчисленных ошибочных суждений. Например, многие психологи считают гордость и стыд «приобретенными желаниями». Это равносильно тому, чтобы сказать, что голод - «приобретенное желание».

Проявление гордости и стыда - адаптивное поведение, возникшее в ходе эволюции. Оно встречается у самых разных видов. Эмоции гордости и стыда характерны для любой человеческой культуры. Они возникают в возрасте от двух до трех лет. Гордость и стыд имеют четкие, стереотипные внешние проявления. Гордость характеризуется прямой, самоуверенной, расслабленной осанкой. Во время общения гордые люди смотрят в глаза собеседнику. Те, кто испытывает стыд, отводят взгляд и опускают голову. Кроме этого они могут нервно улыбаться или краснеть. На физиологическом уровне за гордость и стыд отвечает участок мозга, называемый орбитофронтальной корой. Повреждение этой зоны лишает человека возможности испытывать чувство гордости или стыд. Уровень серотонина (нейротрансмиттер) и тестостерона (гормон) положительно коррелирует с ощущением гордости (доминированием) и отрицательно - с ощущением стыда (подчинением). Сходное поведение и адаптивные результаты отмечаются и у других животных. Это филогенетическое подтверждение опровергает всякие сомнения в том, что гордость и стыд - адаптации, возникшие в ходе эволюции.

У людей древняя система иерархии лежит в основе возникшей позднее склонности к взаимному альтруизму и еще более поздних речевых способностей, которые сделали возможным социальное общение на высоко абстрактном и символическом уровне. Для поддержания справедливости в системе взаимного альтруизма начали использоваться устные угрозы, извинения и обещания. Толчком к появлению такой сложной социальной системы стали эмоциональные состояния, возникшие в ходе эволюции иерархий. Доминирование (гордость, чувство собственного достоинства) расценивается как положительная эмоция, которую мы стремимся испытать (позитивное подкрепление), а подчинение (стыд) - неприятное состояние, которого мы стараемся избежать (негативное подкрепление). Если мы преуспели в добыче материальных благ или завоевали признание полового партнера, мы испытываем гордость. И если мы проиграли конкуренцию за ресурсы или отвергнуты кем-то, кого мы расценивали как полового партнера, мы испытываем стыд.
(Продолжение следует)
Tags: #антропогенез, #архетип, #доминирование, #жизнь как адаптация, #имитация, #культурогенез, #магическое мышление, #подчинение, #привычка, #разум, #ритуал, #самоидентификация в социуме, #социальная иерархия, #социальные инстинкты, #социальный статус, #традиция, #филогенез, #эволюционная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments