nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

МАЛЕНЬКИЕ "МАНИПУЛЯТОРЫ"

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СМЕНИТЬ ГЛУПОСТЬ НА ГЛУПОСТЬ?
(по следам «управляющих гневом»)

http://inlearno.ru/blog/1511-upravlenie-gnevom-11-fraz-kotorye-ne-stoit-ispolzovat-v-obshchenii-s-rebenkom/?utm_source=Facebook&utm_medium=social&utm_campaign=antignev&utm_content=post

Не поймешь какого возраста те самые дети, о которых идет речь. Ведь универсальных — на все росты и возрасты — стратегий поведения в природе не бывает. Тем более не может быть универсальных стратегий отношений с детьми. Если только это не школа, где один учитель — «на всех». И учитель этот — загнанная озлобленная или уже безразличная ко всему несчастная баба: без мужа, без семьи и без собственных детей. Потому что какие могут быть «свои дети» при нагрузке полторы ставки, плюс замены, плюс классное руководство, плюс «общественная» активность в отсутствие даже намека на активность сексуальную? Или хладнокровная бездушная стерва, выстраивающая свою карьеру на трупиках детских душ.

«Унисекс» в психологии — бред дилетанта. Говорить о ребенке, а тем более давать какие-либо рекомендации о том, как строить с ним отношения без привязки к конкретному возрасту и свойственной ему психической конституции — нелепо и безответственно. Это из области сверхшироких обобщений типа: «все мужики — сволочи» или «все бабы — ветрены».

Однако, судя по тону и стилистике текста можно догадаться, что речь, вероятно, о дошкольном детстве.

«Копить в себе недовольство» и «взрываться» - признаки разных типов темперамента (естественной энергетики биологического организма с разными скоростями возбуждения-торможения). Они никоим образом не связаны с «резонерством» «или» «непослушанием» какими-либо причинно-следственными связями, как убеждает нас автор текста про «Управление гневом».

Точно также нелепо связывать «резонерство» и «непослушание» союзом «или», поскольку «резонерство» и «непослушание» не только не одно и то же, но даже нисколько и никак между собой не связаны. «Резонерство» - продукт рассудочной деятельности ребенка. Способность к которой у человека в полной мере формируется лишь по завершении формирования ЦНС — примерно к 20 годам жизни. Но и тогда наше поведение далеко не столь разумно, как обычно это себе представляют. И как нам бы всем очень хотелось.

«Непослушание» - продукт стихийного инстинктивного протеста. Это рефлекторная чисто животная реакция на неудовлетворенность какой-либо потребности ребенка или даже комплекса потребностей. Взрослый может, совершив импульсивный поступок, искать ему разумное оправдание - «a posteriori» - потом, уже совершив ту или иную глупость. Или умность. Но только не ребенок, у которого стихийность рефлексии вовсе не контролируется разумом. Или контролируется очень слабо.

Верить в то, что ребенок разумно (!) выстраивает в своем мозгу коварные стратегии издевательств над взрослым, и, дождавшись подходящего момента, обрушивает их на его несчастную голову конечно можно. Это я про: «Дети быстро учатся «управлять гневом» и направлять его в сторону получения своих «хотелок». Подобными иллюзиями грешат многие сочинители текстов про детей и детство. Но легенды про «детское манипулирование» родителями столь же достоверны, как сказки про непорочное зачатие.
Хотя миллионы людей и в наши просвещенные дни все еще в него верят. А раз так, то почему бы не поверить и невинному бреду о коварной природе детства, способного «с малых лет крутить-вертеть своими слабовольными родителями»? Тем более, что, в силу ограниченности эмпирического опыта и бессознательному стремлению найти оправдание собственной педагогической беспомощности и некомпетентности, догадаться о небывальщине живописуемой каверзы ехидного детства куда сложнее, чем разоблачить «непорочность» зачатия живой плоти, где мало кто рискнет пожаловаться на недостаток опыта. Даже если его в самом деле не хватает. Самолюбие, знаете ли?!

Как же обуздать «маленьких манипуляторов»?

Рецепт прост. Как все гениальное. Оказывается, нужно всего лишь... еще раз «сказать ребенку о своей любви и уважении». Просто нужно найти для этого другие — новые слова: «простые человеческие слова». Ну нужно же чем-то заменить слова старые — вероятно очень «не простые», коль так и не дошли до сознания малыша и потому не подействовавшие?

Но, позвольте, почему же все-таки слова и только слова? Разве СЛОВО — единственное средство формирования поведения ребенка? Разве главное? Или может быть первое?

Слово никак не первый инструмент воспитания — ни онтогенетически (в масштабе личной судьбы ребенка), ни филогенетически (в масштабе истории всего биологического вида «гомо сапиенс»). Напротив, это инструмент последний — завершающий и именно от того могущественный. Потому что первый «воспитатель» любого человекообразного существа это ПОСТУПОК. Он уже работает, когда слова нет еще и в зародыше. Когда еще не сформированы мозговые структуры, реагирующие на слово. Когда еще нет нервных центров, производящих слово. Поступок авторитетного взрослого! С него начинается и с ним заканчивается любая педагогика. Любое воспитание. Там, где нет поступка, слово бессильно. Потому что слово это всего лишь звук — колебания воздуха. А поступок...! О-о-о! Поступок — это надо уметь! Как говорится: «языком болтать — не мешки ворочать».

Поступок всемогущ.

Так устроено самой Матерью-Природой, что всякий родитель воспринимается всяким ребенком, как абсолютный и универсальный авторитет. Как безусловный образец для подражания. Рефлекторно! Инстинктивно! Спервоначала.

Потому что потом — со временем — могущество Великой и Всеблагой Природы нередко опровергается идиотизмом некоторых родителей, брезгующих по простоте душевной или возгордившись своим полубожественным статусом (ведь не зря «Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26) познать ее законы и следовать им. И наказанных ею за это. Самым легким и исправимым наказанием — непослушанием их детишек, выступающим сперва в форме капризов. Позже — обманов и лжи. И, наконец, созданием альтернативной «взрослой» - т.н. «молодежной» субкультуры. Которую правильнее было бы назвать АНТИКУЛЬТУРОЙ. Или бунтом против КУЛЬТУРЫ, как таковой. Но взрослые, щадя свое самолюбие и из уважения к собственному идиотизму, предпочитают диагнозы помягче.

Есть такой феномен: «импринтинг» (дословно «запечатление»). Слыхали? Это когда всякая зверушка, едва появившись на свет, «автоматически» копирует все действия и поступки находящегося поблизости существа, которое, по-умолчанию, есть родитель. Если ученые-сволочи не подменят его ради науки какой-нибудь неодушевленной хреновиной, которую таскают за веревочку, чтобы поиздеваться над доверчивым птенчиком, который «механически» следует за эрзацем своей мамочки, не подозревая подвоха.

Впоследствии на основе импринтинга и вокруг него пробуждаются от генетической «спячки» многообразные наследственные программы ИМИТАЦИОННОГО поведения, зашифрованные белковым кодом в дебрях наших хромосом. Это и есть тот главный инструментарий педагогического воздействия на ребенка, которым обладаем мы все. Но которым не все умеем пользоваться. По самым разным причинам. Увы!

И не надо изощряться в поисках вербальных формул, убеждающих детишек чистить зубы. И, тем более, чистить зубы «плюшевому мишке». Уж лучше помыть подъезд, если энергию девать больше некуда. На самом деле, чтобы приучить ребенка чистить зубы нужно молча зайти вместе с ним в ванную, дать в руки щетку, показать один раз как выдавливается на нее паста и почистить зубы ВМЕСТЕ С НИМ. Еще лучше сделать чистку зубов ежедневным и непременным РИТУАЛОМ для всей семьи. Причем без слов. Их с успехом заменят музыка или песни. Или тишина. Почему нет?

Точно так же приучая ребенка к режиму кормления. Не грудного, разумеется. Совместная трапеза всегда была РИТУАЛОМ для всей семьи, где саботаж отдельных персон исключался категорически. Самой сущностью процедуры. Добавлю, что помимо достижения тактических воспитательных целей такая РИТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ уплотняет и закаляет всю семью, как социальный организм, насыщая ее здоровьем, сообщая дополнительную прочность и незыблемость.

Приведенные в статье примеры конкретных ситуаций, которые ее автор намерен исправить модернизированной словесной эквилибристикой, сами по себе свидетельствуют о глубоком и далеко зашедшем кризисе в отношениях родителей с детьми. Вряд ли все эти примеры взяты из истории одной единственной семьи. Хотя все они по-своему достоверны. В том смысле, что так действительно бывает: дети в самом деле орут и даже на взрослых. И от того, что взрослый, из солидарности с ребенком, заорет вместе с ним хором делу не поможет. Хотя бы потому, что причина крика так и останется вне понимания родителя. И, если один раз ребенок умолкнет, восхитившись глупостью взрослого, то нет гарантии, что это сработает следующий раз. Даже если родитель голос себе сорвет. Или угодит в психушку. Где ему, пожалуй, будет самое место.

Изобретая словесные формулы и жонглируя ими с умным ученым видом до запотения стекол в очках, родительскому горю не поможешь и ребенка не сделаешь послушным. Потому что магия слова бессильна перед магией поступка. Но вместе они творят чудеса. Если слово следует за поступком, а не подменяет его.
Tags: #воспитание детей, #естественные основы поведения, #инстинкты, #инстинкты и разум, #наследственность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments