nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК: ЧУДЕСА СУЩЕСТВУЮТ. И В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО «ЧУДЕСНОГО».

ГАРМОНИЯ ИНСТИНКТИВНОГО И РАЗУМНОГО


Возможно я злоупотребляю вниманием и терпением моих читателей, обрушивая на них философическую заумь текстов из рубрики «ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ». В самом деле, люди пришли в группу, интересуясь: «Как учить детей?» - практически. Философские обоснования их волнуют далеко не всех.

И тем не менее без философии им не обойтись. Философии в хорошем смысле слова. И вот почему. Бесполезно давать практические рекомендации о том, что и как следует делать с детишками. Ведь все дети слишком разные. Своими психическими конституциями. И потому в педагогике нет и быть не может универсальных приемов и обобществленных методик. Как и тупо «обезьяннего» их копирования. И воспроизведения. Типа: «я работаю по-Шаталову» или «я работаю по-Никитину», или «по-Амонашвили»... «По-Амонашвили» работает только сам Амонашвили. А педагог Кузькин или родитель Пупкин, работающие «по-Амонашвили», всегда останутся нелепыми и бесплодными имитаторами, рискующими искалечить духовный мир своего ребенка неуместными подражаниями, используемыми без смысла — формально и нелепо.

По-хорошему каждый педагогический прием воздействия на ребенка должен сопровождаться разъяснением причин именно его выбора из целого арсенала. Потому что единственным оправданием выбора может быть только его адекватность психической конституции данного конкретного ребенка. И ситуации, где эта конституция «срабатывает». А значит нужно знать и каждую конкретную психическую конституцию, и необозримо разнообразный арсенал педагогических приемов. А еще лучше уметь изобретать самому — свои собственные — всякий раз новые «свежие» приемы и приемчики, соответствующие неповторимым жизненным ситуациям общения с детишками. И вот тут-то без философии не обойтись. Без правильной — настоящей философии, научающей видеть за частным общее, а в общем находить частное.

Вы можете подумать: а при чем здесь фундаментальный для участников группы вопрос: «Как учить детей?» и вся эта лабуда с нашими далекими и недалекими предками — гоминидами, приматами? К чему эти сказки про их орудийную и не вполне орудийную деятельность? Про лохматый животный интеллект, который то ли рефлексы, то ли инстинкты, то ли зачатки разума — не поймешь...? И нужно ли так глубоко забираться в дебри палеопсихологии, когда речь-то идет о наших теперешних детях? Которые давно уже не обезьяны. И даже все уже без хвостов.

Мой ответ: нужно. И вот почему. Наше мышление находится в наркотическом плену восторга, порожденного осознанием нашей разумности. Рациональность и культ Разума это, на самом деле, та самая подлинная религия, которая объединяет все цивилизованное человечество, под которым я понимаю всех людей в диапазоне от умеющих читать-писать и вплоть до самых знаменитых академиков и Нобелевских лауреатов. Иллюзия или, если хотите, отчаянная вера в Разумность человеческой природы, нисколько не подкрепленная убедительными аргументами, бессознательно объединяет христиан и мусульман, буддистов и даосистов, иудеев и зороастрийцев, и всех прочих колдунистов-шаманистов-вудуистов-брахманистов-синтоистов...

Поэтому вся наша педагогика, по установившейся со времен античности порочной традиции, направлена на работу исключительно с разумной частью человеческой души, напрочь игнорируя ее иррациональную основу. И, по большому счету, с этим, в конце концов, и связаны все неразрешимые проблемы педагогики. Если где-то кто-то кого-то не способен чему-либо научить или воспитать, зри в корень: ищи рефлекторную, инстинктивную, бессознательную причину своей неудачи, разберись в иррациональной части детской, а заодно и своей собственной, души. И неудача станет удачей. Потому что психика человека, или, иными словами, душа есть органическое единство сознательного и бессознательного, разумного и инстинктивного, рационального и иррационального. И невозможно разобраться в одной из них, напрочь игнорируя другую. Потому что это не просто комплиментарные «половинки» единого целого: «инь» и «янь». Это органически единый субстрат, где иррациональное является почвой, фундаментом, на котором вырастает рациональное. Этот субстрат нашего поведения представлен в анатомии центральной нервной системы своими собственными «удельными» нервными центрами: подкоркой-старой корой и новой корой больших полушарий. Не так давно я не случайно подробнейшим образом рассказывал о раздельно-автономной и целостно-совокупной работе ЦНС человека и особенно спинного и головного мозга:

"Советы постороннего":
7. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? http://56didactnik15.livejournal.com/8646.html
8. КЛЕТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОЗГА: http://56didactnik15.livejournal.com/8947.html
8. СПИННОЙ МОЗГ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/9036.html
9. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/9415.html
11. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ФИЛОГЕНЕЗЕ.
Часть-1: http://56didactnik15.livejournal.com/9822.html
Часть-2: http://56didactnik15.livejournal.com/10030.html
Часть 3: http://56didactnik15.livejournal.com/10401.html
Часть 4: http://56didactnik15.livejournal.com/10514.html
12. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ: В ЗАРОДЫШЕ — У РЕБЕНКА — У ПОДРОСТКА — У ЮНОШИ: http://56didactnik15.livejournal.com/10842.html

Я готовил вас, таким образом, к серьезному осмысленному восприятию теперь публикуемой информации о поведении — и наших далеких предков, и Вас самих, любезные и, конечно же, Ваших — наших с Вами — детей. Потому что все мы «немножечко» все-таки животные. И это досадно-благословенное недоразумение и является тем самым загадочным фактором нашей жизни, доставляющим столько хлопот. И всегда будущим их доставлять. Хотя, возможно, и с менее катастрофическими последствиями. Ведь «мы все-таки умнеем год от года», как пел В.Высоцкий. Но, умнея, мы не перестаем и никогда не перестанем иметь дело с нашим бессознательным звериным началом. Мы только научимся лучше с ним обходиться. Правильно. Разумно! И, может быть, управлять им. Хотя для этого нужно слишком много знать. И уметь. И иметь сильную Волю, которая никогда не бывает сама по себе — без такого же могучего Разума. Потому что Воля без Разума это всего лишь Упрямство. Или тупая «упертость». Ну это-то, я надеюсь, Вам всем знакомо.

Если же Вы спросите меня: а зачем нам уметь отделять разумное от инстинктивного в поведении наших детей? Есть ли у этого умения, помимо теоретического еще и какой-то практический эффект? Я отвечу: практический эффект есть. И его значение трудно переоценить. Чем моложе человек, тем больше в его поведении инстинктивных поступков. Чем старше он становится, тем больше в его поведении становится поступков разумных. С возрастом соотношение инстинктивного и разумного начал изменяется в сторону сокращения инстинктивного животного начала и увеличения удельного веса разумности. И если Вы — взрослый человек — построите диалог с Вашим ребенком с позиции Разума, Вы рискуете остаться непонятым. Так, например, до сознания ребенка никогда не дойдут в адекватном ему виде любые проповеди, воздействия которых пытаются добиться изощренностью логики доказательств. Здесь нужна иная логика. Она уже позабыта взрослыми в их детстве. И как ее вернуть знают только немногие психологи. Или еще более редкие мудрецы, способные сохранить в себе инстинктивное детство на всю жизнь, не обезобразив его гримасами разумности. И, вместе с тем, не деформировав свой Разум первобытной животностью.

Совершенный человек все-таки существует. Но в очень эксклюзивных пропорциях. На фоне подавляющего большинства заурядных человеков этот феномен, в психике которого налажено волевое гармоническое взаимодействие Мира Инстинктов и Мира Разума — комплиментарное и не агрессивное по отношению к друг другу, трудно различим и плохо узнаваем остальными человекообразными. И лишь в критических ситуациях, когда адекватно используется поведенческий арсенал одного из миров — неожиданный на фоне всеобщего заблуждения — эти люди обнаруживаются остальными. И воспринимаются, как источники чуда. Как мастера меча в средневековой Японии.
Tags: #воспитание детей, #инстинкты, #наследственность, #разум, @естественные основы поведения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments