nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

15. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВА.

У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВА.
Часть 1.



Публикуемое — глава уже знакомой нам монографии Палмер Д., Палмер Л. «Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens». С ее полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/palmer/

Ниже Вы узнаете:

1. Почему поведение, связанное с использованием орудий, не всегда является признаком интеллекта?
2. Когда наши предки впервые начали использовать орудия?
3. Каким образом искусство может быть объяснено как продукт естественного отбора?

Вы можете подумать: а при чем здесь фундаментальный для участников группы вопрос: «Как учить детей?» и вся эта лабуда с нашими далекими и недалекими предками — гоминидами, приматами? К чему эти сказки про их орудийную и не вполне орудийную деятельность? Про лохматый животный интеллект, который то ли рефлексы, то ли инстинкты, то ли зачатки разума — не поймешь...? И нужно ли так глубоко забираться в дебри палеопсихологии, когда речь-то идет о наших теперешних детях? Которые давно уже не обезьяны. И даже все уже без хвостов.

Мой ответ: нужно. И вот почему. Наше мышление находится в наркотическом плену восторга, порожденного осознанием нашей разумности. Рациональность и культ Разума это, на самом деле, та самая подлинная религия, которая объединяет все цивилизованное человечество, под которым я понимаю всех людей в диапазоне от умеющих читать-писать и вплоть до самых знаменитых академиков и Нобелевских лауреатов. Иллюзия или, если хотите, отчаянная вера в Разумность человеческой природы, нисколько не подкрепленная убедительными аргументами, бессознательно объединяет христиан и мусульман, буддистов и даосистов, иудеев и зороастрийцев, и всех прочих колдунистов-шаманистов-вудуистов-брахманистов-синтоистов...

Поэтому вся наша педагогика, по установившейся со времен античности порочной традиции, направлена на работу исключительно с разумной частью человеческой души, напрочь игнорируя ее иррациональную основу. И, по большому счету, с этим, в конце концов, и связаны все неразрешимые проблемы педагогики. Если где-то кто-то кого-то не способен чему-либо научить или воспитать, зри в корень: ищи рефлекторную, инстинктивную, бессознательную причину своей неудачи, разберись в иррациональной части детской, а заодно и своей собственной, души. И неудача станет удачей. Потому что психика человека, или, иными словами, душа есть органическое единство сознательного и бессознательного, разумного и инстинктивного, рационального и иррационального. И невозможно разобраться в одной из них, напрочь игнорируя другую. Потому что это не просто комплиментарные «половинки» единого целого: «инь» и «янь». Это органически единый субстрат, где иррациональное является почвой, фундаментом, на котором вырастает рациональное. Этот субстрат нашего поведения представлен в анатомии центральной нервной системы своими собственными «удельными» нервными центрами: подкоркой-старой корой и новой корой больших полушарий. Не так давно я не случайно подробнейшим образом рассказывал о раздельно-автономной и целостно-совокупной работе ЦНС человека и особенно спинного и головного мозга:

"Советы постороннего":
7. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? http://56didactnik15.livejournal.com/8646.html
8. КЛЕТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОЗГА: http://56didactnik15.livejournal.com/8947.html
8. СПИННОЙ МОЗГ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/9036.html
9. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ: http://56didactnik15.livejournal.com/9415.html
11. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ФИЛОГЕНЕЗЕ.
Часть-1: http://56didactnik15.livejournal.com/9822.html
Часть-2: http://56didactnik15.livejournal.com/10030.html
Часть 3: http://56didactnik15.livejournal.com/10401.html
Часть 4: http://56didactnik15.livejournal.com/10514.html
12. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ: В ЗАРОДЫШЕ — У РЕБЕНКА — У ПОДРОСТКА — У ЮНОШИ: http://56didactnik15.livejournal.com/10842.html

Я готовил вас, таким образом, к серьезному осмысленному восприятию теперь публикуемой информации о поведении — и наших далеких предков, и Вас самих, любезные и, конечно же, Ваших — наших с Вами — детей. Потому что все мы «немножечко» все-таки животные. И это досадно-благословенное недопазумение и является тем самым загадочным фактором нашей жизни, доставляющим столько хлопот. И всегда будущим их доставлять. Хотя, возможно, и с менее катастрофическими последствиями. Ведь «мы все-таки умнеем год от года», как пел В.Высоцкий. Но, умнея, мы не перестаем и никогда не перестанем иметь дело с нашим бессознательным звериным началом. Мы только научимся лучше с ним обходиться. Правильно. Разумно! И, может быть, управлять им. Хотя для этого нужно слишком много знать. И уметь. И иметь сильную Волю, которая никогда не бывает сама по себе — без такого же могучего Разума. Потому что Воля без Разума это всего лишь Упрямство. Или тупая «упертость». Ну это-то, я надеюсь, Вам всем знакомо.

1. Почему поведение, связанное с использованием орудий, не всегда является признаком интеллекта?

Успех нашего вида связан с освоением нами внешней среды. Хотя все живые организмы в определенной мере изменяют мир, влияние человека сказывается почти на каждой экологической нише на этой планете и даже распространяется вовне на другие миры в Солнечной системе. Средства, с помощью которых мы контролируем и изменяем материальный мир, удовлетворяя свои прихоти, - технология. Анализ технологических новаций: электронной коммуникации, космических полетов, глубоководных аппаратов, компьютеров... свидетельствует о пропасти между нашим видом и всеми остальными формами жизни.

Подобная пропасть очевидна и когда мы сравнивали языковые способности различных видов. Именно язык делает возможным создание технологий. Язык и передача культурной информации, которую он обеспечивает, - необходимые составляющие технологического развития.

Скорость, с которой создавались технологические изобретения, возрастала в течение десятков тысяч лет. Каменный топор являл собой «передний край» технологии на протяжении свыше 1 200 000 лет, почти не меняясь в своей базовой конструкции. И всего лишь 66 лет отделяют полет братьев Райт от прогулки Нила Армстронга по поверхности Луны. Сегодня темп технологических изменений стремительно нарастает, и, если не произойдет коллапса цивилизации, он будет ускоряться.

Технологию, используемую для освоения физической среды, можно классифицировать как утилитарную: машиностроение, земледелие, садоводство, добыча твердых или жидких полезных ископаемых... Ее цель - удовлетворять наши материальные потребности.

Технологию, лишенную функции удовлетворения материальных потребностей, можно назвать неутилитарной: наука и искусство. Ее цель - удовлетворять наши духовные потребности. Искусство, наука непосредственно — без предварительного воплощения в феномены утилитарных технологий — не повышают выживаемость. С этой точки зрения прямо — непосредственно они не способствуют выживанию. И тогда возникает сомнение, что они — результат естественного отбора. Однако наука и искусство - часть нашего поведенческого репертуара, поскольку они таки повышают выживаемость и репродуктивный успех, хотя и менее очевидным способом, чем приемы утилитарной технологии.

Использование орудий

Необходимая предпосылка искусства — утилитарная технология, хотя они отличаются по конечным целям. Нужно было достичь определенного уровня технологической сложности, прежде чем стало возможным создание произведений искусства. Технология берет свое начало в использовании простых орудий, которое распространено у многих видов, в том числе и у наших ископаемых предков.

В мире животных

Когда-то использование орудий рассматривалось как исключительно человеческий атрибут и являлось для многих определяющей характеристикой человека. Считалось, что использование орудий - это прямой признак когнитивных способностей и культурного потенциала. Когда выяснилось, что виды, не принадлежащие к роду Homo, в том числе многочисленные беспозвоночные, создают орудия и пользуются ими, это заставило людей пересмотреть уникальность своих способностей, а также те выводы, которые можно сделать из факта подобной деятельности.

Хотя понятие использования орудий кажется достаточно очевидным, в период с 1963 по 1980 год исследователями было предложено множество разных определений. Для наших целей мы воспользуемся следующим определением использования орудий:

"Использование орудий - это внешнее приложение какого-то незакрепленного объекта среды с целью более эффективного изменения формы, положения или состояния другого объекта, другого организма или самого пользователя, при котором пользователь держит или переносит орудие во время использования или непосредственно перед ним и отвечает за должную и эффективную ориентацию орудия ."

Согласно этому определению, многие паттерны когнитивного манипулятивного поведения высокого уровня, демонстрируемые животными, не являются использованием орудий. Одной из иллюстраций этого служит полевое исследование раскалывания ракушек серебристыми чайками, проведенное в Кейп-Коде, штат Массачусетс. Чайки обычно бросают одну и ту же ракушку по несколько раз, ориентируются на площадки-мишени, которые находятся вне поля зрения в момент захвата жертвы, демонстрируют адекватный выбор площадок-мишеней и делают при бросании необходимые поправки с учетом высоты и ветра. Сноровка приобретается посредством научения. Такое бросание ракушек у чаек можно сравнить по когнитивной сложности с выуживанием термитов у шимпанзе.

Как видно, сложное поведение необязательно подразумевает сложные когнитивные способности. «Язык пчел» - определенно сложная форма символической коммуникации, но она основана на жестких генетических предпосылках, а не на высоком уровне когнитивной гибкости. Аналогичным образом, наиболее хитроумное использование орудий среди животных демонстрируют беспозвоночные. Например, распространенный в Центральной и Южной Америке хищный клоп ловит термитов следующим образом. Сначала он находит термитник, кем-то потревоженный, с отверстием, которое еще не успели заделать члены колонии. Затем клоп приклеивает фрагменты термитника к своему телу, что позволяет ему приблизиться к отверстию, не вызвав тревоги у термитов. Далее хищник хватает рабочего термита, который удерживается перед отверстием за передние ножки в качестве приманки. Когда к пойманному термиту приближаются другие «рабочие», чтобы выяснить, что произошло, клоп их ловит и съедает. Огненный муравей - еще одно насекомое, которое применяет орудия — использует сор для того, чтобы добывать капельки меда. Кроме насекомых демонстрируют использование орудий классы беспозвоночных: паукообразных, ракообразных, головоногих и брюхоногих.

Если животное, использующее орудие, морфологически и физиологически подобно нам, то мы, как правило, соотносим научение, понимание причины и следствия, а иногда и загадочное качество, называемое «научением путем инсайта» со способностью использовать орудия. С другой стороны, когда орудие использует насекомое или какое-то другое животное, находящееся в нижней части лестницы природы Аристотеля, мы считаем такое поведение генетически запрограммированным автоматизмом. Этим предполагается, что «усвоенное (выученное) использование орудий» и «запрограммированное использование орудий» представляют собой полюса одного континуума. Научение может быть необходимой частью даже наиболее «жесткой» программы использования орудий, и, наоборот, врожденные паттерны поведения могут составлять базовые моторные компоненты использования орудий, которое с виду высоко когнитивно.

Исследование усвоения инструментальной деятельности у большой группы содержащихся в неволе шимпанзе обнаружило, что уровень способности использовать орудия у шимпанзе, по-видимому, зависит от возраста, а не от объема релевантного опыта. Установлено, что большинство, а то и все паттерны моторного поведения, демонстрируемые при «спонтанном» использовании орудий этими обезьянами, появлялись в неподкрепленных ситуациях свободной игры, когда под рукой имелись манипулятивные объекты. Несмотря на радикальные различия в физических свойствах манипулятивных объектов (коробки, палки, куски ткани, веревка), они использовались очень схожим образом. Обычно проявлялись четыре общих паттерна поведения, которые, соответствовали:
1) демонстрации агрессивности,
2) уходу за шерстью,
3) исследованию и
4) строительству гнезда.
Когда шимпанзе давали палки, у них отмечалась устойчивая тенденция использовать их для исследования любых доступных отверстий или щелей, вытаскивать орудие обратно и слизывать с него любой предмет и влагу, приставшие к орудию. Палкой также можно агрессивно размахивать в сторону человека или другого обитателя клетки, или же ее можно сломать на мелкие куски, которые шимпанзе могли сложить в определенной части клетки, чтобы на них улечься. Когда обезьянам давали две палки, одна из которых имела на конце отверстие, шимпанзе почти всегда всовывали одну палку в отверстие второй. Частота проявления этой врожденной моторной тенденции лежит в основе решения проблемы доставания объекта двумя палками. Когда шимпанзе сталкивается с проблемой, состоящей в том, что желанный объект находится вне досягаемости, обезьяна может решить ее, вставив одну палку в другую и используя эту удлиненную палку для притягивания к себе объекта. Хотя моторная тенденция вставлять палку в отверстие у шимпанзе, по-видимому, врожденная и обусловлена созреванием, сама по себе она не объясняет проявление инструментальной деятельности. Когда обезьянам предлагали пищу, которую можно было достать только с помощью двойной палки, животные часто соединяли палки вместе, не сознавая, что это действие является решением проблемы. Подобное понимание, по-видимому, зависит от ассоциативного научения, достигаемого посредством случайной манипуляции орудием.

Определенные жесткие моторные тенденции могут предрасполагать шимпанзе к определенным действиям с орудиями, но чтобы фактически применить эти действия к решению проблем, связанных с выживанием, требуется более высокое когнитивное функционирование.

Использование орудий, демонстрируемое многими видами птиц, может представлять промежуточную ступень между генетически запрограммированным и усвоенным использованием орудий. У дятловых вьюрков с Галапагосских островов использование орудий является важным элементом экологической адаптации. Эти птицы подбирают ветки или колючки кактусов и используют их для исследования отверстий и трещин в деревьях и под корой. Когда попадается насекомое, веточка или колючка кактуса используется для его прокалывания или исследования. Без подобного применения орудий у этих вьюрков могут возникнуть такие же большие трудности с добычей пищи, как и у дятла, внезапно лишившегося своего специализированного клюва. Вероятно, этим вьюркам присуща сильная наследственная предрасположенность к выработке инструментальной деятельности.

Использование орудий, демонстрируемое еще одним видом птиц, может лежать ближе к когнитивному концу континуума. Можно сравнить использование орудий у новокаледонских ворон с человеческими культурами периода нижнего палеолита, в которых применялись орудия из камня и кости. Вороны изготавливают и используют два различных типа орудий-крюков, которые помогают им поймать жертву. Использование орудий отличалось высокой степенью стандартизации, явно дискретными типами орудий и применением крюков. Эти особенности ранее никогда не демонстрировались живущими на воле животными, они появляются только в человеческих культурах после периода нижнего палеолита.

Среди млекопитающих, не принадлежащих к приматам, только четыре вида повторно используют орудия в различных ситуациях: африканский слон, азиатский слон, белый медведь и морская выдра. Эти животные отличаются развитым интеллектом. У белых медведей и морских выдр инструментальная деятельность подчинена прежде всего добыче пищи. У слонов, которые применяют орудия с наибольшей частотой и разнообразием среди млекопитающих, не принадлежащих к приматам, использование орудий имеет место главным образом при уходе за телом, например при избавлении от паразитов и охлаждении тела. Это демонстрирует множественность адаптивных функций и истоков инструментальной деятельности у животных.

В свете того факта, что люди являются образцовым примером животных, использующих орудия, следовало ожидать, что другие виды приматов также покажут относительно высокий уровень компетентности в этом поведении. Однако на самом деле среди большинства высших приматов проявления инструментальной деятельности на свободе очень ограничены или отсутствуют. Среди 175 видов приматов только шесть используют орудия на регулярной основе: три вида обезьян-капуцинов (Cebus species), обитающих в Новом Свете, и три вида человекообразных приматов (обыкновенный шимпанзе, горилла и орангутан). Среди этих шести видов только обыкновенный шимпанзе последовательно и регулярно использует орудия в естественных условиях.

Даже среди шимпанзе форма и частота использования орудий заметно варьируют от одной популяции к другой. Некоторые популяции шимпанзе практикуют «выуживание» термитов, другие используют камни, чтобы раскалывать орехи, а у многих популяций использование орудий вообще никогда не наблюдалось. Все это позволяет предположить, что использование орудий у наших ближайших филогенетических родственников очень когнитивно по своему характеру и тесно связано с феноменом, который мы называем культурой.

Навык выуживания термитов передается шимпанзе следующему поколению. Детеныши в возрасте до двух лет следили за своей матерью и ее действиями, когда она выуживала насекомых из термитника. Они манипулировали выброшенными орудиями и, играя, проделывали отверстия в термитнике. Кроме того, детеныши имитировали некоторые жесты, использовавшиеся при собирании насекомых, например обтирание. На прямое научение у каждого индивидуума уходит достаточно много времени, прежде чем произойдет успешная интеграция отдельных операций, как правило, завершающаяся примерно к пятилетнему возрасту. Различные популяции шимпанзе демонстрируют специфические варианты приемов выуживания термитов, и это можно приписать существованию различных традиций. Предполагается, что различия в приемах обусловлены экологическими вариациями.

Однако многие особенности использования орудий у шимпанзе невозможно объяснить вариациями в экологических детерминантах. Изучено использование естественных отбойников в популяции диких шимпанзе в Национальном парке Тай (Кот-д'Ивуар, Западная Африка). Выявлен градиент трудности в инструментальных приемах у шимпанзе, простирающийся от выуживания термитов и раскалывания орехов кола на земле к раскалыванию этих орехов на дереве и раскалыванию орехов панда. При выуживании термитов орудия подбираются на более коротком расстоянии от «рабочей площадки», чем при раскалывании орехов кола. Из орудий-удилищ от 85 до 94% подбираются в пределах досягаемости руки, тогда как только 75% отбойников, использующихся при раскалывании орехов, находятся на «наковальне» или на расстоянии вытянутой руки. Эффективное раскалывание орехов требует более высокой координации и контроля движений, чем ловля термитов. Слишком сильный удар может раздробить орех, почти не оставив съедобных частей. Еще большие трудности возникают при раскалывании орехов кола на дереве, поскольку использование отбойника должно предвидеться до того, как шимпанзе залезет на дерево. Кроме того, оно требует аккуратного перемещения отбойника и орехов между ртом, руками и ногами в промежутках между фазами выполнения задачи. Раскалывание орехов панда выглядит более трудным, чем раскалывание орехов кола на земле, поскольку требует, чтобы орех панда по меньшей мере три раза был точно установлен во время процесса открывания, а также чтобы была точно выверена сила удара. Этот градиент трудности при использовании орудий шимпанзе соответствует половым различиям в инструментальной деятельности. Две самые трудные операции выполнялись почти исключительно самками. Самки получали сколотый камень, нанося удары по твердому ореху панда. Можно предположить, что первыми изготовителями орудий у людей были женщины, которые создавали каменные артефакты, когда использовали каменные отбойники, занимаясь собирательством.

Каменные «артефакты», производимые современными шимпанзе, вовсе не подобны каменным орудиям, оставленным ранними гоминидами. У шимпанзе удар камня-отбойника по ореху идет перпендикулярно к плоской поверхности отбойника, проходя через его центр тяжести. Напротив, почти все ранние каменные орудия гоминид использовались как режущие, раскалывающие и рубящие инструменты. Орудия гоминид сточены по всей длине своих краев, а это свидетельствует, что пользователи постоянно регулировали положение орудий, с тем чтобы использовать оптимальную из имевшихся режущих поверхностей. Каменные орудия, используемые шимпанзе и применявшиеся самыми ранними гоминидами, не имеют каких-либо признаков гомологии, функционального тождества или схожести моторных паттернов.

Современных человекообразных обезьян можно обучить изготовлению и использованию простых каменных орудий. Например, бонобо (карликовый шимпанзе) по имени Канзи получает заостренные осколки (отщепы), нанося сильные молотящие удары или бросая камни о твердую поверхность. Затем он использует осколки, чтобы перерезать шнур, которым завязана коробка, содержащая лакомую пищу. Каменные орудия, получаемые Канзи, не похожи на самые ранние известные нам артефакты гоминид. Каменные орудия, произведенные свыше двух миллионов лет назад, показывают, что они были изготовлены с большой точностью и пониманием углов скалывания. Технику Канзи можно охарактеризовать как «случайное битье», которое позволяет получить осколки камней, напоминающие естественные эолиты, созданные геологическими силами. Можно предположить, что самые ранние каменные орудия, датируемые временем свыше 2,5 миллиона лет назад, просто остаются незамеченными, поскольку они очень напоминают камни, сформированные климатическими и геологическими силами.
Tags: #антропогенез, #архетип, #воспитание детей, #естественные основы поведения, #жизнь как адаптация, #имитация, #инстинкты, #инстинкты и разум, #культура, #культурогенез, #магическое мышление, #наследственность, #привычка, #психогенез, #разум, #речь, #ритуал, #самоидентификация в социуме, #традиция, #филогенез, #эволюционная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments