nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

О СООТНОШЕНИИ ИНСТИНКТОВ И РАЗУМА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ГУМАНИТАРИЯ НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Поступки человека — результат деятельности его психики, формировавшейся в ходе эволюции биологического вида «Человек Разумный» на протяжении около 8 млн.лет. Но и эта «антропоморфная» психика возникла не на пустом месте. Она выросла из еще более древних — животных — моделей поведения, история которых насчитывает не менее 30 млн.лет.

Реконструируя эволюцию человеческой психики — ее превращение из животной в человеческую — можно различить следующие основные ее этапы или стадии:

(1)30 млн.лет назад существовало некое животное, от которого позже произошли и нынешние человеки, и теперешние обезьяны. Приспосабливаясь к меняющимся условиям среды обитания, представители этого исчезнувшего животного вида менялись, постепенно приобретая качества, всё более делающие их похожими на людей.

(2)Где-то около 9-8 млн.лет назад таких новых, не свойственных обыкновенным животным, качеств (прямохождение, стабильные составы сообществ с более прочными социальными связями, невиданная у «обыкновенных» животных забота о потомстве, более развитая система общения и взаимопомощи...) накопилось так много и они так отличались от «чисто» животных, что появились основания отнести их обладателей к особому биологическому виду т.н. «гоминоидов» или «гоминид». Сегодня у него еще нет единого названия: разные ученые именуют его по-разному, беря за основу разные признаки, кажущиеся им более или менее важными в определении его сущности. Мы условно назовем его представителей «ПИТЕК-АНТРОП» (ОБЕЗЬЯНО-ЧЕЛОВЕК), имея в виду, что в его анатомии, физиологии, генетике и поведении причудливо соединились свойства и повадки, характерные, как для обезьян, так и для будущих людей.

На каждой из перечисленных стадий эволюции гоминид (человекообразных приматов) для адаптации к изменявшимся условиям среды обитания возникали новые программы инстинктивного поведения. Они «наслаивались» на прежние, не отменяя их, а дополняя, усложняя, конфликтуя — тормозя и перемешиваясь с ними.

На ранних стадиях эволюции у гоминид не было ни Разума, ни Воли. Поэтому они не могли сознательно выбирать среди унаследованного разнообразия поведенческих моделей экземпляры, необходимые в той или иной конкретной ситуации. Выбор и употребление варианта поведения осуществлялся стихийно и случайно — «сам по себе». Случайно одни наши предки больше и лучше заботились о своих детенышах, чем о самих себе... и оставляли после себя больше наследников — жизнеспособных продолжений вида. Так же случайно другие предпочитали больше заботиться о себе любимых, чем о своих детенышах... и не оставляли после себя жизнеспособного потомства.

«Слепую» игру случайностей, длящуюся миллионы лет, в ходе которой выживали (оставляли после себя потомство) носители ПРАВИЛЬНЫХ и ХОРОШИХ поступков и не выживали (не оставляли после себя потомства) носители НЕПРАВИЛЬНЫХ и НЕХОРОШИХ поступков называют ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТБОРОМ.

В течение 30 млн. лет постепенно, ценой невообразимо многочисленных жертв, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР переформатировал инстинктивный — животный тип отношений особей в разумный — человеческий.

(3)800 тыс лет назад питекантропы научились искусственно (произвольно) придавать материальным предметам новые полезные свойства, которыми эти предметы изначально не обладали. Это свидетельствует о появлении в их психике новообразований — духовных, виртуальных образов изделий, не имеющих своего материального воплощения в настоящем, но способных (в умелых руках) обрести его в будущем. Такие психические феномены можно назвать ЗАРОДЫШАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ, а процесс их порождения — ЗАЧАТКАМИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. С них начинается отсчет истории человеческого Разума, как способности априорно — до опыта, воплощенного в сенсорно воспринимаемой и материально преобразующей или материально конструирующей деятельности — в одном лишь воображении (виртуально) — создавать более или менее сложные образы явлений и предметов, которых еще не существует «на самом деле» — в материальном воплощении и не даны в живом сенсорном восприятии.

(4)Около 50 тыс лет назад сформировался физиолого-анатомический облик вида Человек Разумный. Внешне это были совершенно современные люди, но еще без культурного опыта, который предстояло накопить, выразить и закрепить в знаковых системах (речь, язык, письменность...) в последующие 50 тыс лет.

На этом рубеже заканчивается История Инстинктивной Психики Человека и начинается История его Разумной Психики.

1.Сперва Разум позволял Человеку выбирать из репертуара многочисленных и разнообразных инстинктов тот единственно верный, который безошибочно решал возникшую проблему.
2.И только когда «правильного» готового инстинкта на складах подсознания не находилось, Разум приступал к выдумыванию новых моделей поведения, неизвестных в прошлом и, потому, необеспеченных наследственностью. С этого и начинается История Разума, как особый этап Истории Человеческой Психики, и Разумная История, когда человек уже не приспосабливается к условиям внешней среды обитания, а разумно и активно формирует их для себя такими, какими они ему нужны.
3.В ходе дальнейшей истории Человек окружает себя выдуманными и рукотворными изделиями — артефактами, из которых складывается оболочка Человеческой Культуры, все более и все далее отделяющая Человека от его Естественной Природы и заменяющая последнюю Природой Искусственной.

С возникновением Человеческой Психики вместе с ее новейшей «надстройкой» — Разумом ИСТОРИЯ нашего вида ускоряется настолько, что начинает обгонять его ЭВОЛЮЦИЮ. Исторические периоды всё более насыщаются переменами, происходящими уже не случайно и стихийно — в ходе «чисто» Естественного Отбора, а в результате игры человеческих ВОЛИ и РАЗУМА — новых могучих сил Природы, каким-то «чудом» поселившихся в Человеке, которые он сам пока плохо понимает и еще хуже с ними управляется.

(5)Примерно 15-12 тыс лет назад Человек Разумный начал одомашнивать животных и научился их искусственно разводить, а 9-8 тыс лет назад он начал возделывать землю и кормиться плодами аграрного труда.

(6)4-3 тыс лет назад он начал овладевать добычей и обработкой металлов после чего, очень скоро, стал строить города — сначала, как военные крепости для защиты плодов своего труда от «чужих». Позже оборонительные укрепления превращались в центры ремесел, торговли и администрации, нуждавшейся уже в защите и от зависти «своих». Так возникли первые островки (зародыши) новой — ГОРОДСКОЙ цивилизации, просуществовавшие около 4 тыс лет в океане господствующего АГРАРНОГО (сельского) уклада.

(7)Тысячу лет назад городская цивилизация стала интенсивно развиваться, постепенно поглощая и модернизируя аграрную, а вместе с нею и порожденные ею отношения.

Однако, пока что не следует переоценивать роль и значение Разумного Поведения в совокупном репертуаре человеческих поступков. Инстинктивное — унаследованное поведение по-прежнему остается доминирующим и по своему удельному весу, и по значению. А разумное поведение еще долго останется тонким и зыбким «налетом» на иррациональной и непредсказуемой истории человеков, горделиво не желающих признаваться самим себе в своем животном происхождении, а, значит, игнорирующих животные (инстинктивные) истоки своего поведения и потому отказывающихся от их изучения и разумного управления ими.
ГЛАВНАЯ ТАЙНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ, КОТОРУЮ "ВСЕ ЗНАЮТ" И, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИГНОРИРУЮТ:

Человеческое поведение состоит из:
ИНСТИНКТИВНЫХ (НАСЛЕДСТВЕННЫХ) ПРОГРАММ ПОВЕДЕНИЯ (стабильных для некоторых условий комплексов рефлексов) на те случаи переменчивой жизни, которые имели место в истории вида Человек Разумный и
РАЗУМНЫХ ПРОГРАММ ПОВЕДЕНИЯ — для небывалых и незнакомых в прошлом событий.

До недавнего времени люди считали собственное поведение всецело и совершенно разумным. Им казалось, что они сами «изобретают», «придумывают» его с начала и до конца. По умолчанию считалось, что чем выше образование человека, чем престижнее учебное заведение, которое он закончил, чем больше он прочел книг, впитав, таким образом, массу чужой мудрости, тем он РАЗУМНЕЕ, то есть, тем правильнее поступки, которые он совершает в ответ на вопросы, задаваемые ему переменчивой и коварной Жизнью. Однако не случайно в человеческих языках сосуществуют параллельно понятия, обозначающие научную компетенцию и житейскую мудрость. Не зря самые высоколобые академики ведут себя, как неразумные детишки в «простейших» житейских вопросах семейной или личной (интимной) жизни. Что-то не помогает им здесь академическая премудрость. Почему-то сами психологи и психиатры, знающие все или почти все о своих клиентах и пациентах, не рискуют сами решать свои внутренние проблемы и обращаются к помощи коллег. Они мотивируют это, как правило тем, что разворачивая луч разума внутрь самих себя, им трудно преодолеть с его помощью густые облака эмоций, сохранив при этом его (разума) трезвую и беспристрастную «холодность» и объективность.

Что же мешает им сохранить свой Ум от «перегрева»?
Обо что он «трется» в плотных глубинах просвещенной Души?
Как спасти закаленный формальной ученостью, дипломированный Рассудок от убийственных перегрузок в контактах с загадочным содержанием неорганизованного Духа, способных аннигилировать его без остатка?
И почему нередко самые «простые» - необразованные и даже вовсе неграмотные люди оказываются многажды компетентнее в житейских вопросах, чем гуманитарные академики?
Есть ли вообще какая-то связь, зависимость между Научным Знанием и Житейской Мудростью? Или они принадлежат разным внутренним мирам человека между которыми еще не наведены мосты, не протоптаны тропки?

Житейская мудрость всегда приходит с личным опытом. Ее накопление невозможно форсировать, скупив чужой опыт оптом или, зарывшись в библиотеки, фанатически выучив все учебники, сдав все, какие только можно, экзамены и зачеты. В библиотеках и архивах спрятана Чужая Мудрость, Чужой Опыт! А в жизни каждому приходится опираться исключительно на свой собственный. Причем почему-то в момент, когда нужно принимать единственно верное решение и совершать Поступок наша разумная ученая память отказывает нам в помощи и приходится действовать наугад, спонтанно, интуитивно, опираясь на какую-то иную память. Как бы накануне мы не готовились к этому моменту, формируя заранее разнообразные модели поведения на все возможные случаи развития событий, мы действуем, однако, спонтанно, незапланированно. И... может быть именно поэтому иногда успешно? Но успех приходит откуда-то исподволь, во многом — независимо от наших предварительных планов, расчетов и прогнозов. Если это действительно так, тогда почему бы не задуматься: а действительно ли наше поведение настолько разумно, насколько нам это кажется?!

При внимательном и беспристрастном изучении оказывается, что самое новаторское, самое уникально мудрое поведение человека в основе своей состоит из мощного и глубокого фундамента растворенных в недрах нашего интеллекта (души) инстинктов.

Человек, сочиняя вычурные проекты своих самых изощренных поступков, на самом деле всего лишь, более или менее сознательно, комбинирует друг с другом либо целые поведенческие наследственные комплексы, либо, расчленяя их на фрагменты, творит из них, как из «пазлов», поведенческие добавки, вставки, приставки, оконцовки, до неузнаваемости изменяющие стандартные наследственные программы поведения. Порожденный человеческой гордыней призрак произвольной разумной умственной деятельности скрывает от нас подлинную сущность человеческого разума —
выбор из необозримо гигантского генетического репертуара стереотипного поведения тех адекватных конкретным жизненным обстоятельствам данной человеческой особи «единиц хранения» (они же «модели поведения»), которые, в некоторой определенной конфигурации и уникальном взаимосочетании, единственно смогут удовлетворить актуальную потребность данного субъекта.

Творческие свойства человеческого ума, именуемые модным словечком «креативность», проявляются в сознании не заново — с «нуля» — оригинальными «ответами» на требования ситуации, в которой очутился мыслящий субъект, а «всего лишь» в
1) умном отборе из генетического арсенала инстинктов, адекватных данной ситуации,
2) их анализе — расчленении на отдельные «рефлексы - операции - поступки»
3) и новой — правильной — ре-комбинации (ре-конструкции) поступков — из этих поведенческих «элементарных частиц», «на выходе» обеспечивающей необходимый результат.

При этом человеческий РАЗУМ никогда не работает обособленно от ВОЛИ, необходимой для торможения смежных тождественных инстинктов или их элементарных фрагментов - рефлексов, разбуженных многозначными и разнонаправленными сигнальными раздражителями — сразу и одновременно.

Архив наследственных программ, из арсенала которых сегодня человек формирует собственное поведение складывался на протяжении последних 30 млн лет. За этот период гоминоид, накапливавший в своей генетической памяти модели поведенческих стереотипов, по меньшей мере трижды существенно изменялся, приспосабливаясь к переменчивым требованиям капризной среды обитания, превращаясь из «чисто» животного (примата) — в полуобезьяну-получеловека и, наконец, в Человека Разумного. Все это время менялся не только внешний облик гомиинида, но и его внутреннее — психическое содержание — поведенческие стереотипы, постепенно усложнявшиеся и все более проникавшиеся Волей и Разумом.

Однако, нарастание скорости перемен приводило к тому, что новые программы поведения в изменчивой среде нередко противоречили старым, создававшимся для адаптации к совсем иным обстоятельствам. При этом избавиться от старых поведенческих стереотипов естественным образом было невозможно. Для этого требовалось очень много времени, в ходе которого «сама собой» старая модель поведения постепенно стерлась бы в памяти за ненадобностью. Долгая невостребованность устаревшего инстинкта истончила бы, ослабила и, в конце концов, разъединила нейронные связи фрагментов мозга, формировавшие старый тип поведения.

Такого времени ускорявшаяся эволюция не давала, поэтому в мозгу человекообразного существа поверх старых нейронных связей формировались новые — конкурирующие связи, не успевавшие «стереть», вытеснить своих оппонентов и вынужденные наслаиваться на них и сосуществовать вместе в океане безразмерной памяти, одновременно участвуя в разных поведенческих комплексах.

Так в душе человекообразного существа постепенно складывалась неоднородная и внутренне противоречивая гремучая (!) смесь очень разных, нередко антагонистических инстинктов, используемых нашими архаическими предками по-наитию и все более требовавшая к себе серьезного отношения, а точнее — РАЗУМНОГО из них ВЫБОРА. В стихийных экспериментах по отбору и выбору из противоречивого и неоднородного репертуара инстинктов адекватных моделей поведения (адекватных новым требованиям среды) и формировался человеческий РАЗУМ и его неизменный и неминуемый помощник и «программное приложение» - ВОЛЯ, тормозившая и обуздывавшая после свершившегося выбора активность конкурентных инстинктов.

Здесь — в древней почве спорящих между собой инстинктов, формирующих поведение животного вида «Человек Разумный» и в искусстве манипулирования собственными психическими инструментами — «Разумом» и «Волей» — кроются корни ВСЕХ проблем нашей жизни.

ВСЕ люди генетически наследуют один и тот же репертуар инстинктов. Но каждый ПО-СВОЕМУ неповторимо и в разной степени искусно пользуется их арсеналом — в зависимости от того, как его этому научили родители, педагоги, тренеры, товарищи, супруги, начальники, командиры... одним словом — Ее Величество Жизнь.
Tags: #антропогенез, #идеология, #инстинкты и разум, #пропаганда, #психогенез, #эволюция человеческой психики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments