nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ЖИЗНЬ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.



Подлинный разворот психологии и педагогики лицом к Человеку и к Ребенку, создание в обществе негосударственной, а значит свободной от бюрократических вирусов системы гуманистической - интенсивной и развивающей личность Ребенка - системы просвещения не может состояться без коренного переосмысления философских - методологических основ учебно-воспитательной практики. Для этого необходимо перестать по умолчанию относиться к педагогике, как к системе пропаганды, как к государственному холопу, обслуживающему потребности и нужды начальства, как к фабрике производящей послушных, ограниченно грамотных и безынициативных подданных державы. Пора взглянуть на педагогику, как на культурную технологию продления и поддержания здорового существования биологического вида "Человек, претендующий стать Разумным". В таком качестве педагогику полезно рассматривать не как орудие пропаганды тех или иных идей (какими бы они ни были), а, как ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, обладающий собственными специфическими закономерностями и продолжающий на уровне существования социальной формы материи энергетические превращения, начатые на предшествующем - животном уровне.

В этом отношении чрезвычайно полезны труды Конрада Лоренца - уникального и глубочайшего мыслителя. Ниже предлагается один из фрагментов его книги "Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания".

ЖИЗНЬ КАК ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
(К.Лоренц)

1. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЭНЕРГИИ

Живое развивается от более вероятного к более невероятному, от более простого к более сложному, от систем с более низкой гармонией к системам с более высокой гармонией.

Все живые системы поглощают тем больше энергии, чем больше они уже поглотили ее: в благоприятных условиях живое существо растет и размножается. Много больших животных пожирает больше, чем небольшое число малых.
Организмы — это системы, получающие энергию в цепи с так называемой положительной обратной связью.

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ КАК ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЯ

Органические системы приобретают энергию благодаря некоторым структурам своего тела. Эти структуры образовались у живых существ в ходе эволюционной истории их вида.

План строения каждого вида живых существ записан в цепной молекуле нуклеиновой кислоты, имеющей форму двойной спирали; он "закодирован" последовательностью нуклеотидов. При каждом делении клетки этот код воспроизводится в двух экземплярах: двойная нить молекулы нуклеиновой кислоты распадается на две половины, каждая из которых тотчас же начинает дополняться до двойной нити, "отыскивая" свободные нуклеотиды и присоединяя их к себе в последовательности, соответствующей второй отщепившейся полунити. Так возникает пара новых двойных нитей, каждая из которых состоит из старой нити и из новой дополнительной нити. При такой редупликации нити нуклеиновой кислоты, иногда происходят "мелкие ошибки", вследствие которых код вновь образовавшихся двойных спиралей может в небольших деталях отличаться от кода исходной. Это явление называется мутацией гена.

У всех живых существ гены собраны в большие конструкции — хромосомы. Они образуют пары, имеющиеся в каждом клеточном ядре, в каждой клетке организма. В хромосомах, входящих в каждую такую пару, содержатся одинаковые или соответствующие друг другу гены приблизительно в одинаковой последовательности. Перед половым размножением хромосомы каждой пары расходятся в процессе так называемого редукционного деления, так что каждая из готовых к оплодотворению половых клеток содержит лишь половинный набор хромосом, что называется гаплоидным состоянием. При оплодотворении хромосомы снова соединяются в пары, причем один из партнеров каждой пары происходит от материнской, а другой от отцовской клетки. Таким образом, а также посредством происходящих с хромосомами особых процессов могут возникнуть новые комбинации наследственных задатков. Вследствие этих процессов мутации и рекомбинации наследственных задатков, описанных здесь в крайне сокращенном и упрощенном виде, внешний образ высших организмов — фенотип — никогда не остается совершенно неизменным.

Эти малые и мельчайшие изменения, вызванные мутацией и рекомбинацией наследственных задатков, носят совершенно ненаправленный характер. Они, как правило, уменьшают шансы соответствующего индивида на получение энергии и выживание.

Лишь в редких, исключительных случаях мутация или рекомбинация наследственных задатков позволяет организму использовать окружающий мир лучше, чем его предки. Это происходит в тех случаях, когда новое существо может "лучше справляться" с каким-нибудь обстоятельством внешнего мира, что увеличивает его шансы на получение энергии или уменьшает вероятность ее потери.
В той же мере возрастают шансы на выживание и размножение такого удачливого организма и убывают шансы его собратьев, не наделенных таким новым преимуществом, которые не выдерживают конкуренции и обречены на вымирание. Этот процесс называется естественным отбором, а вызванное им изменение живых организмов называется приспособлением.

Понимание сущности этих процессов вынуждает биолога образовать два понятия, чуждых физику и химику. Первое из них — это понятие целесообразности для сохранения вида, или телеономии. Поскольку отбор "выводит" структуры, особенно хорошо выполняющие некоторую полезную для сохранения вида функцию, то в конечном счете эти структуры производят впечатление, как будто они созданы именно с этой целью неким мудро предусмотрительным, разумно планирующим умом.

Все без исключения сложные структуры всех организмов возникли под селекционным давлением определенных функций, служащих сохранению вида.

"Приспособление" — установление соответствия между тем, что приспосабливается и тем, к чему оно приспосабливается: живая система узнает информацию о внешней действительности.

Метод, применяемый геномом, непрерывно ставящим свои эксперименты, сравнивающим их результаты с действительностью и сохраняющим подходящее, отличается от метода, применяемого человеком в его стремлении к научному знанию, лишь в одном — но часто очень важном — отношении: геном учится лишь на своих ошибках. Но и человек поступает так же: он сопоставляет с внешним миром свое внутреннее предположение, сложившуюся в его мышлении гипотезу, и "смотрит, подходит она или нет".
Именно из этого процесса возникает большая часть любого познания, начиная с простого узнавания предмета до подтверждения научных гипотез.

Здесь содержится обобщающее сравнение различных механизмов, с помощью которых живые существа приобретают и накапливают существенную для них информацию. Все когнитивные процессы, от самого высокого уровня до самого простого и древнейшего, основаны на одном и том же принципе.

Древнейший и простейший аппарат приобретения знаний — геном, как и новейший и сложнейший исследовательский аппарат человека изменяются каждый раз, когда приобретают новое знание. В обоих случаях каждое вновь приобретенное знание повышает шансы приобретения энергии и тем самым вероятность дальнейшего получения знаний.

3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ НЕ НАКАПЛИВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Приспособление создало телесные структуры функция которых – получение и оценка информации об обстоятельствах, существующих в окружающем мире в данный момент, которые организм должен немедленно принять во внимание.

Поведение, основанное на функции этого аппарата: определенная ситуация внешнего мира вызывает осмысленный ответ, даже если эта ситуация в ее специальной наличной форме никогда не встречалась ни виду в его эволюционной истории, ни отдельному организму в его индивидуальной жизни.

Это определение применимо и к так называемому понимающему поведению. Оно относится и к простейшим таксисам (реакциям ориентации), и к тем высокодифференцированным функциям органов чувств и нервной системы, на которых у людей основаны "априорные" формы созерцания и мышления. Субъективное явление понимания происходит равным образом и в случае, когда нам удается усмотреть сложнейшие связи, и в случае простейших связей, когда состояние неориентированности превращается в состояние ориентированности.

Процессы получения текущей информации это функции телесных, нервных и сенсорных структур, имеющихся уже в готовом, приспособленном виде. Они столь же мало или еще меньше подвержены изменению посредством индивидуальной модификации, чем структуры, служащие получению энергии. Даже повторение процесса получения краткосрочной информации не должно оставлять никаких следов в воспринимающем ее физиологическом аппарате, потому что его назначение — непрерывно сообщать организму сведения о быстро меняющейся окружающей обстановке — может выполняться лишь в том случае, если этот аппарат всегда в состоянии заменить только что принятое сообщение другим, часто ему противоположным.
Защищенные от всех изменений устройства, которые на основе текущих сообщений органов чувств открывают нам окружающий мир в актах непосредственного "понимания", составляют основание всякого опыта! Их функция предшествует всякому опыту и должна ему предшествовать, чтобы опыт вообще был возможен. В этом отношении они соответствуют определению "априорного", которое дал Эммануил Кант.

Эффективность хорошо приспособленной структуры всегда покупается ценой потери степеней свободы. Механизмы получения кратковременных знаний, о которых здесь идет речь, не составляют исключения. Вследствие весьма специального приспособления их структур к приему информации вполне определенного рода большинство их связано очень жесткой и узкой программой. Встроенный в эти структуры вычислительный аппарат по необходимости содержит "гипотезы", которых он придерживается с подлинно доктринерским упрямством. И если возникают обстоятельства, не "предусмотренные" выработавшим эти структуры процессом приспособления, то они могут передавать ложные сообщения и неисправимым образом на них настаивать. Целый ряд примеров доставляют различные обманы чувств.

"Доктринерский" характер законченных процессов приспособления навязывает нашему познанию некоторые гипотезы. Мы не можем ничего узнать, увидеть или подумать без предпосылок, без предрасположений, в которых заключены такие врожденные гипотезы: они встроены в наш "аппарат отображения мира"! И как бы мы ни старались строить наши гипотезы свободно, мы не можем помешать тому, что в них прячутся эти древнейшие гипотезы априорного знания, возникшие путем мутации и рекомбинации генов, которые никогда не бывают совсем глупы, но всегда жестки и никогда не верны вполне.

4. ДВОЙНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ

Получение и накопление информации, существенной для сохранения вида, — столь же фундаментальная и древняя функция всего живого, как получение и накопление энергии.
Когда вследствие мутации или рекомбинации наследственных задатков вероятность получения энергии столь существенно возрастает, что отбор начинает действовать в пользу наделенного данным преимуществом организма, то возрастает также и численность его потомства. Но вместе с тем повышается и вероятность того, что именно представителю этого потомства достанется следующий большой выигрыш в лотерее наследственных изменений.

Жизнь преследует две цели — приобретение "капитала" энергии и сокровища знания, причем обладание одним из них всегда способствует получению другого. Чудовищная эффективность этих двух функциональных циклов, связанных между собой усиливающим взаимодействием, является предпосылкой — и даже объяснением — того, что жизнь вообще способна победить в борьбе с безжалостной мощью неорганического мира, а при благоприятных обстоятельствах может "разрастаться".

Отто Рёсслер: органический мир зависит в своем эволюционном развитии не от одной лишь "чистой" или "слепой" случайности, но тотчас же хватается за любое благоприятное обстоятельство, возникающее из такой случайности, и создает его экономической эксплуатацией условия для дальнейших счастливых случайностей. Достигнутое здесь понимание подводит нас ближе к решению двух великих загадок:

1) Скорость эволюции. Если бы эволюция зависела лишь от чисто случайного устранения неприспособленных, если бы не было функциональной взаимосвязи между получением капитала энергии и информации, то для возникновения человека из простейших организмов, безусловно, не хватило бы тех нескольких миллиардов лет, которые по рассчитанным физиками периодам распада радиоактивных элементов составляют возраст нашей планеты.

2) Направление эволюции. Жизнь является одновременно и приобретением информации, т. е. когнитивным процессом, и экономическим процессом (напрашивается выражение: коммерческим предприятием). Возрастающее знание об окружающем мире приносит экономические преимущества, производящие, в свою очередь, селекционное давление, под которым механизмы приема и накопления информации развиваются еще больше.

Это относится к содержащемуся в живых системах бессознательному или сознательному знанию — независимо от того, создано ли это знание отбором, обучением или исследованием, хранится ли оно в геноме индивида или в традиции культуры.

ЖИЗНЬ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
(КОНСПЕКТ)

1. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЭНЕРГИИ

Все живые системы поглощают тем больше энергии, чем больше они уже ее поглотили: в благоприятных условиях живое существо растет и размножается.

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Органические системы приобретают энергию структурами тела, образовавшимися в ходе эволюции. Их устройство и механизм работы "закодированы" в молекуле нуклеиновой кислоты (двойная спираль). При делении клетки (= редупликация = удвоение) «код» (двойная нить молекулы нуклеиновой кислоты) распадается на две половины, каждая из которых дополняется до двойной нити, "отыскивая" и присоединяя свободные нуклеотиды.
Биологические корни СЛУЧАЙНОСТИ (универсальная закономерность Жизни): при редупликации иногда происходят "ошибки" = мутации гена (код новых двойных спиралей в небольших деталях отличается от исходных).
Гены собраны в пары хромосом, имеющиеся в каждой клетке организма. Перед половым размножением пары хромосом расходятся (редукционное деление): каждая из готовых к оплодотворению половых клеток содержит половинный набор хромосом (гаплоидное состояние).
Рекомбинация: при оплодотворении хромосомы снова соединяются в пары: одна происходит от материнской, а другая от отцовской клетки.
мутация + рекомбинация = новый фено-тип (феноменальный тип)
Изменения наследственности:
- ненаправленный (случайный) характер;
- изменяют (уменьшают \ увеличивают) шансы на получение энергии и выживание.
В редких случаях изменение наследственности позволяет лучше приспособиться: получать больше энергии или меньше её терять. При постоянном количестве энергии увеличение её потребления одним организмом → уменьшение потребления другим = конкуренция = вымирание слабых = естественный отбор.
Случайный отбор структур, выполняющих полезную для сохранения вида функцию ➞ иллюзия целесообразности = телеономия.
Все структуры организмов возникли под селекционным давлением конкуренции.
"Приспособление" — информационный процесс: живая система познаёт действительность и адаптируется к ней.
Когнитивные методы:
генома: эксперимент → сравнение результата с действительностью → сохранение нового знания = повышаются шансы приобретения энергии = выживание = вероятность дальнейшего получения знаний;
человека: виртуальная модель действия → эксперимент → сравнение результата с действительностью → сохранение нового знания = повышение шансов приобретения энергии = выживание = вероятность дальнейшего получения знаний
Геном учится лишь на своих ошибках! Цена ошибки = Жизнь Организма!

3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕКУЩЕЙ (НЕНАКАПЛИВАЕМОЙ) ИНФОРМАЦИИ.

Неориентированность → ориентированность = «ПОНИМАНИЕ» :
1) получение и оценка информации → 2) виртуальная модель адекватного ответа.
Текущая информация из переменной внешней среды противоречива, поэтому её приём и переработка не должны менять сам воспринимающий и перерабатывающий её физиологический аппарат. Его стабильность и эффективность свидетельство приспособленности, купленной ценой потери степеней свободы: на конкретный «вопрос», внешней среды → ответ: «да» - «нет». Эти ответы истинны только в условиях той среды, где сформировался аппарат переработки информации. За её пределами ответы — ложные.
Познание построено на «шаблонных» (априорных = рефлекторных) ответах, генетически встроенных в "аппарат отображения мира".

4. ДВОЙНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ.

Обладание энергией → знание → совершенствование механизмов приема, переработки и накопления информации (селекционное давление) → преимущества в доступе к энергии

К.Лоренц "Оборотная сторона зеркала": http://royallib.com/book/konrad_lorents/oborotnaya_storona_zerkala.html
Tags: #гуманная педагогика, #дидактика, #жизнь как адаптация, #интенсиные методики обучения, #информационная парадигма образования, #новая парадигма педагогики, #просвещение, #развивающие учебные технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments