nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

7. АРХЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. РЕЧЬ И РЕАКЦИЯ НА НЕЕ: СУГГЕСТИЯ.

НА РУБЕЖАХ МОГУЩЕСТВА "СЛОВА". "НЕДОВЕРИЕ".



Одна крайность думать, что язык представляет собой некую среду, которой человек окружен и которой, однако, не замечает, полагая, что непосредственно общается с окружающим миром.

Противоположная крайность – сенсуализм: иллюзия будто индивид с помощью одних своих органов чувств и ощущений непосредственно общается с миром, познает его и воздействует на него без опосредствующей – языковой – среды.

Язык навязывает человеку нормы познания и мышления: мы можем ПОЗНАТЬ и ПОНЯТЬ только то, что отражено в нашем языке.

Языковый «субъект» – существо телесное, чувственно общающееся с внешним миром, и – существо социальное, насыщенное опытом других людей и отношениями с ними.

Нередко язык берется не как языковое или речевое общение, а как самодовлеющая система, усвоенная индивидом и исследуемая вне проблемы обмена словами (речевой реципрокности) между людьми.

Словесная инструкция, тормозящая выработанную двигательную реакцию на условный раздражитель, действует у одних испытуемых с ходу, у других – с затруднениями. В последнем случае на помощь привлекаются поощряющие мотивы, устраняющие противодействие инструкции. У некоторых испытуемых обнаружилась, наоборот, преувеличенная («агрессивная») реакция после получения словесной инструкции на торможение. Значит, к инструкции приплюсовался некоторый иной стимул: либо гетерогенный, либо негативный, антагонистичный.

Степень стимулирующей и тормозящей роли второй сигнальной системы при выработке и угашении условных рефлексов у человека варьируется в широких пределах. Сила второсигнальных воздействий определяется:
характером словесной стимуляции,
наличием или отсутствием тормозящей второсигнальной стимуляции – недоверием к сказанным словам.
Какая психофизиологическая реальность стоит за НЕДОВЕРИЕМ к словам? - Личный негативный опыт, находившийся в латентном состоянии, породивший столкновение двух противоположно направленных инструкций?

В паре: экстероинструкция - аутоинструкция, или внушение - самовнушение, или суггестия - контрсуггестия первично внушение – суггестия.

Внушение и Доверие.

ВНУШЕНИЕ, СУГГЕСТИЯ – корень, порождающий всю вторую сигнальную систему – формируется не изолированно “внутри” индивида, а во взаимодействий между индивидами. “Внутри” индивида лишь часть этого “механизма” - принимающий аппарат внушения – лобные доли коры. Лобные доли – орган внушаемости. Их поражения делают невозможным подчинять поведение словесным инструкциям, хотя, собственно речевая деятельность сохраняется.

Внушение проявляет принудительную силу слова. Слова, произносимые одним, неотвратимым, «роковым» образом предопределяют поведение другого, если только не наталкиваются на отрицательную индукцию, КОНТРСУГГЕСТИЮ, порождаемую словами третьих лиц или оформляющуюся по такой модели. В чистом виде суггестия есть речь минус контрсуггестия, зависящая от авторитетности источника суггестии.

У современных взрослых людей суггестия, т.е. полная некритическая внушаемость, наблюдается только в патологии или в условиях гипнотического сна, отключающего всякую «третью силу»: сопоставление внушаемого с массой других прошлых второсигнальных воздействий. Это равносильно отсутствию недоверия к источнику слов. Доверие (вера) и суггестия – синонимы. У детей внушаемость выражена сильно, достигая максимума примерно к 9 годам. В патологии она сильна у дебилов, микроцефалов, но в подавляющем большинстве других психических аномалий она, напротив, понижена, недоразвита или подавляется гипертрофированной отрицательной индукцией.

Семиотика выделяет у знаков человеческой речи три аспекта, три сферы отношений:
1) отношение знаков к объектам – семантика;
2) отношение знаков к другим знакам – синтаксис;
3) отношение знаков к людям, к их поведению – прагматика.
Это стороны единого целого.

Специалисты по естественным наукам преимущественно исследуют семантические отношения слов. Лингвисты, математики, логики – структурные, синтаксические, отношения.
Психологи, психопатологи (нейрофизиологи) - прагматические.

Исследуя воздействие знаков на поведение людей, выделяют четыре функции:
1) побуждать человека – призывать к тому или иному действию или воздержанию от него;
2) информировать о чем-либо, побуждающем к действию или к его торможению;
3) положительно или отрицательно оценивать поступки информируемого;
4) систематизировать и организовывать его ответные действия.

Эти функции исполняют специальные знаки:

1) десигнаторы (называющие или описывающие, несущие чисто информационную нагрузку),
2) аппрайзеры (оценочные),
3) прескрипторы (предписывающие),
4) форматоры (вспомогательные).

Среди этих функций коренная, исходная – прескрипция (сходна со словесной командой, даваемой человеком ручному животному). Выполнение того, что указано словом, автоматично, принудительно, носит «роковой» характер.

Но прескрипция может оказаться невыполнимой при отсутствии у объекта словесного воздействия необходимых навыков или предварительных сведений. Тогда непонимание пути реализации прескрипции временно затормаживает ее исполнение и следует вопрос: «как», «каким образом», «каким способом», «с помощью чего» это сделать?

Такой ответ потребует нового «знака» «форманта», разъясняющего, вспомогательного. После чего прескрипция может сработать.

Но торможение прескрипции способно принять и более глубокий характер отрицательной индукции, негативной задержки. Тогда, чтобы усилить воздействие прескрипции, суггестор должен ответить на прямой вопрос: «почему (или зачем) я должен это сделать (или не должен этого делать)?» Это – критический фильтр, недоверие, отклонение прямого действия слова.

Существует два уровня его преодоления и усиления прескрипции:

а) соотнесение прескрипции с принятой в данной социально-психической общности суммой ценностей, т.е. с идеями хорошего и плохого, «потому что это хорошо (плохо), похвально и т.п.»;

б) перенесение прескрипции в систему умственных операций самого индивида посредством информирования его о предпосылках, фактах, обстоятельствах, из коих логически следует необходимость данного поступка – убеждение, доказательство.
Tags: #волевое управление психикой, #восприятие информации, #восприятие речи, #значение слова, #инстинктивное поведение, #образ, #образы зрительного восприятия, #сигнальные системы, #смысл
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments