nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

4. АРХЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. РЕЧЬ - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.



До 60-х гг ХХ в. психология изучала неговорящего человека, а языкознание изучало язык без говорящих людей (Н.И. Жинкин).

1) Переворот в психологии разумных процессов Л.С. Выготского.

До Л.С. Выготского только низшие психические функции человека – ассоциации, ощущения, эмоции, непроизвольное запоминание подвергались экспериментальному нейрофизиологическому исследованию. Высшие процессы – сознание, воля, активное внимание, произвольное запоминание, понятийное мышление, произвольная деятельность – были предметом описательной психологии.

Выготский вторгся в зону высших психических процессов. Свое направление он назвал «инструментальной» психологией, потому что изучал использование человеком знаков (и орудий).

Невозможно объяснить высшие психические процессы в рамках работы индивидуального мозга. Высшие психические процессы поддаются осмыслению в сфере человеческих отношений, где людей связывает речь.

Структура поведения ребенка описывается моделью, где действие разделено между людьми:
- мать говорит ему: «На мячик», «Дай мячик»,
- он тянется к мячу;
- в более позднем возрасте он сам говорит: «мячик», называет, фиксирует словами предметы, к которым тянется и с которыми манипулирует: он вобрал в себя оба полюса,
ранее разделенные между действующими лицами – мамой и самим собой.

Так «интерпсихическое действие превращается в его интрапсихическую структуру»: слова, указания, запрещения, которые он раньше слышал от других, становятся внутренними средствами организации (волевой) психической деятельности.

П. Жанэ:
(1) человеческие психические функции возникли в результате перенесения индивидом в самого себя тех форм социального поведения, которые первоначально выработались в его отношениях с другими людьми;
(2) размышление есть спор, внутренняя дискуссия с самим собой;
(3) слово первоначально было командой для других: за властью слова над психическими функциями стоит власть начальника над подчиненным. Регулирование словом чужого поведения приводит к выработке вербализованного поведения личности.

Л. Выготский:
(1) Ребенок сначала регулирует свое поведение внешней речью, описывающей нужный порядок действий и формулирующей его программу.
(2) На следующем этапе развернутая “внешняя” речь сокращается, принимая форму “внутренней” речи, свернутой по строению и предикативной по форме. Эта внутренняя речь достаточна, чтобы самому себе сформулировать намерение, наметить схему дальнейших действий и развернуться в программу сложной деятельности.
(3) Далее внутренняя речь переходит к интериоризованной – минимально вербализованной: слова превратились в мотивы, мотивы нашли для себя готовые культурные и инстинктивные модели поведения, схемы поступков.

Ключ к высшим психическим функциям – в речи, в языке, во второй сигнальной системе человека.
Под ее влиянием коренным образом меняется восприятие, формируются новые виды памяти, создаются новые формы мышления. Речь сначала внешняя, а затем и внутренняя становится у человека важнейшей основой регуляции поведения.

Исследования Выготским роли речи в формировании психических процессов – одна из основных линий советской психологической науки – породили учение о формировании высших психических функций и формах управления ими (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Был окончен спор языкознания и логики: предшествует ли мысль языку или они не существуют друг без друга? Разрешено диалектическое противоречие предложения и суждения, законов грамматики и законов логики, слов и понятий. Стало очевидно: мышление без языка и до языка невозможно.

Возможно до мышления существовала “предречь” – «пресемантическая» (досмысловая) стадия речевой деятельности. Формула «речь – орудие мысли» годится для микропроцессов, когда мы подыскиваем слова для выражения мысли, представленной образом – гештальтом. Мышление восходит в сферу отношений индивида не только с объектами, но и с другими индивидами. Акт мысли есть акт возражения или согласия, как и речь есть акт побуждения или возражения.

Экспериментальные исследования с помощью тонкой электрической аппаратуры процессов «внутренней речи» (при решении задач в уме, в припоминании стихов, при мысленной реакции на заданный вопрос) обнаружили глубочайшую генетическую связь мышления с речевой деятельностью. Это же подтверждается экспериментально установленными фактами соучастия в актах мышления дыхательной активности (компонента речевой деятельности), затрудненностью или невозможностью акта мышления при зажатом (ущемленном) языке. Поэтому активное проговаривание – озвучивание, вербализация феноменов своего внутреннего мира детьми – главнейший метод развития мышления. Поэтому важнейшее условие успешного умственного развития школьника – богатая, повседневная, корректируемая (управляемая) педагогом разговорная практика вокруг текстов программы обучения. Существуют специальные интенсивные дидактические технологии, позволяющие организовать такую системную разговорно-мыслительную практику ежедневно – на каждом уроке и для каждого ученика – независимо от наполняемости классов (будь то 12-15 или 30-40 человек). Но владеют ею немногие учителя. И оттого большинство учащихся особенно казенных, но и приватных школ лишены такого важнейшего инструмента умственного развития.

Явление смысловой вербальной памяти присуще только и исключительно человеку, так как связано с самыми высшими психическими функциями, в том числе с речью. Хотя персональная образная ассоциативная память известна в животном мире у высших млекопитающих. Физиологический субстрат любой памяти (смысловой вербальной и образной ассоциативной) звездчатые нейроны в мозге высших животных – имеет молекулярную основу.

Использование термина «память» за пределами человеческой психики – в переносном смысле – является антропоморфизмом: искусственным присвоением человеческой функции поведенческим животным реакциям стадиально низшего – дочеловеческого происхождения.

Высшие психические функции и, в том числе, мышление – производные от речевой функции. Не речь орудие мышления, но мышление плод речи. Все высшие психические функции человека не гетерогенны, но гомогенны: они все ветви и плоды одного дерева, ствол и корень которого речь. Это представление открывает перспективу развития монистической теории человеческой психики.

(Продолжение следует)
Tags: #знак, #инстинкты, #образ, #психика человека, #разум, #слово, #эволюция психики, #язык человека, #языки животных, @антропогенез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments