nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

3. АРХЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. ЗНАЧЕНИЕ И ЗНАКИ.


СИНОНИМИЯ

При полном соотнесении знака с предметом возникает семиотический парадокс, когда оба члена формулы слишком свободно меняются местами и функциями “знака” и “обозначаемого”. При этом каждый в одно и то же время остается и “знаком”, и “обозначаемым”. И тогда возникает потребность в дополнительном вспомогательном словесном знаке типа «вот», «это», «там». И тогда словесных знаков уже два, что и отличает их вместе с самим жестом, как знаки от обозначаемого объекта.

Отторжимость знака от обозначаемого олицетворяется заменимостью и совместимостью разных знаков для одного и того же предмета. Если бы знак был незаменим, он оказался бы принадлежностью предмета (или предмет его принадлежностью). Но знаки человеческого языка могут абсолютно замещать друг друга, подменяя один другого.

У животных нет двух разных звуков для обозначения того же самого состояния или сигнализирующих в точности о том же самом.

Любой человеческий языковый знак имеет эквивалент – однозначную замену. Это либо слова-синонимы, либо составные и сложные предложения или длинные тексты.

Нет такого слова, значение которого нельзя было бы передать другими словами.

ЗНАЧЕНИЕ это отношение взаимного тождества = взаимной заменимости двух (или более) знаков. Если бы не было эквивалентных, т.е. СИНОНИМИЧНЫХ, знаков (как их нет у животных), знак не имел бы значения.

АНТОНИМИЯ

Присущая человеческой речи способность передавать одно и то же значение разными знаками требует обратной способности: блокировать эту диффузию. Иначе все возможные знаки оказались бы носителями одного и того же значения или смысла. Эту задачу выполняет АНТОНИМИЯ: в противоположность синонимам антонимы исключают друг друга. Они определяются друг через друга, поэтому антонимов (не в узко-лексическом, но в широком семантическом смысле) в каждом случае может быть только два. Они означают предметы, исключающие присутствие другого: «свет» это отсутствие «тьмы» и обратно, как и исключающие друг друга оценки и отношения. Отрицание это отношение значений двух знаков-антонимов.

Всякое значение контрастно по природе: всегда должно оставаться что-то другое, что не подпадает под данное значение.

“ЯЗЫКИ” ЖИВОТНЫХ

3вуки, издаваемые животными, не имеют никаких отношений между собой. Они не сочетаются ни по подобию, ни по различию.

Только человеческие языковые знаки благодаря отсутствию сходства и сопричастности с обозначаемым предметом обладают свойством вступать в отношения связи и оппозиции между собой, в том числе в отношения сходства (т.е. фонетического и морфологического подобия) и причастности (синтаксис). Ничего подобного синтаксису нет в том, что ошибочно называют «языком» пчел, дельфинов или каких угодно животных.

В человеческом языке противоборство синонимии и антонимии приводит к универсальному явлению оппозиции: слова в предложениях, как и фонемы в словах, сочетаются посредством противопоставления. Каждое слово в языке по определенным нормам ставится в связь с другими (синтагматика) и по определенным нормам каждое меняет форму по роду, времени, падежу и т.п. (парадигматика). Как из трех-четырех десятков фонем (букв), ничего не означающих сами по себе, можно построить до миллиона слов, так благодаря этим правилам сочетания слов из них можно образовать число предложений, превосходящее число атомов в видимой части Вселенной, практически безгранично раздвигающийся ряд предложений, соответственно несущих и безгранично увеличивающуюся информацию и мысль.

Из синонимии вытекает неограниченная возможность «перевода» одних знаков на другие знаки, т.е. к обозначению того же самого (общего значения) самым разным числом иных знаков. Кроме лексической синонимии сюда относится всякий семантический коррелят всякое определение и объяснение чего-либо «другими словами» и «другими средствами», всякое логическое тождество, всякий перифраз, а с другой стороны, разное наименование того же предмета на разных языках. Сюда принадлежит также «перевод» с естественных знаков на разные сокращенные или адаптированные искусственные языки, знаковые системы или знаки.

Представляется правильной обратная классификация:
1) первичные и основные языковые знаки,
2) вторичные заместители – специальные переводные знаки, «значки языковых знаков»:
переводы звуковой речи на ручную у глухонемых,
на стенографическую,
на язык узелков,
свистков,
на математическую и логическую символику,
на бытовые броские сокращения в форме запретительных, повелительных, указующих, дорожных сигналов,
на музыкальные ноты,
на военные и спортивные знаки отличия,
на язык цветов, символов и т.д.
Вторичные (переводные) знаки сами не могут иметь знаков-заместителей без возвращения к первичным языковым знакам.

Есть особая группа человеческих знаков, привязанных к речи: интонации, мимика и телесные движения (пантомимика, жестикуляция). У животных нет мимики, только у обезьян она налична, причем довольно богатая. Но у животных это формы выражения эмоций, но не знаки. Люди употребляют эти внеречевые средства не в качестве непроизвольного спутника своих чувств, а для обозначения таковых и для уточнения смысла произносимых слов. Без этих семиотических компонентов нельзя было бы понять: слышим ли мы утверждение, вопрос или приказание, серьезен ли текст или это шутка.

Дополнительные знаковые средства речевого общения называют паралингвистикой и расчленяют на кинесику (изучающую знаковую функцию телодвижений по аналогии с лингвистическими моделями) и паралингвистику (изучающую все коммуникативные свойства голоса, кроме его собственно лингвистических функций).

Интонационные подсистемы речи интерпретируют значения и смысл словесных высказываний. Речевая экспрессия редко имеет собственный перевод на речевые знаки, но в сочетании со словами она обретает значение.

Мимика и пантомимика подчеркивают, усиливают смысл и значение высказываний. Мимика развивается вместе с речью. Она крайне бедна у детей с нарушенным развитием речи.

Паралингвистика и кинесика внутри себя не содержат твердых правил сочетаний и оппозиций наподобие синтаксиса. Но они могут иметь общее значение, могут быть заменимы друг другом: пожатие плечами – на поднятие бровей, как эквивалентные обозначения удивления. Впрочем, все же паралингвистические и кинесические знаки в основном служат для лучшего дифференцирования и уточнения знаков собственно речевых.

1.6. Знаки, Изображения и Образы.

К периферии системы человеческих знаков относится категория вторичных, производных знаков: искусственные подобия обозначаемых предметов или изображения. Если первичные знаки не имеют сходства с объектом обозначения, то вторичным, производным это уже дозволено (по принципу “отрицание отрицания”). Но они не должны быть полным тождеством предмета, а должны представлять собой большую или меньшую степень репродукции из заведомо иного материала по формуле: «то же, да не то же». Знак как бы возвращается к связи с денотатом: изображение, как и указательный жест, выражает неприкосновенность самого денотата. Изображение связывает знак и с таким денотатом, с которым не может связать указательный жест, с отсутствующим или воображаемым, с бывшим или будущим. Семиотики либо различают два вида знаков неиконические и иконические (изобразительные), либо сохраняют понятие «знак» только для неиконической репрезентации предмета, вследствие чего изображение уже не может рассматриваться ни как разновидность, ни как дериват знака. Но такое строго дихотомическое деление затруднено тем, что присутствие изобразительного начала в знаке может иметь самую разную степень: изобразительность может быть вполне отчетлива и натуралистична, может быть затушевана, наконец, еле выражена. Эта редукция изобразительности отражает возвратное превращение последней в первичные знаки, т.е. уже «отрицание отрицания отрицания», что наблюдается, например, в истории некоторых видов письма.

Ни одно животное никогда ничего не ИЗОБРАЗИЛО. Подразумевается не инстинктивная имитация действий – явление физиологическое, не относящееся к проблеме знаков, но создание ПОДОБИЙ реальных предметов, не обладающих иной функцией, как быть подобием.

Человеческая способность изображения имеет диапазон – от богатства воспроизведенных признаков (чучело, макет, муляж) до крайней бедности: от реализма до схематичности. Алфавиты и иероглифы восходят к пиктографическому письму графическими изображениями, бесконечное и ускоряющееся воспроизведение которых требовало все большей схематизации, пока связь с образом совсем или почти совсем не утратилась; буквы стали в один ряд с фонемами (не знаками, а материалом знаков). Широко развились и разветвились виды изображений – скульптурные и графические, планы и чертежи, оттиски и реконструкции, индивидуальные отражения и обобщенные аллегорические символы. Все они имеют свойство, отсутствующее у речевых знаков: сходство с обозначаемым предметом. Это свойство – отрицание исходной характеристики знака как мотивированного полным отсутствием иной связи с предметом, кроме знаковой функции, отсутствием сходства и причастности. Изображение как бы «декодирует» речевой знак.

Что первично: слово или мысль? Кто кого в паре – “слово - мысль” – порождает?

В мозге человека нет центра или зоны мысли, но есть центры или зоны речи: в левом полушарии, в верхней и нижней лобной доле, в височной, на стыках последней с теменной и затылочной.

Декартовским понятием “РЕФЛЕКС” обозначены элементарные реакции нервных тканей – основной механизм функционирования центральной нервной системы.

И.П. Павлов ввел понятие “ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ”, но не раскрыл ее специальную физиологическую природу и филогенез. Она осталась «надстройкой» над первой сигнальной системой. Павлов и его последователи исследовали общую природу 1-й и 2-й сигнальных систем и их взаимные связи. Не было исследовано их различие, их противоположность, их антагонизм. Был лишь установлен фундаментальный физиологический факт: вторая сигнальная система оказывает постоянную отрицательную индукцию на первую.

(Продолжение следует)
Tags: #антропогенез, #знак, #инстинкты, #образ, #психика человека, #разум, #слово, #эволюция психики, #язык человека, #языки животных
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments