nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

Интенсивное обучение Истории Древнего Мира методом В.Ф.Шаталова

Публикую свою старую (1990 г) статью в журнале "Преподавание истории в школе". Наделала она шума в свое время. Любопытно предисловие - образец редакционной страховки на случай: "вдруг начальству не понравится". Хотя редактор честно предупредил, что вынужден будет "подстелить соломки" для самостраховки. Я его понимаю. Таковы правила игры. Не он писал. Не ему менять.

Но даже в таком виде публикация образца полу-опальной методики - профессиональный подвиг редактора. Хотя после шторма писем, захлестнувших редакцию и нашу лабораторию Интенсивных Методов Обучения АПН СССР, куда все эти письма переправляли из редакции, статьи по методике В.Ф.Шаталова на страницах гуманитарных изданий стали явлением столь же распространенным, как и в дидактических изданиях математических и естественнонаучных.

После публикации было издание всего методического пособия с поурочной разработкой курса Истории Древнего Мира. Приезжали в лабораторию гонцы издательства "Просвещение" с предложением от которого в иные времена нельзя было бы отказаться. Но времена были уже перестроечные, и мы у себя в лаборатории решили сами себя издавать. Создали вместе с уникальным человеком, поверившим в наш проект - В.Н.Пашкевичем, на базе одного из райкомов комсомола г.Донецка коммерческое хозрасчетное подразделение и опубликовали первый тираж - 1000 экземпляров. Его не раскупили - размели. Что такое 1000 экземпляров для СССР? Даже не капля в море - пылинка. Поняли, что коммерчески не ошиблись. Создали специальные отделы - производственный и сбыта - и издали второй тираж истории, а за нею и все остальные школьные курсы. Потом пошла История Средних Веков, Новая, Новейшая, Биология, Химия, Физика, Математика, Языки...

Заказывали комплекты - на классы и целые школы. Тиражи выросли до 5 000 - 10 000. Издавали и переиздавали. Только Историю Древнего Мира, если не ошибаюсь, переиздали раз семь. Позже стали продавать авторское право, чтобы издавали уже на местах - в регионах. Рассылали "от Москвы до самых до окраин": от Прибалтики, Мурманска - до Кушки, Итурупа и Сахалина. А следом сами ездили с семинарами для учителей по линии АПН в рамках программы их усовершенствования...

Смерть СССР стала смертью Советской школы. Буржуям умные образованные дети не нужны. Им нужны негры. Негров и учат сегодня и в Российской, и в Украинской казенной школе.

Думали ли мы - участники движения педагогов-новаторов, озабоченные усовершенствованием Советской школы, что ее "усовершенствуют" по-болонски: убьют насмерть?! Плохо же мы знали свою страну и ее правителей.

Интересно, где-то сегодня работают с опорными конспектами?

Публикую полную методическую разработку одной из тем учебного курса на случай, если она пригодится участникам движения "Семейная школа". В отношении школы казенной у меня больше нет иллюзий.

ВВЕДЕНИЕ.
Урок 1. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ

План урока (на доске).

1. Наука ИСТОРИЯ.
2. Исторические источники.
3. Историческое время. Счет лет в истории.

Вопросы домашнего задания и планы ответов на них.

1.Что изучает наука история? Зачем ее нужно знать людям? О чем рассказывает история древнего мира? (с. 6).
2.Как люди узнают о своем прошлом? Какими бывают исторические источники? (с-6—8).
3.Как люди представляли себе движение исторического времени? (с. 34—35)
- не замечали,
- медленно,
- быстро,
- из прошлого — через настоящее — в будущее,
- памятные события в истории человечества — точки отсчета исторического времени.

Понятийный минимум

ПОНЯТИЯ — язык науки. Уяснение и запоминание новых слов - ПОНЯТИЙ - важный этап работы. Целый ряд давно известных и привычных нам слов имеет иное, новое для нас значе­ние. Например, «источник» — «исторический источник», «след» - «исторический след». Нужно запомнить и знать эти новые значе­ния слов. Появятся и совершенно новые слова, без знания которых вы не сможете правильно выразить свои мысли. Их тоже нужно хорошенько запомнить и употреблять в работе на уроке. В конце каждого пояснения к уроку будет дан список таких новых слов с их подробным объяснением.

1.История - наука о прошлом человека и его общества.
2. История древнего мира - история первобытно-общинного и рабовладельческого строя.
3. Исторические источники - следы жизни людей: веществен­ные, письменные и этнографические.
4. Этнография — наука, изучающая в жизни современных на­родов следы и остатки прошлого.
5. Хронология — наука о последовательности событий в истории, о том, как считать историческое время. «Хронос» — «время» по-гречески.
6. Лето — законченный временной цикл — от одного урожая до другого.
7. Век — 100 лет.
8. До н. э. — время, длящееся до рождения Иисуса Христа.
9. Н. э. — время, длящееся от рождения Иисуса Христа до наших дней.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 1



Домашнее задание:
1. Прочесть текст учебника на страницах 6—8, 34—35.
2. Отвечать устно на вопросы домашнего задания, используя ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 1 (далее ОК-1).

КАК ПРАВИЛЬНО И В КРАТЧАЙШИЙ СРОК ПОДГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «НА ОТЛИЧНО»

1. Возьми план урока и лист с опорным конспектом (ОК.) и с их помощью припомни весь ход урока. На это уйдет не более 3-х минут.
2. Прочти текст на заданных страницах учебника ОДИН РАЗ. Если там встретятся непонятные места, отметь их на полях учебника карандашом аккуратными «ап1чками»(۷ ۸) так, чтобы после можно было бы стереть твои знаки резинкой. Ведь этим учебником после тебя будет пользоваться еще не одно поколение учеников. На такую работу уходит примерно от 6 до 9 минут, в зависимости от темпа чтения.
3. Пользуясь опорным конспектом или планом ответа ВСЛУХ сам себе, а еще лучше маме, папе, бабушке или дедушке, това­рищу, расскажи ответы на вопросы домашнего задания. Это не­обходимо потому, что нужно привыкнуть рассуждать вслух перед слушающим тебя человеком так, чтобы он понял, что ты ему хо­чешь объяснить. Эта работа займет поначалу 5—8 минут, а когда ты к ней привыкнешь, то гораздо меньше. Со временем, когда ты научишься свободно излагать вслух свои мысли, специально тре­нироваться в устном ответе будет уже не нужно и подготовка к домашнему заданию будет занимать еще меньше времени.
Подведем итог: подготовка к уроку заняла у нас от 14 до 20 минут, и можешь быть абсолютно уверен — этого времени вполне достаточно, чтобы получить пятерку.

Тема I. ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Урок 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЖИВОТНОГО МИРА. ДАЛЬНИЕ И БЛИЖНИЕ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА

План урока (на доске).
1. Почему НЕКОТОРЫЕ обезьяны начинают превращаться в людей?
2. «Обезьяночеловек».
3. «Человек умелый».

Вопросы домашнего задания и планы ответов на них

1. Почему НЕКОТОРЫЕ обезьяны начинают превращаться в людей? (§1),
а) Организация стад (сообществ) человекообразных приматов:
- разделение труда,
- дисциплина,
- общение при помощи сигналов;
б) возможные причины переселения части обезьян с деревьев на землю.
2. «Обезьяночеловек» (§1). Кто это такой и каковы его при­знаки?
а) внешность,
б) занятия,
в) использование вспомогательных предметов (инструментов),
г) стадо.
3. «Человек умелый». (§ 2 : 1) Кто это такой и каковы его признаки?
а) внешность,
б) занятия,
в) ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИИ ТРУДА,
г) средства общения — звуки и жесты,
д) стадо.
ВЫВОДЫ: В каменном веке происходило превращение обезь­яны в человека. Главными занятиями тогда были ОХОТА и СО­БИРАТЕЛЬСТВО.

Понятийный минимум.

1. «ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК» - уже не обезьяна, но еще не (человек, ближе к обезьяне. Не способен изготавливать орудия труда, а может лишь использовать случайно найденные предметы (инструменты).
2. «ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ» — существо, еще больше похожее на человека, умеющее изготавливать ПРОСТЕЙШИЕ орудия труда.
3. ОРУДИЯ ТРУДА - инструменты, изготовленные руками человека, носящие на себе следы обработки, предназначенные для добычи человеком средств к жизни.
4. ПРОДУКТ ТРУДА - результат трудовой деятельности человека.
5. СОБИРАТЕЛЬСТВО - поиски съедобных растений и плодов.
6. ОХОТА — убийство животных для поедания.
7. СТАДО — древнейшая организация человеческого обще­ства с вожаком во главе.
8. КАМЕННЫЙ ВЕК - время, когда орудия труда были в большинстве из камня, а главными занятиями - собирательство и охота.



Домашнее задание:
1. Прочесть текст учебника §§ 1, 2 (1).
2. Отвечать устно на вопросы домашнего задания, используя ОК-2.

Урок 3. «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»

План урока (на доске).

1. Ледниковый период.
2. Перемены в образе жизни «человека умелого».
3. «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ» и его особенности.
4. РОДОВАЯ ОБЩИНА - общественная организация «человека разумного».

Вопросы домашнего задания и планы ответов на них

1. Ледниковый период (§2:III)
а) почему начинается похолодание и оледенение?
б) как вменяется растительный (флора) и животный (фауна) мир?
2. Как меняется образ жизни «человека умелого»? (§2:IV-V)
а) какие у него появляются новые потребности?
б) при помощи каких новых орудий труда он эти потребности удовлетворяет?
в) как в человеческом обиходе появляется ОГОНЬ?
г) что такое загонная охота?
д) почему возникает необходимость в строительстве жилищ ! как они выглядели?
3. Как выглядел «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ» и чем он отличался от «человека умелого»? (§3:I-II),
а) что умела делать рука «человека разумного»?
б) как он научился разговаривать?
в)что такое мысль и откуда берется умение мыслить?
4. Каковы признаки РОДОВОЙ ОБЩИНЫ? (§3:IV-V)
а) общие предки;
б) общий труд,
в) общая собственность,
г) общий язык,
д) разделение труда на мужской и женский,
е) органы управления жизнью рода — народное собрание и совет старейшин.

Понятийный минимум

1. ФЛОРА — растительный мир.
2. ФАУНА — животный мир.
3. ЗАГОННАЯ ОХОТА — коллективное занятие, где каждый участник выполняет часть общего дела.
4. «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ» — существо внешне похожее на современного человека, способное изготавливать орудия труд мыслить, разговаривать.
5. РОД — коллектив людей, имеющих общих предков, вместе трудящихся, говорящих на одном языке и владеющих общим имуществом.
6. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ — высший орган власти в родовой общине, собрание всех взрослых членов рода.
7. СОВЕТ СТАРЕЙШИН — орган власти в родовой общине избираемый народным собранием, состоящий из самых опытных мудрых членов рода, управляющий повседневной жизнью рода промежутках между народными собраниями.
8. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА — разделение одного большого дела на части между исполняющими его членами коллектива и совместное выполнение ими всеми большой и сложной, важной для всех участников работы.
9. МЫСЛЬ* — образ будущего изделия или результата ра­боты, создаваемый в уме человеком прежде чем приступить к работе.



Домашнее задание.
1. Прочесть текст учебника §§ 2, 3.
2. Отвечать устно на вопросы домашнего задания, используя ОК-3.

Урок 4. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ. СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА

План урока (на доске).

1. Потепление на Земле.
2. Возникновение новых занятий: скотоводства, земледелия, ремесел.
3. Соседская община.

Вопросы домашнего задания и планы ответов на них

1. Потепление на Земле: какие принесло оно перемены? (§4:I)
а) изменения в природе,
б) расселение людей по планете,
в) РАСЫ.
2. Как возникает скотоводство? (§4:III; §5:IV).
а) лук — новое орудие труда охотника,
б) приручение собаки — первого домашнего животного,
в) частые успехи на охоте - излишки в виде звериных детенышей,
г) домашнее скотоводство,
д) кочевое скотоводство.
3. Как возникает земледелие? (§4:II,§5:II).
а) собирательство,
б) мотыжное земледелие,
в) пашенное земледелие.
4. Как возникают ремесла? (§4:IV,§5:1)
а) потребность в большом количестве качественных орудий труда,
б) необходимость большого количества времени и высоко квалификации работника, изготавливающего такие новые орудия труда,
в) изобретение разнообразных новых орудий труда, необходимых развивающимся новым занятиям,
г) какими были первые ремесла?
5. Что такое обмен и почему он возникает?
6. Соседская община - новое качество общественной организации (§ 4: V, § 5: V)
а) выделение семей из родовой общины:
- новые орудия труда позволяют трудиться более мелкими трудовыми коллективами,
- семья, сама производящая продукт труда, сама же его присваивает,
б) имущественное неравенство: богатые и бедные,
в) род разрастается,
- рост продолжительности жизни,
- рост рождаемости,
- сокращение смертности,
г) племя — объединение нескольких родов, живших по - соседству:
- общие предки,
- общий язык,
- общие обычаи,
- совместно трудятся и защищаются,
д) как управлялось племя?
- народное собрание - высший орган власти,
- совет старейшин племени управляет в промежутках между народными собраниями,
- новая профессия - военные,
- знать - владеющие властью по - наследству.

Понятийный минимум

1. РАСЫ — большие группы людей, внешние признаки которых весьма отличаются в связи с приспособлением к особенностям природной среды обитания.
2. СКОТОВОДСТВО — искусственное разведение животных.
3. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — искусственное выращивание съедобных астений.
4. РЕМЕСЛА — изготовление орудий труда и предметов че­ловеческого обихода.
5. МЕДЬ — ("купрум" — по-латыни) Си, первый металл, открытый человеком.
6. СЕМЬЯ — малый коллектив, выделяющийся из родовой общины с появлением более совершенных орудий труда, объеди­няющий людей для воспроизводства потомства и для производ­ства средств к существованию.
7. ПЛЕМЯ — объединение нескольких родовых общин, живущих по - соседству, для совместных действий — охоты, войны...
8. ЗНАТЬ — привилегированная верхушка племени или рода, передающая власть по - наследству и мало зависящая от на­родного собрания. Профессиональные администраторы и весьма зажиточные люди.



Домашнее задание
1. Прочесть учебник §§ 4—5.
2. Отвечать устно на вопросы домашнего задания, используя ОК-4.

Урок 5. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

План урока (на доске).

1. Картина мира первобытного человека.
2. Мифологическое сознание.

Вопросы домашнего задания и планы ответов на них

1. Как представлял человек устройство мира и самого себя? Как он представлял свое место в мире? (§6:1)
а) представление о природе - живая: способна чувствовать, мыслить,
б) представления об устройстве человека: душа, тело,
в) родственные связи человека с природой — предок-покро­витель (тотем).
2. Мифологическое сознание. Как представлял себе человек причины всего, что происходит в жизни? (§6,§3:III).
а) накопление знаний и опыта,
б) поиски причин происходящего в жизни,
в) духи управляют жизнью,
г) как заслужить прощение за вред, наносимый человеком природе?
д) магия — искусство общения с духами,
е) искусство — стремление украсить жизнь человека,
ж) недостаток знаний и стремление восполнить нехватку знаний фантазиями - мифы,
з) рождение религии из мифов.

Понятийный минимум

1. ДУША - чувства, мысли, воспоминания — продукт деятельности человеческого мозга.
2. ОДУХОТВОРЕНИЕ - присвоение духовных свойств неодушевленным предметам.
3. ТОТЕМ - знак родоначальника и покровителя.
4. ИДОЛ - изображение духа или божества, изготовленное человеком.
5. МАГИЯ - колдовские действия, предназначенные для общения с духами.
6. КОЛДУН - человек, постоянно общающийся с духами лекарь, предсказатель, мудрец.
7. ИСКУССТВО - создание красоты.
8. МИФ - соединение в человеческом сознании знаний к фантазий.
9. РЕЛИГИЯ - вера в несуществующие сверхъестественные существа и попытки при помощи специальных действий заслужить их расположение.



Домашнее задание
1. Прочесть учебник § 3: III, § 6.
2. Отвечать устно на вопросы домашнего задания, используя ОК-5.

ВЗАИМОКОНТРОЛЬ № 1

В конце темы в форме ВЗАИМОКОНТРОЛЯ мы повторяем, закрепляем и проверяем знания, полученные на предшествующих уроках.

Взаимоконтроль состоит из двух этапов.
1. На первом проверяется знание новых слов — понятий, поэтому он называется ПОНЯТИЙНЫЙ МИНИМУМ («минимум» — означает, что новых слов можно знать и больше, но уж никак не меньше).
2. На втором — ученики отвечают письменно на один из вопросов, которые в свое время, разбирались на уроках. Они должны дать полный; ответ на поставленный вопрос и показать свое умение последовательно, логично рассуждать и выражать свои мысли на бумаге. Оценка за взаимоконтроль очень важна: после нее выставляете итоговая оценка, которая не может быть выше оценки за взаимоконтроль.

Если ученик вовремя и хорошенько готовился к урокам, ему не придется специально долго готовиться к взаимоконтролю. Достаточно будет беглого повторения. Если же в какой-то момент работы над темой ученик проявил недобросовестность и не под готовился как следует к какому-либо уроку, ему придется теперь обязательно проделать эту работу, потому что пробел в знаниях обязательно всплывет во время взаимоконтроля. Оценки при взаимоконтроле ставятся очень строго: незнание одного слова снижает оценку на ДВА балла, т.е. до «3», а при незнании двух слов ставится «2» и ученик возвращается на место, после чего ему вторично придется сдавать понятийный минимум. При оценке письменного ответа на вопрос действует правило: одна ошибка — оценка снижается на один балл («4»), две ошибки — на два балла («3»), три ошибки — на три балла («2»).

Понятийный минимум

1. История.
2. История древнего мира.
3. Хронология.
4. Лето.
5. Век.
6. До н.э.
7. Н.э.
8. Исторические источники.
9. Каменный век.
10. Флора*.
11. Фауна*.
12. Юго-восточная Африка.
13. Передняя Азия.
14. Восточная Азия.
15. Обезьяночеловек.
16. Человек умелый.
17. Человек разумный.
18. Орудия труда.
19. Продукт труда.
20. Разделение труда*.
21. Собирательство.
22. Охота.
23. Скотоводство.
24. Земледелие.
25. Ремесла,
26. Литье.
27. Медь - "Си".
28. Стадо
29. Род.
30. Народное собрание.
31. Совет старейшин
32. Племя.
33. Расы.
34. Знать.
35. Вождь.
36. Соседская община*.
37. Семья.
38. Мышление*.
39. Речь.
40. Картина мира*.
41. Душа, духи.
42. Одухотворение*.
43. Тотем*.
44. Миф*.
45. Магия*.
46. Идол.
47. Колдун.
48. Религия.
49. Искусство.

Вопросы для письменного ответа

1. Что такое история древнего мира? Как люди узнают о сво­ем прошлом? Как люди считают историческое время?
2. Почему некоторые обезьяны начинают превращаться в людей? Как это происходит? Чем отличаются друг от друга обезь­яна, обезьяночеловек и «человек умелый»?
3. Как повлиял ледник на жизнь «человека умелого»? Чем от­личается «человек разумный» от «человека умелого»? Что такое Родовая община? Кто н как ею управляет?
4. Как меняется жизнь первобытного человека с уходом ледника и потеплением на Земле? Какие новые занятия возникают в это время? Что такое соседская община? Кем и как она управляется?
5. Как представлял себе устройство мира первобытный чел! век? Как объяснял он жизнь природы, людей? Как и почему возникают магия и искусство?
6*. Почему развитие первобытного человека не остановилось на этапе «человека умелого» или человека, занимающегося толы собирательством и охотой?
7*. Где, в какой общественной организации человек ощущал себя свободнее: в стаде, в родовой общине или в соседской общине? Почему Вы так думаете?
8*. Смогло ли бы продолжиться развитие первобытного человека, если бы не было потепления?
9*. С какими мнениями первобытного человека об устройстве и жизни природы Вы согласны? Что в его взглядах кажется Вам неверным? Согласны ли Вы, что человек состоит из Души и Тела? Что миром правят Духи? Объясните, почему Вы так думаете?

* * *

Вопросы, помеченные «*» (звездочкой), являются необязательными для ответа и выбираются учениками по желанию) Если ученик выбрал для ответа вопрос со «*», он освобождается от ответа на вопросы №№ 1—5. При выставлении оценок за ответы на вопросы со «*» оцениваются НЕ МНЕНИЯ!!!, а знания фактов. Наличие оригинальной, собственной точки зрения и аргументация ее, или хотя бы попытка аргументации, требует повышения оценки, даже если были допущены в рассуждениях фактические ошибки. Но ошибки обязательно должны указываться ученику и разбираться. Ученик ясно должен понимать, что высокая оценка поставлена ему за самостоятельное суждение, но самостоятельные суждения должны быть аргументированными и опираться на факты, которые для этого нужно хорошо знать. Если пока что мы стимулируем оценкой любое самостоятельное суждение и временно прощаем погрешности в аргументации, то вско­ре только за самостоятельность, не подкрепленную аргументами высокие оценки ставиться не будут.
Tags: #дидактика, #интенсивные методы обучения, #методика преподавания истории в школе, #развивающее обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments