nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ПОЗНАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.



На "входе" в дидактический процесс и в дальнейшем – на всем его протяжении – полезно и необходимо понимать существо той деятельности, которую педагог или компенсирующий его отсутствие субъект (родитель и т.п.), выстраивает и осуществляет. Огромные массы педагогов, суетно удобряющие собой тучные нивы казенного образования редко задумываются о столь высоких материях, как "СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА". Для них это обременительная запредельно заумная философия, не имеющая никакого отношения к повседневной "прозе жизни": к оценкам (будь они прокляты!), к нищенской зарплате, за которую необходимо не столько осмысливать творимое на уроках, сколько отписываться от начальства всевозможными отчетами, планами, конспектами и графиками.

Однако уяснение сути дидактического процесса это отнюдь не ритуальное жертвоприношение на алтарь Богини – Философии в рамках очередного академического непотребства погони за учеными регалиями и бонусами. На самом деле – для настоящего педагога – это первейшая и основополагающая установка профессионального сознания – предельно трезвый и принципиальный отчет самому себе: "что творишь?"
Этот вопрос мы уже ставили в тексте "О соотношении инстинктов и разума" (http://56didactnik15.livejournal.com/2628.html) и еще не раз – опять и опять – будем возвращаться к нему, открывая всякий раз его новые грани и оттенки.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ МЫШЛЕНИЯ

Познавательная (когнитивная) способность — функция нервной системы, возникшей во взаимодействии человека с объективным миром. Понимание когнитивных процессов требует единства в изучении процесса познания, субъекта познания и объекта познания.

Познание это процесс переработки центральной нервной системой человека информации, полученной в ходе восприятия им сигналов, поступающих из внешнего мира и из внутреннего мира его биологического организма. Эта информация выражается в форме вербального кода, изображающего выстроенную в уме (в воображении, в памяти) человека ОБРАЗ КАРТИНЫ МИРА – сконструированной виртуальной реальности, отражающей более или менее достоверно РЕАЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНУЮ.

Содержание восприятия – результат физиологических процессов, порождаемых взаимодействием с объектом, отражает их объективные свойства и поддаётся объективному исследованию. Необходимо параллельно исследовать:
- физиологические процессы, порождающие и накапливающие информацию: ощущения и восприятия – начало познания (объективные данные),
- субъект познания: субъективные особенности интерпретации информации – закономерности иррациональной и рациональной ее переработки личностью с ее неповторимой системой доминирующих задатков, способностей, установок, ценностей и энергетики – темперамента человека,
- объект познания, представленный дуальной оппозицией "информационного источника" и "информационного продукта" – относительной на фоне источника моделью объекта познания, где слово "относительная" выражает вечную незавершенность процесса познания вследствие ограниченности когнитивных способностей человека и принципиальную бесконечную непроявленность феноменов объективного мира. Диалектика познания заключается в том, что "информационный источник" является вечным поставщиком – вечно ускользающим, вечно неуловимым полностью, вечно таящим в себе потенцию новой информации, из которой конструируется "информационный продукт"- вечно ограниченный и неполный на фоне бесконечного богатства и разнообразия явлений нашему духу феноменов объективного мира.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ⇄ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Восприятие → (физиологические процессы) → переработка информации ЦНС: образная модель Картины Мира (гештальты) → вербальная модель Картины Мира (текст, нарратив) → экспериментальная гипотеза ответа → ответ → обратная связь (коррекция Картины Мира) → новая гипотез ответа ...

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ — "ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ".

Биологическая эволюция – результат стихийного "познания" живыми существами объективных свойств источников информации: приём, переработка, выражение информации в форме ответных действий и трансформации воспринимающего организма адекватно требованиям и запросам источника информации = "приспособление", адаптация на основе полученной "информации".
Строение тела (морфогенез) «отражает» образы внешнего мира = «приспособлено» к внешнему миру. Для разных животных "актуальны" разные стороны действительности. Особенности нервной системы определяются потребностями адаптации к определённым условиям жизни. Познавательный аппарат сформировался в приспособлении к действительности: все его сообщения о ней достоверны.
Общие формы мыслительного отражения: «ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ», «ПРИЧИННОСТЬ», «ПРОСТРАНСТВО», «ВРЕМЯ».

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ АБСТРАГИРОВАНИЯ.

Нервные механизмы представляют пространственную форму предмета, как одну и ту же, хотя его изображения, к примеру, на сетчатке нашего глаза имеют самые различные формы. Физиологические функции, на которых основано восприятие постоянства формы аналогичны функции разумного обьективирования (абстрагирования). Они непроизвольны и ограниченно доступны спонтанному самонаблюдению в том смысле, что объективно в нервной системе человека происходит анализ информации, но результаты этого процесса далеко не всегда воплощаются в символической форме человеческого языка, оставаясь непроявленными рациональному уму рефлекторными интуициями, уловимыми лишь мастерами медитации. Но даже лишенное языковой оболочки восприятие содержит:
- определение доминирующего мотива (актуальной потребности) с позиций которого анализируется входящая сенсорная информация,
- отвлечение от случайного,
- определение существенных свойств объекта.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ формы мышления «ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ».

Образ действительности отражает лишь актуальные для вида "гомо сапиенс" стороны и свойства феноменов познания. Его достоверность и «вещественность» доказана нашей выживаемостью и жизнеспособностью.
Существуют другие стороны и свойства объективной действительности, не имеющие для нас жизненного значения. Поэтому у нас нет для них органа восприятия.
В познании действительность представлена, как ПРОСТРАНСТВО. Физиологические механизмы формируют трёхмерный образ зрительного восприятия пространства. Логически возможны другие формы пространства (четырехмерность).

Форма восприятия времени задана формой восприятия пространства: продолжительность и последовательность результатов работы физиологических механизмов переживаются и выражаются в пространственных образах и понятиях: «до», «после», «раньше», «позже», «дольше», «короче»...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ формы мышления «ПРИЧИННОСТЬ».

И в условных реакциях животных («после того — вследствие того»), и в человеческом мышлении («причинность») — скрыта сенсорная переработка преобразования силы, где соблюдается ВРЕМЕННАЯ последовательность событий: предыдущие выступают причинами последующих.
При всём разнообразии аппаратов отображения мира нервными системами разных живых существ результаты восприятия ими одного и того же объекта никогда не противоречат друг другу. Совпадение образов внешнего мира объясняется тем, что все формы опыта их взаимодействия относятся к одной и той же внесубъективной действительности.

ИДЕАЛИЗМ — ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
"Идеализм" это убеждение, ментальная позиция, иллюзия будто бы внешний мир не существует сам по себе – вне нашего познания. Открыв существование собственного «Я» (рефлексия) – "зеркала" действительности, человек усомнился в реальности внешнего мира и принял реальный феномен за образ его духовной модели. Психическая причина такой инверсии: преувеличенное доверие к внутреннему опыту и гипер-недоверие к внешнему – своеобразный наркоз, опьяненность, восторг могуществом собственного Разума.

Естественные отношения человека и мира не изучались в комплексе ввиду разделение знания на естественное и гуманитарное.

Человеческие культура и дух должны исследоваться методами естествознания: в исследовании поведения важно знать свойства аппарата, производящего пси-феномены.

Большая часть духовных болезней и расстройств касается морального поведения человека (с т.з. биологии человека психическая болезнь отсутствует!). Для естественно-научного понимания причин этой патологии надо сломать стену между естественными и гуманитарными науками.

Реалист смотрит на внешний мир, не сознавая, что сам он — его зеркало.

Идеалист смотрит лишь в зеркало, отворачиваясь от реального внешнего мира.

Оба не видят, что у зеркала есть не отражающая — оборотная сторона, ставящая его в один ряд с вещами, которые оно отражает: физиологический аппарат, функция которого состоит в познании внешнего мира, не менее реален, чем этот мир. Оборотной стороне зеркала посвящёно это исследование.

ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.

В социальном поведении человека заключено инстинктивное содержание, не поддающееся изменению посредством культурных воздействий. Оно и есть невидимая, рационально неуловимая «оборотная» сторона «зеркала» (инструмента человеческого познания).

Необходимость естественно-научного изучения инстинктивной составляющей человеческого аппарата познания — "оборотной стороны зеркала".

До сих пор на нашей планете не было разумного самоисследования человеческой культуры.

Потенциально мышление, обретенное нашей культурой благодаря естествознанию, дает ей возможность избежать гибели, постигшей все высокие культуры прошлого. Это происходит впервые в мировой истории.

Публикуемый текст — вольное конспективное изложение 1-й главы («Жизнь, как процесс познания») эпохального труда К.Лоренца «Обратная стороны зеркала». Полагаю труды К.Лоренца непременно необходимыми к изучению всеми, кто желает понять чудный мир человеческой души в его натуральной подлинности. И неизвращенности — гордыней установки на богоравность человека, которая, на самом деле, ни что иное, как компенсация воспитанной христианством и подобными ритуальными заблуждениями комплекса психической неполноценности.

Тайна человека, которую не имеет права игнорировать педагог, заключается в том, что человек, обретая Разум, не перестает быть животным. При этом следует понимать, что термин «животное» не несет в себе никакой оценочной функции с ее негативной нагрузкой, связанной с морализаторством и т.п. «идеологией». Это всего лишь Животное — живое биологическое существо, которому свойственно особое — рефлекторное поведение, не озаренное призрачным светом разума.

Педагогике не бывать успешной, если педагоги не будут ясно различать неуловимую грань всякий раз разделяющую в нас «животное» (инстинктивное) и «божественное» (разумное) начала, формирующие в совокупности нашу человеческую сущность, проявляющуюся в каждом нашем поступке, в каждом движении и в каждом импульсе.
Tags: #мышление, #познание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments