nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВНИМАНИЕ -3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.


Зрение и зрительный образ. Зрение – активная реакция нервной системы на световое раздражение. Глаза никогда не остаются неподвижны. Если прекратить движения глаз относительно какого-либо объекта, он постепенно исчезает: перестаёт быть видным. Поэтому важное условие внутреннего сосредоточения во всех видах медитации — остановка и концентрация взгляда — внешнего или внутреннего — на каком-либо объекте снаружи или изнутри наблюдателя. В первом случае образ зрительного восприятия формируется в виде изображения в специальном естественном оптическом органе — «глаз» (проекция на сетчатке) вследствие процедуры переработки отделами головного мозга сигналов, воспринятых периферией нервной системы. Во втором случае образ симулякра «зрительного восприятия» возникает вследствие работы воображения — специального «вторичного» процесса переработки следов персональной памяти и конструирования из феноменов прошлых сенсорных восприятий образа некоторого явления, не данного непосредственно зрению наблюдателя (медитативное воображение работы внутренних органов, поэтические образы иллюзорной субъективной действительности...).

Образ зрительного восприятия в виде изображения в глазе (проекция на сетчатке) находится в непрерывном движении: движущиеся наблюдаемые объекты (замереть – стать невидимым в животном мире) вызывают мелкие колебательные движения самого глаза (нистагм). Неподвижный предмет перестаёт посылать сигналы – отражать солнечный свет своей поверхностью, испускать колебательные импульсы светового излучения, раздражающие рецепторы сетчатки, становясь невидимым. Для знакомства и запоминания сложного образа или фигуры глазу нужно совершить больше разнообразных движений, чем при изучении простого. Поэтому память дольше хранит сложные образы, чем простые.

Глаз и мозг не фотокамера и не регистратор, а преобразователь. Изображение видимого объекта (его проекция на сетчатке) не одно и то же, что образ восприятия. Ни в восприятии, ни в памяти нет длительно сохраняющихся копий «зрительного входа». В процессе восприятия из «зрительного входа» извлекаются сложные комплексы физических ощущений, которые перекодируются и тут же используются в конструктивных зрительных процессах – становятся материалом, из которого мотивированный мозг строит «не зеркальный образ восприятия», а его «вероятностную модель». Последняя отражает: не столько объективные характеристики наблюдаемого объекта, сколько фиксирует ожидаемые субъектом свойства, адекватные априорно сложившейся в его сознании картины возможного будущего, а также эталоны и сенсорные стереотипы, хранящиеся памятью.

Таким образом, взгляд воспринимает информацию избирательно.

Сенсорные эталоны и стереотипы, которые нередко еще называют «архетипами» - следами прошлых (древних) восприятий, участвуют в формировании образов возможного будущего и в распознавании внешних сигналов.

В формировании образов возможного будущего, присутствующих в зрительном восприятии, участвуют следы памяти о наблюдаемых в прошлом подобных явлениях. Такие следы памяти имеют характер не детальных картинных изображений, а схем. Во время ряда последовательных фиксаций зрительных образов, разделяемых морганием, субъект синтезирует модель или схему видимой сцены, используя информацию от каждой новой фиксации для добавления подробностей или для расширения общей панорамы.

Распознавание внешних сигналов происходит через сравнение их с внутренними эталонами. Разнообразие новых сенсорных сигналов делает их распознавание через сравнение с эталоном длительным и громоздким и мешает адекватному отображению действительности из-за отсутствия для многих из них соответствующих эталонов в силу их принципиальной новизны.
К примеру, иллюзия Луны: у горизонта она кажется больше, а в небе кажется меньше. У горизонта Луна кажется больше потому, что кажется ближе: взгляд на пути к Луне проходит через фиксацию других видимых предметов. В небе Луна кажется меньше потому, что кажется дальше: в наблюдении Луны участвует сознание её удалённости и отсутствие промежуточных «станций», за которые взгляду было бы можно зацепиться.

В зрительном восприятии предъявление второй фигуры сразу же после предъявления первой ведёт к разрушению иконического образа первой фигуры. В результате видна:
(1) либо комбинация из двух слившихся фигур,
(2) либо только вторая фигура,
(3) либо воспринимается кажущееся движение (кинематограф)
– в зависимости от пространственных и временных соотношений между обеими фигурами. Но фигуры не видны раздельно.

Если же перед восприятием нового объекта в поле зрения долго находился старый объект, то его образ будет накладываться и искажать образ нового объекта.
Продукты зрительного восприятия сохраняются в кратковременной памяти:
(1) либо в виде иконических следов кратковременных изолированных стимулов,
(2) либо в виде кумулятивной (направленной и сфокусированной системой персональных потребностей и сенсорного опыта) схемы видимого мира, строящейся во время обычного восприятия.

Зрительная информация может храниться долго в разных формах, например – зрительных представлений. Мы способны как бы снова видеть то, что видели раньше.

Сходны ли мысленные образы с оптическими изображениями на сетчатке?
Возможно ли субъективное зрительное впечатление без воздействия света на глаз?

У психопатов и у художественно мыслящих людей мысленные образы столь ярки и детальны, что начинают играть в сознании доминирующую роль и управлять поведением первых. Что касается вторых, то вся художественная литература в своей основе галлюцинация, воплощённая в форму слова. Сновидения состоят из таких же зрительных представлений. Не случайно во сне во время сновидений глаза совершают интенсивные движения.

Становление образов восприятия сложных объектов (Б.Ф.Ломов).

В восприятии глобального, нерасчленённого пятна, в котором в грубом приближении представлены: положение фигуры в поле зрения, её общие размеры, углы и пропорции — отражаются наиболее резкие перепады контура и основные, наиболее крупные детали. Мелкие детали выделяются благодаря специальному волевому усилию и концентрации внимания на этих фрагментах.

Эйдетический зрительный образ – особый продукт воображения, который представляется субъекту находящимся на определённом участке внешнего пространства. Он чёток, близок к подлинному восприятию реальных предметов. В создании продуктов зрительного восприятия и воображения участвуют сходные психические «механизмы». Мысленные (эйдетические) образы это реконструкции, а не фотографические копии восприятия, сохранённые памятью.

Воспринимаемый зрением объект и перцептивный зрительный образ этого объекта имеют объёмный трёхмерный характер. Образ адекватно отображает удалённость объекта от воспринимающего субъекта, его величину. В то время как изображение объекта на сетчатке глаза является двухмерным и перевёрнутым. Движение объекта или глаза, его наблюдающего, позволяют воспринимать объект в трёх измерениях.

Зрение и осязание. Зрительное восприятие органически связано с осязанием по принципу взаимодополнения. Прикосновение к предмету сообщает, что это обособленное, трёхмерное тело, имеющее величину, форму, занимающее определённое положение в пространстве.
Рука учит глаз видеть: осязание придаёт значение хаосу изображений, появляющемуся на сетчатке и упорядочивает его, сообщая информацию о его трёхмерных характеристиках.
Глаз учит руку осязать: даёт приказ руке потрогать, ощупать предмет, попавший в поле зрения и дополнить информацию о нём.

Осязание менее точно, чем зрение при восприятии формы и пространства.
Для формирования осязательного образа необходимо больше времени для обобщения осязательного впечатления в единую картину после ощупывания с разных сторон.

Зрение хорошо развито с момента рождения без предварительного обучения.

При возникновении противоречия между зрительной и осязательной информацией доминирующую роль в восприятии играет зрение. Зрение лишь временно подавляет осязание: стоит закрыть глаза и осязание возвращается в норму. После длительного сенсорного конфликта изменяется тактильное восприятие: осязательные образы преобразуются в соответствии со зрительным восприятием.

Слово в процессе восприятия. Синтез зрительных и осязательных восприятий завершает и обобщает слово, оформляющее, ограничивающее и обозначающее комплекс ощущений, порождаемый рецепторами. Слово сворачивает, минимизирует сенсорную информацию, упаковывает её в памяти, позволяя экономить энергию при хранении и операциях с нею. Поименованный сложный сенсорный образ – АРХЕТИП, осевший в глубинах бессознательного, становится СТЕРЕОТИПОМ последующих восприятий, накладывая на них печать своей ограниченности, вытесняя из сознания целый ряд новых нюансов, деталей восприятия, которые отсутствовали во время формирования стереотипа.

Теория оппонентных процессов в цветовом зрении (Э.Геринг).

Цвета смешиваются по парам дополнительных цветов: синий – жёлтый, красный – зелёный, белый – чёрный. При восприятии цвета восприятие данного участка влияет и на восприятие соседних участков по принципу латерального торможения. Если смотреть на синее пятно на данном участке, то при этом снижается чувствительность к синему на соседних участках, а, следовательно, повышается чувствительность к жёлтому. Восприятие белого цвета повышает чувствительность к чёрному. Это явления пространственного или индуцированного контраста, когда каждый цвет «наводит» на соседние участки поля цвет, являющийся для него дополнительным.

МОДЕЛИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.

Гештальт-психология. Распознавание элементов зрительного образа основано на предварительном восприятии целого: отдельные части целостной конфигурации приобретают своё значение, находясь в составе целого. Образ восприятия организуется так, что все стимулы действуют совместно и таким образом производят впечатление большее, чем сумма ощущений от каждого отдельного стимула.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСПРИЯТИЯ:

Близость – элементы, близко расположенные во времени или пространстве, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Сходство – одинаковые элементы, входящие в одну структуру, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Направление – элементы, образующие непрерывное плавное направление, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Объективная установка – однажды воспринятая организация имеет тенденцию видеться в сходных организациях, непосредственно следующих за ней.
Общая судьба – элементы, выделенные из общей группы сходным образом, сами стремятся объединиться в группу.
Прегнантность – фигуры видятся настолько «хорошо», насколько это возможно при данных стимульных условиях. «Хорошая» фигура – стабильная: такая, которую нельзя упростить или упорядочить путём изменения восприятия.
Историзм – организация образа восприятия во многом зависит от перцептивной истории индивидуума (от традиций, привычек, стереотипов восприятия).

Распознавание целого начинается с распознавания отдельных его элементов (подетальный анализ), которое затем синтезируется в сложный комплексный образ целого явления. Это обусловлено врождённой специализацией нервных клеток, каждая из которых реагирует только на определённый вид и тип раздражителя (эталон). Например, одни клетки реагируют только на горизонтальные линии или фигуры, другие – только на вертикальные, третьи – только на острые углы, четвёртые – только на тупые углы…. Каждая клетка отвечает только за одну ограниченную зону сетчатки, реагируя всего на одну конкретную форму стимула. Всякое изменение стимула вызывает ответную реакцию новой группы клеток. Во время восприятия зрительного образа глаза совершают множество разнообразных движений, задерживаясь в точках фиксации на некоторое время. Точки фиксации, в которых фокусируется взгляд, определяются в зависимости от установки восприятия, от физических свойств объекта, от его новизны.

Распознавание образа происходит при наличии совпадения сенсорных стимулов с соответствующей внутренней мысленной формой («стереотип», «прототип», «эталон», «архетип»…). Например, зависимость восприятия объекта от ожиданий, задаваемых контекстом: на кухне мы ожидаем увидеть одни предметы – тарелки, вилки, кастрюли… и не ожидаем других – серьги, бусы, плоскогубцы, книгу… Несвойственные данному контексту предметы мы можем не заметить, так как стереотип набора кухонных предметов (кухонный контекст) не содержит чужеродных предметов.

Долговременная память хранит не конкретные эталоны и не детальные признаки многочисленных образов, которые приходится распознавать, а своеобразные абстракции образов – прототипы. Это более экономный принцип, позволяющий нервной системе сохранить огромное количество энергии и времени при распознавании новых образов. Образ сопоставляется с прототипом и при наличии сходства происходит его опознание. Прототип позволяет распознать образ, даже если он не идентичен прототипу, а только похож на него.

Вероятно, существуют разные уровни анализа и опознания зрительной информации: на одном – происходит подетальный эталонный анализ стимулов, на другом, когда детали восприятия собираются в синтетический комплекс – сравнение с прототипом.

Прототип формируется на основе часто встречающихся признаков. Такие признаки хранятся в памяти. Чаще воспринимаемые признаки лучше сохраняются в памяти, чем редко воспринимаемые. Правила, по которым сочетаются различные признаки и элементы образа, запоминаются хуже, чем сами элементы. Распознавание, таким образом, состоит из двух этапов:
(1) получение информации о признаках образа (подетальный анализ);
(2) получение информации об отношениях между признаками.
Эти два этапа протекают с разной скоростью: изучение признаков – быстрее, а изучение взаимосвязей – медленнее.

Частота восприятия признака или элемента часто зависит не только от его физического присутствия в поле восприятия субъекта, но от его значимости для субъекта. Стимулы, имеющие значение для воспринимающего (резонансные его актуальным потребностям), легче и чаще привлекают к себе внимание и фокусируют его на себе на гораздо более длительный срок. Поэтому они имеют шансы к лучшему запоминанию и, тем самым, становятся строительным материалом для формирования «прототипов», «стереотипов».

ДИФФЕРЕНЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (Дж. и Э. Гибсон)

Концепция восприятия как извлечения информации.

Живой организм погружён в океан физической энергии. Определённая, очень незначительная доля этой энергии обеспечивает его информацией об окружающем мире и о нём самом. Это информация, присутствующая в объемлющих световых, звуковых, запаховых потоках, в естественных химических соединениях. Эти потоки энергии структурированы. Информация содержится в глобальной структуре строя и в его тонких структурах. Эта информация неисчерпаема, а сами потоки непрерывны и целостны. Поток стимульной энергии не состоит из разрозненных частей, он непрерывен. Аналитически из него можно выделить отдельные фрагменты, но онтологически они встроены друг в друга и онтологически поток не раскладывается на элементарные единицы. Стимуляция не носит дискретного, точечного и ограниченного во времени характера. Она целостна и непрерывна.

Информация, содержащаяся в стимульных потоках, состоит из:
1) объективной информации о мире и
2) информации о возможностях мира, которые он предоставляет живому существу.
Возможности бывают:
1) позитивными,
2) негативными –
в зависимости от свойств вещей и явлений, взятых по отношению к конкретному живому существу – наблюдателю.
Восприятие есть извлечение информации из энергетических потоков, которое задано:
1) объективными свойствами информационных потоков,
2) особенностями организации и возможностями воспринимающих информацию систем организма,
3) сознательными или бессознательными установками и целями восприятия.

Извлечение информации означает выделение из текущих потоков объемлющей человека энергии их устойчивых структурных составляющих – инвариант. Воспринимающая система выявляет инвариантные свойства как отдельных вещей и событий, так и инвариантные свойства, которые делают различные вещи сходными. Инварианты онтологически всегда существуют вместе с вариантами и замечаются наблюдателем только на фоне этих последних. Извлечение информации – не пассивный, а активный процесс, обеспечивающийся целым рядом двигательных активностей, которые вносят вариантные возмущения в структурированные потоки энергии и тем самым создают наиболее благоприятные условия для извлечения их инвариант.

Развитие восприятия есть процесс всё большей дифференциации информации, содержащейся в структурированных потоках энергии. Это переход от извлечения всё более крупных, массивных инвариант к инвариантам всё более тонким, точным и более высоких уровней.

Главное содержание и главный критерий перцептивного развития – рост детальности образов восприятия. На протяжении всей жизни мы учимся извлекать информацию из стимульных потоков энергии, в которых она содержится. Количество содержащейся информации – неисчерпаемо, поскольку неисчерпаемо количество отношений, которое субъект может установить с одним и тем же явлением своего мира. В ходе перцептивного развития совершенствуются воспринимающие системы, развивается мышление человека, формирующее целевые установки восприятия, задающее точку зрения на явления мира и метод их анализа.

Критерии перцептивного развития:

(1) Обнаружение разных свойств мира, которые, первоначально, перцептивная система не замечала, не фиксировала, не отражала.
(2) Выделение размерностей, по которым различаются значения отдельных свойств объектов (прямые линии, изогнутые линии, размеры, цвет, угловой поворот, перспектива…).
(3) Рост различимости близких значений стимуляции определённых размерностей; уменьшение – сужение зоны стимульной генерализации (понижение порогов различения, увеличение остроты зрения, слуха, осязания, рост точности абсолютных оценок…). В этом всё более значительную роль начинают играть мыслительные процессы анализа, синтеза, отвлечения и обобщения.
(4) Выделение и абстрагирование инвариантных комплексов различительных признаков объектов и событий. Например, умение выделять и различать фонемы, как целостные информационные составляющие непрерывных потоков звукоречевой стимуляции или буквы.
Фонемы – наборы, пучки различительных признаков речевых звуков, образующие отдельные оппозиции: открытость – закрытость, звонкость – глухость, назальность – неназальность.…Эти различительные признаки образуют инварианты первого уровня, а их устойчивые наборы – пучки формируют инварианты более высокого уровня. (Теория фонематического слуха Р.Якобсона).
Буквы – отличаются друг от друга наборами признаков, образующих дихотомические оппозиции: прямолинейность – округлость, открытость – закрытость, наличие пересечений – отсутствие пересечений… Чем больше общих признаков, тем труднее различаются буквы.
(5) Когда возникает умение различать объекты и события по инвариантным комплексам признаков, появляется возможность извлечения из потока информации определённых инвариантных структур.
(6) Абстрагирование инвариантных отношений (количественных, пространственных, временных, причинно-следственных…) и структур высшего порядка. До сих пор информация извлекалась из стимульных потоков, отвечающих отдельным объектам. Теперь информация об отношениях извлекается из стимульных потоков, представляющих в восприятии целые события. Примеры абстрагируемых инвариантов:
- равенство – неравенство (больше-меньше, выше-ниже, светлее-темнее),
- близость – удалённость,
- симметрия – асимметрия,
- единичность – множественность…
Абстрагирование отношений играет ключевую роль в освоении грамматики языка, где существуют строгие правила сочетания и согласования слов, фраз и их элементах в сложных высказываниях.
(7) Наличие в долговременной памяти репрезентаций:
А) непосредственных прямых «слепков», «отпечатков» объектов, событий, вербальных сообщений, текстов;
Б) абстрактно-обобщённых моделей, схем – абстрагированных инвариантов (повторяющихся стандартов, устойчивых сочетаний сенсорных стимулов…), экстрагированных в результате анализа из материала непосредственных восприятий.

Развитие восприятия пространства и постоянства объекта.

Восприятие пространства начинается с восприятия целостных событий. Оно начинается как восприятие объектов в отношении к поверхностям, к их краям (обрывам), в отношении друг к другу и к наблюдателю. Дифференциация этих отношений уточняется по мере исследования ребёнком своего окружения и расширения числа объектов, на которые он смотрит, схватывает, а затем по направлению к которым он движется. Эти активности дают возможность ребёнку открывать инвариантные свойства объектов при их видимых трансформациях в пространстве и во времени.

Для ребёнка первичными реалиями мира являются события, а не пространство и время. Последние им вообще не воспринимаются – это абстракции. Воспринимаются события, а пространство и время – это признаки событий и поверхностей.

Размерность времени задаётся последовательной упорядоченностью событий, а размерность пространства – смежной упорядоченностью объектов или частей поверхности.

Механизмы перцептивного обучения и развития.

Абстрагирование – выделение устойчивых, постоянных свойств и отношений в воспринимаемых явлениях и отсеивание, и вытеснение восприятий тех свойств и отношений, которые постоянно варьируются, видоизменяются. Нервные процессы, соответствующие варьирующим элементам содержаний восприятий, нейтрализуют или тормозят друг друга. А нервный процесс, соответствующий их общим постоянным элементам, остаётся активным, и его активность выделяется на фоне заторможенных и нейтрализованных активностей.

Фильтрация – разделение (сегрегация) разных перцептивных содержаний и отсеивание иррелевантной (неуместной) информации, без допуска её к высшим этажам обработки и к хранилищам долговременной памяти.

Абстрагирование и фильтрация – центральные процессы, обеспечивающие дифференцирование перцептивных содержаний. Но есть и иные способы выделить какие-либо содержания из целостных текучих потоков стимульной энергии.

Периферические механизмы внимания – сосредоточение внимания на чём-либо посредством тонких селективных ориентировочно-исследовательских двигательных приспособлений сенсорного органа к наилучшему восприятию этого чего-либо.
В зрительной системе это фиксация взора, сканирование и поворот головы.
В слуховой системе это повороты головы в направлении источника звука.
В осязательной это ощупывающие движения пальцев.
Во вкусовой это движение языка.
Благодаря им рецепторы получают стимуляцию только со стороны определённых аспектов среды из множества возможных. Это облегчает обнаружение критических свойств объектов и событий окружающего мира.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЕНСОРНЫХ СООБЩЕНИЙ.

Обнаружение и интерпретация реальности определяются:
1) энергией стимула, воздействующего на органы чувств – его интенсивностью;
2) знаниями, предшествующими текущему опыту. Последние в виде «эталонов восприятия», «сенсорных моделей», «прототипов», «архетипов» могут влиять на восприятие и интерпретацию стимула, воздействующего в настоящий момент на органы чувств. Хранимые в памяти, они являются набором абстрактных репрезентаций реальности;
3) установкой, предшествующей восприятию (задачей, проблемой, которую в данный момент решает воспринимающий человек);
4) ожиданиями того или иного результата (положительного или отрицательного) - пессимистическими или оптимистическими. Ожидание наказания или поощрения, приобретения или потери влияют на интерпретацию сигнала.

Синтез зрительных и осязательных восприятий завершает и обобщает слово, оформляющее, ограничивающее и обозначающее комплекс ощущений, порождаемый рецепторами. Слово сворачивает, минимизирует сенсорную информацию, упаковывает её в памяти, позволяя экономить энергию при хранении и операциях с нею. Поименованный сложный сенсорный образ – АРХЕТИП, осевший в глубинах бессознательного, становится ЭТАЛОНОМ, СТЕРЕОТИПОМ последующих восприятий, накладывая на них печать своей ограниченности, вытеснением из сознания целого ряда новых нюансов, деталей восприятия, которые отсутствовали во время формирования стереотипа.

Распознавание внешних сигналов происходит через сравнение их с внутренними эталонами. Разнообразие новых сенсорных сигналов делает их распознавание через сравнение с эталоном процессом длительным и громоздким и мешает адекватному отображению действительности из-за отсутствия для многих из них соответствующих эталонов в силу их принципиальной новизны.

Ошибки в процессе интерпретации сенсорных сообщений имеют следующие причины:
(1) Иллюзия – интерпретация новой информации через необоснованное отождествление её с наличными сенсорными эталонами, в результате чего делается неверный вывод о её свойствах и значении для воспринимающего субъекта.
(2) Длительная предшествующая стимуляция рецепторов и анализаторов, лишившая их энергетических резервов, необходимых для обработки новой информации. Необходимо время для реабилитации органов.
(3) Интенсивность, плотность во времени, частота поступления сигналов от чего происходит их взаимоналожение и интерференция.
(4) Недостаток времени для анализа и интерпретации сигналов.
(5) Ожидание иных характеристик сигнала, основанное на вере в исключительную истинность собственного предвидения. Игнорирование объективных свойств сигнала. Искусственное выделение и акцентуация внимания только на тех особенностях сигнала, которые совпадают с образом ожидаемого будущего.

Процесс интерпретации складывается из этапов:

Упрощение изображения:
(1) уменьшение потока информации, поступающей на рецепторы, за счёт её селекции с точки зрения актуальной потребности,
(2) словесная установка способна облегчить интерпретацию, сфокусировав внимание на актуальных характеристиках сигналов,
(3) выделение в информации существенных признаков, резонансных актуальной потребности – «единиц восприятия». Это любые группировки элементов восприятия, каждая из которых обладает какой-либо особенностью. Сгустки сходных элементов восприятия выступают для нас как «фигуры», «фокальные точки» сосредоточения внимания на фоне остальных – несущественных признаков (Фигура и фон).

Даже если картина восприятия – визуальная, звуковая, осязательная… кажется абсолютно бессмысленным, бессодержательным, незнакомым набором элементов восприятия, мозг всё-таки, каким-то образом, даст ей какую-то интерпретацию, а значит, совершит некоторое упорядочение, организацию элементов восприятия. Все дальнейшие сенсорные данные будут приводиться в соответствие с упомянутой интерпретацией. При этом информация о локальных признаках сенсорных сигналов может противоречиво сочетаться с интерпретацией восприятия структуры в целом. В восприятии одновременно совершается сложный и противоречивый процесс:
1) дискретное восприятие – выделение признаков поступающих сигналов,
2) и их интерпретация в целом (системное восприятие), находящееся в зависимости от архетипов, стереотипов или эталонов восприятия, установок.

При интеграции сенсорной информации непременно возникает связная картина реального мира. Не вписывающаяся в её логическую структуру информация вытесняется из памяти, из сознания и на сенсорных входах – рецепторах выставляются «стражи», препятствующие её новому поступлению в нервную систему. В царстве смысла нет места бессмыслице. Но таким образом люди лишают себя возможности заметить нечто такое, что, может быть, в корне перевернуло бы их мнения и мировоззрение. Новое в науке и культуре возникает с того момента, когда некто начинает замечать то, что другие пропускали мимо себя как ничего не значащий пустяк, безделицу. Необходимо воспитывать новую культуру чувств, ощущений, которая была бы открыта всему новому, нестандартному, необычному. Стандартизация восприятия – начало интеллектуальной стагнации и, в конце концов, творческой смерти.

(4) Создание конкурирующих образов, позволяющих неоднозначно и противоречиво интерпретировать одну и ту же информацию. Информация может казаться неоднозначной из-за:
1) нехватки существенной информации,
2) избытка несущественной информации,
3) возможности интерпретировать один и тот же образ двумя разными способами одновременно.
4) Создание образов, лишённых определённого смысла, чтобы выяснить какое влияние оказывает процесс интерпретации на прошлый опыт.
5) Понятийная идентификация объектов восприятия.

Дж.Бруннер: в ходе понятийной идентификации происходит постепенное сужение, последовательное ограничение категорий, к которым относится наблюдаемый объект.
М.С.Шехтер: более точная и определённая категоризация объектов связана с нахождением их новых, дополнительных признаков.
И.Хофман: при сравнении сенсорных воздействий с сенсорными признаками репрезентации понятий в памяти сначала сопоставляются глобальные признаки, а затем постепенно в процесс включаются всё более мелкие детали. Поэтому в рамках некоторой иерархии понятий принадлежность к понятию раньше всего устанавливается по отношению к наиболее абстрактному сенсорному понятию.
Tags: #внимание, #волевое восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments