nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВНИМАНИЕ-2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



6. Модели избирательного (произвольного) внимания.

В этой части речь идет о том, как представляют себе сущность и «механизм» избирательного (произвольного) внимания разные ученые.

МОДЕЛЬ С ФИЛЬТРАЦИЕЙ (Бродбента).

Обработка информации ограничена пропускной способностью канала.
(1) Органы чувств воспринимают сигналы и реагируют на них нервными импульсами высоко- или низкочастотных колебаний, совершаемых нервными волокнами во время прохождения через них электрических зарядов в результате химических реакций на клеточном уровне.
(2) Человеческий организм одновременно испытывает физическое воздействие множества различных раздражителей, но «замечает» и отвечает лишь на некоторые.
(3) Это объясняется тем, что все сигналы, воспринимаемые организмом, поступают в ЦНС через «фильтр», где по принципу адекватности доминирующей потребности отбираются лишь некоторые из них. Их «отбор» и есть проявление факта произвольно направленного внимания. Вероятно, в «фильтр» поступает и информация из памяти, позволяющая сопоставить новую информацию с имеющимся опытом.
(4) Из «фильтра» отобранные сигналы поступают на декодировку далее – в высшие отделы ЦНС по каналу с ограниченной пропускной способностью.
(5) Сенсорные каналы разных модальностей (звуковые, зрительные, обонятельные…) имеют, очевидно, собственные «фильтры».
(6) Возникает вопрос: какова судьба «отсеянных» сигналов, не прошедших «фильтр», задержанных в нём. Либо они остаются в глубинах бессознательной памяти и становятся материалом для произвольного или спонтанного творчества фантастических образов нашим сознанием. Либо – изгоняются вон бесследно.

МОДЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ (Трейсмана).

Опыты свидетельствуют, что так называемые «игнорируемые, задержанные сигналы» не только обнаруживаются и фиксируются ЦНС (на бессознательном уровне), но и семантически обрабатываются и получают неглубокую интерпретацию по принципу «полезно – вредно».

Другие опыты показали, что «фильтр» успешно преодолевают те сигналы, восприятие которых хотя и не управляется произвольно и осмысленно, но которые предварительно получили подкрепление в виде установки на их восприятие.
Например:
1) занятая другим делом мать всегда различит и отреагирует на зов своего ребёнка, даже поданный тихо, даже на фоне сильных шумовых помех;
2) занятый каким-то делом человек расслышит своё имя даже на фоне звуковых помех).

Это породило идею о том, что ещё перед тем, как попасть в «фильтр», сигналы проходят через так называемый «делитель - аттенюатор» (МОДЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ Трейсмана). «Делитель» или «перцептивный фильтр» осуществляет предварительный анализ общих – физических характеристик сигнала после чего выдаёт ему «пропуск» дальше – в «фильтр», где происходит уже семантическая (вербальная) переработка (кодировка или декодировка) и интерпретация сигнала. Возможно, что в «канальном фильтре» не блокируются и не отсеиваются, а только ослабляются сигналы иерархически (с точки зрения иерархии потребностей) непервостепенные в данный момент, но, тем не менее, существенные и могущие стать актуальными в следующий момент времени.

Вопрос в том, где находятся нейрокомплексы, названные условно «фильтр» и «делитель»? Логично предположить, что «делитель» образуют комплексы периферических нервных клеток, а «фильтр» – образование кортикальное.

МОДЕЛЬ УМЕСТНОСТИ (Дойча – Нормана).

Все сигналы, воспринимаемые организмом, подвергаются предварительному анализу с точки зрения их соответствия потребностям организма и – идентификации путём сравнения с образами памяти. Значения входных сенсорных сигналов извлекаются при таком анализе одновременно после их параллельной обработки. Только после такой переработки «уместные» сигналы, т.е. опознанные, адекватные актуальным потребностям и целям, передаются «делителю» для селекции существенных и отсева несущественных, а затем посылаются на дальнейшую обработку.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

При превышении некоторой скорости поступления входных данных (пропускная способность канала) информация не может проходить без ошибок в передаче. Пропускная способность определяется физическими ограничениями системы. В единицу времени нервная система способна воспринять и переработать (идентифицировать, определить значение и вписать в картину мира) ограниченное число единиц информации. Затем ей необходимо время для реабилитации.
Общее возбуждение нервной системы поддерживает способность к восприятию сенсорных сигналов в активном состоянии. Повышение уровня возбуждения сопровождается улучшением внимания вплоть до определённой точки, после которой дальнейший рост уровня возбуждения только ухудшает качество внимания.

При низком возбуждении избирательность признаков, используемых при управлении действием, невысока: внимание привлекается как существенными, так и несущественными признаками. С ростом возбуждения человек сосредотачивается на существенных признаках, а несущественные игнорирует. При дальнейшем росте возбуждения избирательность сужается и игнорируются даже существенные признаки. Деятельность перестаёт улучшаться и её показатели снижаются. Организация внимания при решении простых задач требует учёта меньшего числа признаков, поэтому на них меньше влияют высокие уровни возбуждения.

Внимание требуется уделять тем процессам, осуществление которых требует сознательных усилий, т.е. новым, нуждающимся в сознательном управлении и координации. Автоматические, знакомые, стереотипные действия не нуждаются во внимательном сопровождении.

7. Эволюция внимания в онтогенезе (Л.С.Выготский).

Внимание ребёнка организовано по принципу доминанты:
(1) главный очаг возбуждения усиливается за счёт других;
(2) перенос внимания есть смена доминантных очагов,
(3) новые сложные условные рефлексы формируются на основе новых доминант.

Вниманием НОВОРОЖДЕННОГО безраздельно владеют и управляют – пищевая, пространственная (осязательная, вкусовая, обонятельная) доминанты.

Вниманием МЛАДЕНЦА руководят – зрительная и слуховая доминанты.

Культурное развитие ребёнка происходит в результате врастания его в социальную среду и приспособления к ней с помощью произвольного внимания. Основой его волевых импульсов является исполнительская дисциплина — повиновение авторитетному взрослому:
1) приказу извне – представителя социальной среды, позже -
2) приказу изнутри – самого себя себе самому (интериоризированный внешний приказ представителя социальной среды).

Приказ отдаётся при помощи слова – знака, выделяющего и определяющего объект внимания. Его выполнение регулируется словом. Первоначальная функция речи – указание. Ребёнок воспринимает слово, как указание и соответственно использует его. Само по себе слово становится объектом самостоятельного внимания позже – в результате специального обучения в ходе которого ребёнок учится «разворачивать» из слова весь сложный набор ассоциаций – образов явлений и категорий, обозначенных этим словом.

Овладение речью — важная предпосылка формирования произвольного внимания. С помощью слова ребёнок учится сначала управлять вниманием, направленным наружу, а затем – внутрь себя.

ВЗРОСЛЫЙ обладает развитым произвольным словесным вниманием. Слово используется им, как инструмент управления внутренними процессами, перестройки хода интеллектуальных событий.

Произвольное внимание это перенесённый вовнутрь процесс опосредованного словом внимания. Называя слово, человек, тем самым, вызывает соответствующий образ явления со всеми связанными с ним эмоциональными ассоциациями.
Если эмоции положительные, внимание легко и долго удерживается.
Если эмоции отрицательные, то либо внимание удерживается в силу исходящей от образа угрозы, либо образ вытесняется в подсознание.
Эмоции усиливают концентрации внимания на цели и вытесняют конкурентов.

8. Ограниченность внимания и факторы, улучшающие внимание.

В условиях постоянно действующей конкуренции раздражителей или утомления от длительной концентрации на одном и том же объекте можно искусственно поддерживать внимание на высоком уровне.

1. Посредством ритмичной организации поступления объектов восприятия в поле внимания: гармоническое чередование направленности внимания на различных сторонах объекта, пропорция фаз концентрации в фокусе внимания и фаз реабилитации, отдыха. Работа нашего организма и психики подчиняется закону ритма. Поэтому поступление объектов восприятия в поле внимания через одинаковые интервалы времени повышает его эффективность. Ритмическая упорядоченность образов и категорий сознания также будет способствовать более эффективной работе с ними.

Чтобы добиться максимального внимания в обучении необходимо создать ритмически организованный учебный процесс, где ритм стал бы главной временной характеристикой и урока, и перемен между ними, и всего рабочего дня, недели, года – всего периода обучения.

2. Используя архетипы сознания в качестве катализаторов внимания можно ассоциативно соединять их образы с объектом восприятия. Архетип мощно кумулирует и притягивает к себе раздражители. Он – организующий центр восприятия, поскольку в его основе – желание, привычка воспринимать мир не таким каков он есть, а каким хочется чтобы он был. Архетип – установка, рождённая доминирующей потребностью.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ И ЗВУКОВ.

Звук – непрерывные колебания разницы давления воздуха. Постоянных звуковых сигналов не существует. Звук, таким образом, не просто сопровождается движением, он сам есть движение. Поэтому звуковую информацию человек способен воспринимать дольше, эффективнее, процесс восприятия совершается проще и энергетически «дешевле», чем в отношении зрительной информации. Качественное восприятие зрением требует специального введения движения в наблюдаемую картину.

Сигналы, проходящие по нерву, отличаются друг от друга либо тем, что идут по разным нервным волокнам, либо тем, что вызывают в нервных волокнах разное число колебательных импульсов в секунду. Высокочастотные и низкочастотные звуки возбуждают различные нервные волокна.

Есть разница между УЛАВЛИВАНИЕМ - РАЗЛИЧЕНИЕМ и ПОНИМАНИЕМ сигнала. Улавливание это отражение нервной системой звукового сигнала как физического раздражителя (ритма, модуляции – высоты, длительности…) на уровне физиологической реакции. Понимание это расшифровка его значения для человека с точки зрения его потребностей.

Два сигнала, поступающих одновременно, труднее распознать и понять, чем если они следуют один за другим. Их восприятию и пониманию мешает интерференция звуков.
Установка на восприятие тех или иных параметров сигнала облегчает его улавливание и понимание. Понимание ещё более облегчается, если:
- воспринимающий инструктирован игнорировать другой сигнал,
- два сигнала отличаются друг от друга физическими параметрами,
- два сигнала пространственно разделены.

Разные по значению сигналы не должны исходить из одного источника или репродуктора или из разных репродукторов, но расположенных один за другим. Два голоса должны отстоять друг от друга на возможно большем расстоянии в горизонтальной плоскости.

Лучше воспринимаются одновременно поступающие сигналы, если они воспроизводятся не одним репродуктором, а стереофоническим устройством. Стереофонические системы позволяют различать несколько звуков, звучащих одновременно.

Когда ритм и модуляции одинаковы для двух звуков, слушатель воспринимает их как один звук.

Можно слушать речь одного человека и игнорировать речь другого с помощью отбора из массы достигающих слуха звуков всех тех частот, которые модулируют в одном ритме. Различать разные голоса и то, что они произносят удаётся благодаря тому, что голосовые связки двух говорящих не могут вибрировать одномоментно в одном ритме.
В мозгу существует фильтр, отбрасывающий часть поступающей информации из-за её ненужности или несоответствия ожиданиям – звуковым архетипам – привычным неосознаваемым звукосочетаниям, образы которых живут в глубинах памяти.

У человека существуют установки восприятия в виде целого ряда сенсорных стереотипов – образов звуков, которые он ожидает и привык слушать. Это своего рода звуковые архетипы. При отсутствии специальной установки на поиск и обнаружение новых, необычных звуков, таковые могут не различаться и не восприниматься, если только они не превысят некоторого порога чувствительности, за которым они просто не могут не быть услышаны.

Существуют два механизма звукового внимания:
Выбор сигнала на основе его содержания.
Выбор на основе различения физических характеристик сигнала.

Устная речь – причудливое сочетание неразборчивых звуков. Трудно установить связь между разрывами в произносимых звуках, между границами слов.
Например:
- Гулять по чаще леса.
- Ходить почаще в кино.
Смысл фразы и каждого её элемента становится понятным из контекста. Это понимание происходит в промежутке между поступлением сенсорной информации в анализатор и окончательной интерпретацией сообщения в процессе перцептивного анализа.

При чтении глаза читающего бегут по тексту, значительно опережая произносимые в данный момент вслух или про себя слова. Опытная машинистка, перепечатывая текст, читает его, намного опережая печатаемое слово. Мы всегда двигаемся вперёд, стараясь собрать как можно больше контекстной информации, прежде чем приступить к действиям, которых требует задача. Чем больше мы знаем о том, что произойдёт или сможет произойти в будущем, тем легче воспринять то, что происходит в настоящем.
Язык обладает огромной избыточностью. Мы произносим и пишем гораздо больше слов, чем это необходимо для понимания сказанного или написанного. Избыточность языка позволяет нам избирательно концентрировать внимание на отдельных фрагментах сообщения, предвосхищать следующие его части, сосредоточиваться на ключевых словах или фразах, несущих основной смысл сообщения.

Эффект эха. При восприятии звука, особенно в замкнутом помещении, необходимо учитывать эффект эха возникающий вследствие воздействия на слуховые рецепторы не только звуковых волн, распространяющихся по прямому пути, но и по непрямым путям. Имеется в виду доходящие с некоторым опозданием до барабанных перепонок старые звуки, отражённые от стен замкнутого помещения и накладывающиеся на новые звуки. Их наложение и взаимопроникновение не осознаётся, но подспудно затрудняет восприятие новой информации и ускоряет утомление слуховых анализаторов. Поэтому необходимо делать паузы между сообщениями в закрытых помещениях.

Опознание различий высоты и громкости звуков.

При очень слабых различиях высоты двух последовательно предъявляемых звуков имеется стадия, когда испытуемые, уже обнаруживая, что звуки разные, тем не менее, не могут сказать, какой из них выше, а какой ниже.

Б.М.Теплов и М.Н.Борисова так объясняют этот феномен: существуют два последовательных порога – порог простого и порог дифференцированного различения, когда первый закономерно ниже второго. Психика, преодолевая порог «не звук (тишина) – звук», не успевает перестроиться для дифференцированного различения порога «звук – 1» - «звук – 2».
(Продолжение следует)
Tags: #внимание, #волевое восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments