nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВНИМАНИЕ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



Внимание это рефлекторное или управляемое волей восприятие, кумулятивно направленное на источник сигнала, раздражающего рецепторы органов восприятия, игнорирующее посторонние раздражители. Это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации (адекватной актуальной потребности) и выполнение поставленных задач.

1.Физиологические условия возникновения внимания.

Для возникновения феномена внимания необходима активизация обеспечивающего его нейроансамбля:
1) снаружи – путём поступления раздражений в центральную нервную систему от периферических рецепторов
2) изнутри – путём волевой мобилизации активности органов восприятия и ориентировки их на какой-то сигнал.

Если ещё до начала восприятия совершается волевая настройка на предполагаемый сигнал, а он впоследствии не поступает, организм всё больше энергии тратит на поддержание состояния «холостой мобилизации» пока, наконец, не наступает состояние энергетического истощения. Тогда участвующие в ожидании нейрокомплексы переходят в состояние торможения.

Если в центральную нервную систему начинают поступать сигналы с периферии, а она не мобилизована и не готова к их восприятию и выработке адекватного ответа, то либо:

1) если сигналы не превышают определённого уровня силы, они остаются незамеченными – игнорируются ЦНС: блокируется их доступ к высшим анализаторам или блокируется включение механизма выработки ответа;

2) либо, если сигнал превышает некоторый порог интенсивности и не может в силу своих физических характеристик игнорироваться нервной системой, или, в силу своей значимости, не может быть проигнорирован организмом даже при незначительных физических характеристиках, наступает состояние стресса. В этом состоянии в организме:
- либо начинается генерализованное торможение и, в конце концов, вырабатывает адекватный ответ на сигнал,
- либо возникает стихийная паническая активность, когда наугад применяются имеющиеся в биологическом арсенале модели рефлекторных реакций.

Работу осуществляющего внимание нейроансамбля и периферических органов восприятия обеспечивают все анатомические системы организма: мышцы, кровь, эндокринные железы… Они находятся в состоянии мобилизации на протяжении всего процесса внимания.

2.Физиологический механизм внимания.

Существуют два основных вида внимания – непроизвольное и произвольное.

Физиологическая основа непроизвольного внимания – ориентировочная реакция, которая включается при предъявлении стимула и состоит из:
(1) двигательного (мышечного) компонента – поворот головы и глаз в сторону раздражителя, торможение текущей условно-рефлекторной деятельности, повышение мышечного тонуса;
(2) сердечного компонента – изменяется сердечный ритм;
(3) дыхательного компонента – изменяется частота дыхания;
(4) кожно-гальванического компонента – возрастает электрическая активность кожи;
(5) сосудистого компонента – расширяются сосуды;
(6) зрачкового компонента – расширяются зрачки;
(7) сенсорного компонента – снижаются пороги сенсорного восприятия;
(8) электроэнцефалографического компонента – возникает генерализованная активация, когда подавляются (блокируются) альфа-ритмы и на смену им приходит высокочастотная активность;
(9) нейронного компонента – формируются или восстанавливаются нервные связи между нейронами, возникающие функциональные нейроансамбли готовятся включиться в работу по формированию модели ответа на стимул.

В результате этих изменений возникает состояние мобилизационной готовности организма.

Ориентировочная реакция возникает, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом прошлых восприятий («нервной моделью»). Она сохраняется до тех пор, пока сохраняется упомянутое рассогласование. Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочная реакция не возникает. Если же они не совпадают, ориентировочная реакция возникает и оказывается тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители.

Формирование ориентировочной реакции подчиняется разным законам:
1. Закон силы (интенсивности): чем интенсивнее стимул, тем интенсивнее ответная реакция.
2. Закон значимости: чем больше стимул резонирует с актуальной потребностью субъекта, чем он значимее для него, тем, даже при небольших физических характеристиках стимула, реакция на него будет интенсивнее.
3. Закон новизны: чем новее стимул, тем интенсивнее вызванная им ориентировочная реакция.

Ориентировочная реакция возникает не на любой новый стимул, а лишь на имеющий биологическое или персональное значение, воплощенное в системе унаследованных или персонально выработанных потребностей и ценностей. Она представляет собой единство воспринимающих и исполнительских механизмов, поэтому восприятие значимого стимула неотъемлемо от сопровождающей его адекватной ответной реакции.

Нейрофизиологические механизмы внимания.

Внимание обеспечивается деятельностью неспецифической активирующей системы головного мозга, простирающейся от продолговатого мозга до зрительного бугра (таламуса). Главные её компоненты — ретикулярная формация и лимбическая система, основная функция которых – генерализованная активация, энергообеспечение и регуляция функциональных состояний коры больших полушарий и всей нервной системы.

Внимание сопровождается:

1) Торможением мускульной, двигательной активности.
2) Анализом поступающей информации.
3) Созданием идеального образа ожидаемого объекта восприятия.
4) Селекцией поступающей информации и отсевом тех сигналов, которые неадекватны образу ожидаемого объекта восприятия.
5) Мобилизацией биологических средств организма – приведением их в состояние готовности для выработки реакции на взаимодействие с ожидаемым объектом.
Мобилизация активности ЦНС и приведение её в состояние ожидания и готовности к встрече с объектом восприятия, в отсутствие реального раздражителя, возможно лишь при наличии в сознании идеального образа предполагаемого объекта восприятия.
6) Формированием одной или нескольких альтернативных программ ответа на взаимодействие с возможным объектом восприятия.

Состояние внимания ограничено во времени: неподвижность — торможение требуют энергозатрат не меньших, чем движение. Если искусственно поддерживать состояние внимания слишком долго возможны нарушения сознания и даже его потеря.

3. Конкуренция раздражителей.

Человек одновременно воспринимает массу разнообразных и противоречивых раздражителей, борющихся за сознание и требующих адекватных ответов. В этой борьбе они мешаются друг с другом, путаются, вытесняют друг друга. Чем они сложнее и противоречивее и чем их больше, тем дольше происходит их селекция, отбор и сортировка по степени актуальности, значимости (с точки зрения иерархии потребностей личности) и формирование программы ответа. Пока совершается эта внутренняя духовная работа, деятельность организма должна быть заторможена полностью или частично – в отношении объекта восприятия. В форме «внимания» и происходит торможение и выработка программы ответа.

4. Характеристики внимания.

После анализа конкурентных раздражителей и их систематизации по степени важности для личности определяется «фокус внимания» – самые яркие и ясные в данный момент восприятия впечатления и образы. Фокус внимания окружён «периферией». Вместе фокус и периферия образуют явление, называемое «объёмом внимания».

Допущенные при чтении или письме ошибки – нередко результат неверной ориентировки сфокусированного внимания: на смысле, а не на форме текста. Или результат неумения оперативно переключать внимание. В такие моменты работает автоматическая, подсознательная грамотность. Её уровень и есть подлинный показатель лингвистической, литературной культуры.

Интенсивность – количество внимания «выделенное» на единицу объекта внимания в единицу времени.

Концентрация внимания – количество объектов внимания, находящихся в фокусе. Чем меньше фокус внимания, тем больше его концентрация и интенсивность, а, следовательно, и качество.

Внимание может быть направлено наружу и внутрь.

Наружное, внешнее внимание адресовано внешним объектам. Животные наружное внимание, в основном, направляют на поиски пищи, в которых активно участвуют губы, щупальца, хобот, язык, передние конечности. Поиск пищи сопровождается активной деятельностью рта и передних конечностей. Рефлексивная связь деятельности рта и наружного внимания унаследована человеком от древних, дочеловеческих стадий развития. Поэтому при интенсивном глубоком наружном внимании человек непроизвольно совершает различные инстинктивные движения ртом или руками. Это помогает ему сосредоточиться: жуёт что-либо, курит, сосёт или облизывает руку или какой-нибудь предмет в руке… Подобный неадекватный рефлекс попутно играет роль тормозной доминанты, которой человек реагирует на разнообразные несущественные раздражения, способные отвлечь его внимание от главной цели.

Внешние проявления наружного внимания: поднятые брови, широко раскрытые глаза, горизонтальные складки на лбу, иногда (особенно у детей) раскрытый рот…
У учащихся на уроках, лекциях работает внешнее внимание. Поэтому нет повода для беспокойства, если оно сопровождается попутно рефлекторной деятельностью рта, руки или ноги. Лишь бы такая активность не противоречила санитарным нормам.

Внутреннее внимание. Направлено внутрь человека – на его физиологические или психические процессы. Сопровождается волевым усилием, тормозящим всякую двигательную активность, чтобы тоньше, чутче прислушиваться, следить за происходящим внутри. При наличии развитой тренированной воли внутренние процессы могут быть не только отслеживаемы, но и управляемы.

Внешние проявления внутреннего внимания: опущенные и сдвинутые брови, вертикальные складки на лбу между бровями, прикрытые глаза, как бы смотрящие внутрь себя, плотно закрытый рот, сжатые зубы…

Концентрации движений и мыслей взаимосвязаны: можно от одного идти к другому и наоборот.

Глубокое внимание сопровождается движением: ходьба, почёсывание, напевание, болтание ногой, верчение в руке предмета.… Через движение происходит пробуждение ассоциированных с двигательными мыслительных центров или общих с ними нейрокомплексов.

5. Виды внимания.

5.1. Пассивное, непроизвольное внимание.

Это спонтанное, стихийное восприятие нервной системой раздражителей помимо сознательного волевого усилия, без специальных на то энергозатрат. Внимание, будучи предоставлено самому себе, переходит естественно от одного объекта к другому в поисках новых впечатлений. Не направляемое рассудком, оно легко скользит по поверхности явлений, не углубляясь в их суть.

Непроизвольно воспринимаются:

1. Интенсивные раздражители (громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы, сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли…) – уничтожают конкуренцию со стороны других раздражителей, мобилизуют для восприятия всю энергию организма.

2. Сигналы, обладающие новым, необычным качеством (внезапно переменчивые раздражители, новые впечатления, не имеющие ассоциативных связей в сознании), вызывающие мобилизацию новых нейроансамблей с неистраченными энергетическими запасами, когда возбуждение от нового сигнала не интерферирует с раздражениями из других источников.

3. Часто повторяющиеся даже слабые раздражители, мобилизующие энергетические резервы функционирующего нейроансамбля и привлекающие дополнительную энергию из смежных нейроансамблей для подкрепления действующих. В результате возникают устойчивость, стабильность нервных связей, образующих пути транспортировки энергии для ответа на знакомый раздражитель и суммирование раздражений.

Внезапные раздражители, мобилизующие для ответа энергии новых нейроансамблей с неизрасходованными резервами.

Сигналы, передающиеся движущимся источником, включающим работу одного за другим новых нейрокомплексов, дающих постоянную энергетическую подпитку работающим нервным ансамблям. Это позволяет избежать утомления и привыкания — сенсорной адаптации, благодаря суммированию энергии разных нейрокомплексов.

Знакомые сигналы, согласные с наличным содержанием сознания (не вызывающие ориентировочного рефлекса «что такое?», производящие эффект интеллектуального резонанса) вызывают аккомодацию (предрасположение) к известным раздражителям. Программа восприятия таких знакомых сигналов включает в себя присутствие готового динамического стереотипа ответа – сформированность и готовность нервных механизмов для реагирования на знакомый раздражитель, резонирующий с наличной в сознании Картиной Мира.

Новые, внезапные, подвижные сигналы, имеющие биологическое — витальное значение, воспринимаемые, как неожиданные — с изумлением особенно эффективно провоцируют непроизвольное внимание. Изумление это не состояние сознания, а пауза, поведенческая форма проявления торможения, разделяющего два состояния нервной системы: когда рушится старый образ объекта восприятия и формируется новый образ. Крушение старого образа угрожает целостности и непротиворечивости старой Картины Мира. Это угроза способности привычно ориентироваться в обстановке. Она вызывает чувство беспокойства и тревоги.

Непроизвольное внимание иногда называют непосредственным или рефлекторным. Оно возникает в ответ на биологически важный раздражитель и является особой — предварительной стадией безусловного рефлекса, который будет мобилизован из арсенала наследственных реакций.

Рассеянное внимание – результат комплексного восприятия разнородных раздражителей без упорядочивания их по принципу иерархии с выделением доминант. Такое внимание несфокусировано, неустойчиво, кратковременно, хаотично и мало запечатлевается памятью. Любое внимание спонтанно стремится к рассеянию в результате бомбардировки сознания конкурирующими раздражителями.

5.2. Активное, произвольное внимание.

Внимание спонтанно стремится к рассеянию в результате «бомбардировки» сознания конкурирующими раздражителями. Воля – источник направленности внимания на перспективную цель, инструмент, позволяющий упорядочивать раздражители адекватно структуре потребностей. В основе волевых «механизмов» – словесная инструкция, приказ отданный самому себе, управляющий вниманием и поведением. Активное, произвольное внимание это разумное, осмысленное восприятие нервной системой раздражителей после искусственного отбора и отсева всех посторонних сигналов, не соответствующих волевой установке, отражающей доминирующую потребность и руководящей восприятием. Оно всегда требует специальных и немалых энергозатрат. Во время акта произвольного внимания происходит:
- ожидание и подготовка нервной системы к восприятию вероятного раздражителя,
- анализ восприятия с точки зрения адекватности его содержания актуальной потребности – селекция значимых сигналов и торможение доступа в высшие «этажи» сознания сигналов незначимых,
- ассимиляция ощущения с соответствующим образом памяти и с индивидуальной Картиной Мира с целью идентификации и определения значения воспринимаемого раздражителя.

В произвольном внимании огромную роль играет воля, несущая в себе печать ожидания желаемого события, желаемых и, следовательно, по возможности иллюзорных характеристик ожидаемого. В психической природе иллюзии воля играет столь же значительную роль, как и в природе произвольного внимания. Поэтому нередко люди, обладающие развитой волей, способны получать в результате произвольного внимания сильно искажённые образы объективного мира. Этой аберрацией они обязаны своей воле. Её сила привносит в восприятия объективного мира те черты и характеристики, которыми он не обладает на самом деле, но, которыми, по мнению воспринимающего субъекта, должен был бы обладать.

Имея дело с восприятиями, данными произвольным вниманием, нужно строго давать отчёт, где кончаются их объективные характеристики и где начинается субъективная интерпретация ощущений.

Произвольное внимание длится несколько секунд, после чего:
1) либо объект внимания вызывает интерес и тогда произвольное внимание превращается в непроизвольное,
2) либо отсутствие интереса лишает нас мотива наблюдения и исследования, а значит и энергии для сохранения объекта в фокусе внимания. После этого он уходит на периферию, откуда – в подсознание или вовсе вытесняется из поля восприятия.

Невозможно долго держать в фокусе внимания не изменяющийся объект. Объект должен быть всё время в движении, трансформироваться, чтобы приковывать к себе внимание. Тогда он конкурентоспособен на фоне других раздражителей. Поддерживать произвольное внимание к одному и тому же объекту можно:

1) искусственно обнаруживая в нём всё новые свойства и стороны,
2) стимулируя эмоции, окружая ими объект восприятия,
3) формируя и тренируя привычку.

Произвольное внимание возникает в результате исторического развития нервной системы в филогенезе и онтогенезе. Оно опосредовано словом, речью, символом и формируется в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания в рамках общего процесса овладения языковой культурой и культурой разумного мышления. Сначала оно существует в виде внешних формул принуждения сознания к наблюдению за одними объектами и игнорирования других. Затем, в результате интериоризации внешней команды (постороннего волевого импульса), оно переходит во внутренний план и превращается в приказ, отданный самим собой себе же.

Концентрированное внимание – восприятие, имеющее ясный конкретный фокус и потому устойчивое, долговременное. Оно подчинено волевой установке, осуществляется при строгом разумном контроле и анализе всей поступающей в сознание информации.

Опосредованное (словом, мыслью, волей) внимание осуществляется с использованием для управления им инструмента слова.
(Продолжение следует)
Tags: #внимание, #волевое восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments