nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 6.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



В. АППЕРЦЕПЦИЯ. ПОСТСОЗНАТЕЛЬНОЕ, АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ, СТЕРЕОТИПНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

БЕС-СОЗНАТЕЛЬНОЕ восприятие проявляется в двух ипостасях:
- восприятие ДО-СОЗНАТЕЛЬНОЕ и
- восприятие ПОСТ-СОЗНАТЕЛЬНОЕ.

До-сознательное восприятие — это рефлекторная сенсорика — перцепция.

Пост-сознательное восприятие — это разумно осмысленная сенсорика, пропущенная сквозь фильтры культурных интерпретаций и персональных ценностей, «прописанная» в душе человека на «постоянное место жительства» в качестве персональных сенсорных стереотипов - «автоматизмов», отличающихся от стереотипов рефлекторного восприятия отсутствием соответствующей «регистрации» в генном коде.

СТЕРЕОТИП ВОСПРИЯТИЯ (динамический) – система условных и безусловных рефлексов на стимулы, необычные с точки зрения видового опыта, но привычные для опыта персонального. Стереотипы персональных (условных) восприятий образуются в ответ на устойчиво повторяющуюся в масштабах личной жизни систему условных раздражителей. Нервные процессы, лежащие в основе динамического стереотипа, объединяются в устойчивые комплексы стереотипов восприятий вследствие того, что текущий рефлекторный ответ становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При стабильном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, и вся цепочка ответов может быть воспроизведена даже при предъявлении лишь одного из стимулов.

В персональной душе стереотипы восприятий могут принимать форму УБЕЖДЕНИЙ:
В основе «убеждения»:
1) некогда в прошлом осознанная потребность личности, ставшая устойчивой – ценностью, перешедшая в подсознание, откуда работает в качестве источника неосознаваемых установок, определяющих поведение личности;
2) метод воздействия на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. В его основе – отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно функциональной единой задаче.

УБЕЖДЁННОСТЬ – идеологическая направленность личности, диктуемая из подсознания системой стабильных интересов и потребностей или окостеневшими предубеждениями, мифами, иллюзиями. Нуждается в проверке истинности фактами практики.

ОПЫТ – совокупность информации, усвоенной личностью в форме ПАМЯТИ, в истинности которой убеждает личное участие в её получении.

Нет ничего опаснее для педагогической практики, чем восприятие фактов живого поведения ребенка сквозь призму стереотипов восприятия и убеждений, в основе которых всегда не анализ конкретного НОВОГО нервно-психического материала, а окостеневшие скелеты собственного опыта прошлых восприятий, которые, при всей их правильности в прошлом, могут уводить от истины в настоящем.

С другой стороны, закрепление позитивного личного опыта обучаемого и воспитываемого ребенка в форме убеждений есть признак ситуативной победы и успеха фрагмента педагогической деятельности.

Вся педагогическая деятельность это так или иначе, в той или иной очевидной или скрытой форме процесс ВНУШЕНИЯ (СУГГЕСТИИ) некоторых «стереотипов восприятия» и «убеждений». Это волевое воздействие психического субъекта на психику объекта — целенаправленный процесс прямого или косвенного влияния, ориентированный на специфическое программирование психики человека с целью осуществления ею внушаемых действий. Внушение, в силу своей суггестивной природы, неизбежно сопровождается снижением сознательности и критичности восприятия информации психическим объектом. В этом скрывается риск формирования негативного динамического стереотипа, подавляющего личную волю и растворяющего персональное целенаправленное активное понимание содержания внушаемого, отучающего от собственного логического анализа и оценки внушаемой информации, приучающего к отказу от сопоставления с индивидуальным опытом, с настоящим нервно-психическим состоянием субъекта, отражающим адекватность внушаемой информации системе персональных интересов и ценностей.

Внушение предполагает, как необходимое условие, блокировку или отсутствие механизмов рефлексии, самосознания.
Содержанию сознания, усвоенному внушением, присущ навязчивый характер. Оно с трудом поддаётся осмыслению и коррекции (!!!). Поэтому по завершении любого акта внушения его результаты следует сопровождать очищающей критической рефлексией с позиций персональной системы ценностей и потребностей.

Внушение – компонент обычного повседневного человеческого общения. Но оно может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий навязывание некритического восприятия сообщаемой информации и противоположный убеждению. Осуществляется в форме гетеросуггестии или автосуггестии.

По методам реализации внушения подразделяются на прямые (императивные) и косвенные, преднамеренные и непреднамеренные.

Эффективность внушения определяется:
Свойствами суггестора (внушающего) и суггеренда (внушаемого) среди которых: социальный статус, обаяние, волевое, интеллектуальное, энергетическое (характерологическое) превосходство.
Отношениями, складывающимися между суггестором и суггерендом: доверие, авторитетность, зависимость.
Способом конструирования сообщения – уровнем аргументированности, характером сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкреплением другими воздействиями.

ВНУШАЕМОСТЬ – мера или степень восприимчивости к внушению, зависящая от субъективной готовности подвергнуться и подчиниться внушению. Некритичное принятие чужой точки зрения, когда человек изменяет своё поведение в соответствии с прямым указанием внешнего авторитета так или иначе деформирует или разрушает психику объекта психического воздействия.

Благоприятствует повышенной внушаемости:
- неуверенность в себе,
- низкая самооценка,
- чувство собственной неполноценности,
- покорность,
- робость,
- стеснительность,
- доверчивость,
- тревожность,
- экстравертированность,
- повышенная эмоциональность,
- впечатлительность,
- слабость логического мышления,
- медленный темп психической деятельности,
- состояние покоя и релаксации или сильное эмоциональное - возбуждение,
- утомление,
- стресс,
- низкий уровень осведомлённости, компетентности в обсуждаемом вопросе,
- малая степень значимости проблемы, мнение о которой внушается, для подвергающейся внушению личности,
- дефицит времени для принятия решения.

Внушаемость это всегда психолого-педагогическая победа Субъекта психического воздействия над Объектом. Одержав ее, недобросовестный победитель может манипулировать личностью побежденного вплоть до ее полного психического уничтожения. Добросовестный победитель воспользуется такой победой для экономии времени и энергии критического сопротивления Объекта восприятию полезной для него информации при формировании Картины Мира и Мировоззрения.
Tags: #апперцепция, #восприятие, #дидактика, #перцепция, #разумное восприятие, #стереотипное восприятие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments