nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 5.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



Б. АППЕРЦЕПЦИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

В мою личную жизнь понятие «апперцепция» вошло органично — вместе с курсом формальной логики и его преподавателем, который, выражая предельную степень восторга нашими успехами, произносил сакральную мантру: «Твою трансцендентальную апперцепцию!»

Однако ниже пойдет речь отнюдь не о трансцендентальной, а о вполне обыденной ипостаси феномена «апперцепция», доступной неразвращенному философией обыденному рассудку, закаленному начальным образованием и средним соображением.

В персональном развитии личности (в онтогенезе) наступают времена, когда разум проникает в сферу ее восприятий и, если не подчиняет ее себе вовсе (что, на мой взгляд, является разновидностью волевого умопомешательства), то существенно окрашивает собой все ее фрагменты и «задворки». Все многообразие вмешательства разума в чувственную «ткань» человеческой психики называется одним собирательным словом «АППЕРЦЕПЦИЯ».

АППЕРЦЕПЦИЯ – свойство восприятия, отражающее зависимость его:
(1) от прошлого опыта – собственного или постороннего,
(2) от актуального содержания психической деятельности,
(3) от индивидуальных особенностей человека,
(4) от волевого внимания, сфокусированного на объекте восприятия.
Эта зависимость делает восприятие осмысленным и позволяет выдвигать гипотезы о свойствах воспринимаемого объекта, не данных субъекту в ощущениях.

Апперцепция бывает устойчивой – зависящей от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, образования, технологии умственной деятельности…) и временной, неустойчивой, ситуативной – складывающейся под влиянием ситуативно возникающих психических состояний (эмоций).

Апперцепция фатально связана с ВНИМАНИЕМ – сосредоточенностью, фокусировкой субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев функциональной структуры действия и определяет успешность его выполнения.
Это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нём с целью обеспечения адекватного отражения в течение времени, необходимого для выполнения определённого акта деятельности или общения. Это воплощение целесообразной ВОЛИ, проявляющееся в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями и целями деятельности субъекта.

Характеристики внимания:
- избирательность – настройка на восприятие информации, относящейся к сознательной цели, при наличии помех;
- объём – количество «одновременно» – в пределах 0.1 секунды – отчётливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от кратковременной памяти; зависит от организации воспринимаемого материала обычно равно 5-7 объектам;
- распределение – обеспечивает успешное одновременное выполнение нескольких различных видов деятельности,
- концентрация – степень сосредоточенности на объекте;
устойчивость – длительность концентрации на объекте при отсутствии или при наличии конкурентных раздражителей;
- переключаемость – способность быстро переходить от одного объекта к другому.

Есть три вида внимания:
(1) непроизвольное – генетически исходное, пассивное – навязывается субъекту внешними по отношению к его целям и интересам событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений субъекта, иногда вопреки им, из-за новизны, силы воздействия, соответствия актуальной, хотя и неосознаваемой потребности… Физиологическое проявление этого вида внимания – ориентировочная реакция.
(2) произвольное – волевое, направленное сознанием, сформулированное в речи. Активно, обладает сложной структурой, адекватной структуре деятельности или коммуникации которую обслуживает и сопровождает.
(3) послепроизвольное – возникает на основе произвольного внимания, как снятая, автоматизированная его форма. Проявляется в сосредоточении на объекте в силу его очевидной ценности и значимости для субъекта. Появляется в результате развития операционально-технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией. При этом снимается психическое напряжение, сохраняется сознательная целенаправленность внимания, но выполнение деятельности уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Векторы внимания могут быть направлены:
- вовне — внешнее внимание (экстраспекция): на объекты внешнего объективного мира и
- внутрь — внутреннее внимание (интраспекция): на объекты субъективного мира.
Моноспекция – процесс, объединяющий экстраспекцию и интраспекцию в органически единое психическое явление.

Человек способен управлять вниманием, используя волю — НАБЛЮДАТЬ. НАБЛЮДЕНИЕ – преднамеренное, целенаправленное и осознанное чувственное познание, содержащее личностные особенности восприятия. Это метод эмпирического исследования, при котором наблюдатель сохраняет пассивную позицию невмешательства в наблюдаемые процессы. При этом объект наблюдения не ощущает себя таковым и ведёт себя естественно. Но трудно предвидеть изменение ситуации, в которой осуществляется наблюдение. Поэтому влияние внезапно возникших неконтролируемых факторов может затруднить наблюдение и сделать его невозможным. Наблюдение несвободно от субъективности позиции наблюдателя, бессознательно игнорирующего факты, противоречащие его гипотезе, и интерпретирующего факты в духе собственных ожиданий (установки). С другой стороны, субъективность создаёт установку, благоприятную для фиксации значимого факта.

Субъективизация наблюдения проявляется в форме ЦЕНТРАЦИИ – эффекта, сопровождающего зрительные иллюзии, когда элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне фокуса внимания – при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной части поля. Следствие центрации – частичная деформация воспринимаемого объекта.

Эффект встречается за пределами зрительного восприятия. Например, в межличностном восприятии при создании целостного представления о личности другого человека некоторые его качества воспринимаются как центральные, а другие – как периферические, менее значимые, менее интересные и достойные внимания.

Противоположно центрации явление РАССЕЯННОСТИ – функционального или органического нарушения способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Дефект внимания может быть обусловлен как утомлением, так и отсутствием мотивации или клиническими расстройствами.

(Продолжение следует)
Tags: #апперцепция, #восприятие, #дидактика, #перцепция, #разумное восприятие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments